«Работа с Тутберидзе научила, что невозможного нет». Тарасова – о жизни после спорта

Двукратный серебряный призёр Олимпийских игр рассказала о полученном образовании и рассказала, что примет участие в шоу Навки.
news

Отличная наметилась тенденция в последние годы — спортсмены, завершившие профессиональную карьеру, получают дополнительное профессиональное образование. И это здорово, поскольку адаптация к «гражданской» жизни у людей, отдавших спорту большую часть жизни, гораздо проще, когда у тебя есть специальность. Двукратный серебряный призёр ОИ Евгения Тарасова (выступала в паре с Владимиром Морозовым) защитила диплом в Российском международном олимпийском университете.

В беседе с корреспондентом «Советского спорта» Евгения рассказала о своей учёбе, профессиональной карьере, сотрудничестве с Этери Тутберидзе и отношении к изменениям в фигурном катании.

— Вы только что защитили диплом в Российском международном олимпийском университете. На какой программе вы обучались и почему выбор пал именно на эту специальность и это образовательное учреждение?
— Мой супруг был на заседании комиссии спортсменов в Олимпийском комитете России, и там как раз рассказывали про РМОУ. Он сказал, что есть возможность поступить туда по стипендиальной программе Фонда поддержки олимпийцев, и я заинтересовалась. Увидела, что в РМОУ есть две программы — «Мастер спортивного управления» и «Мастер спортивного администрирования», выбор пал на МСУ потому, что это модульная программа обучения. Это не целый год ежедневной учёбы, а несколько модулей по две недели: в силу моего спортивного графика мне было не совсем удобно уезжать в Сочи на целый год. Потом я подала заявку, и меня приняли. Когда я поступила в Олимпийский университет, меня очень порадовало, что я оказалась среди такого большого количества знаменитых и успешных спортсменов. За весь год я получила только положительные эмоции от обучения, очень рада, что познакомилась с этими людьми, что у меня была такая возможность и что я ей воспользовалась.

— А какой теме была посвящена ваша дипломная работа?
— Она была посвящена турниру по фигурному катанию моего имени, который прошёл в Казани в ноябре 2023 года.

— Есть ли у вас желание дальше продолжать образование? 
— Я знаю, что в Олимпийском университете есть курсы, которые можно пройти, есть специальные программы для выпускников. Но пока хочется от учёбы отдохнуть. В дальнейшем в РМОУ можно найти много всего полезного: как для работы, так и для жизни всегда пригодится.

сети Дмитрия Ильиных.webp
Источник фото: соцсети Дмитрия Ильиных

— Может быть, хотите попробовать себя в тренерской работе? 
— Сейчас мне не очень хочется. Я пока сама катаюсь в шоу, периодически тренируюсь, поэтому уходить в тренерскую работу меня пока не тянет. Иногда я помогаю, приезжаю к ребятам, могу что-то подсказать, но пока нет цели, чтобы идти тренировать.

— Или в журналистике, как Алина Загитова, недавно тоже получившая диплом?
— Нет, в журналистику я тоже не хочу, мне эта профессия не близка. Точно не моё.

— Как думаете, Алина будет хорошим специалистом в своей профессии?
— Успешные люди во многом бывают успешны, почему нет? Я ей желаю только удачи и успеха, чтобы у неё всё получилось.

— Вы с Владимиром Морозовым завершили профессиональную спортивную карьеру в прошлом ноябре, а летом 2023 года уже была информация, что вы не готовитесь к сезону. Как было принято решение о завершении карьеры? Был какой-то особый разговор с Владимиром и тренерским штабом?
— Мы летом не принимали участия в тренировочном процессе, потому что были в шоу. Честно сказать, даже не знаю, как было принято решение о завершении карьеры, как-то так вышло. Мы понимали, что будем выступать в шоу, коньки на гвоздь мы не повесим, полностью с фигурным катанием не завяжем и будем дальше радовать наших болельщиков, всех любителей фигурного катания своим катанием на льду. Не знаю, мы просто пришли к выводу, что, наверное, всё.

— Были какие-то слова или комментарии от знакомых после новости о завершении карьеры, которые запомнились вам больше всего или были для вас неожиданными?
— Помню, что были приятные отзывы: «Спасибо, ребята, что вы не тянули, а сказали сразу».

— А какие программы, которые вы катали во время карьеры, для вас самые значимые?
— Олимпийская произвольная программа, конечно. Последняя, в 2022 году.

— Последние два года вы работали в группе Этери Тутберидзе. Что нового в походе к тренировкам вам, уже сложившимся спортсменам, дал этот опыт? 
— Понимание, что нет ничего невозможного.

Тарасова Морозов Тутберидзе РИА.webp
РИА Новости

— В чём отличие Этери Георгиевны от других специалистов, с которыми вы работали?
— Все специалисты разные, у неё — свой подход, у любого тренера всё отличается, нет такого, что все по одной системе работают, а Этери Георгиевна работает по другой. У каждого тренера есть свой подход к видению тренировочного процесса, подготовки к соревнованиям. У всех всё разное.

— Что-то изменилось в вашем тренировочном процессе сейчас, после завершения карьеры? Фигурного катания меньше в жизни не стало?
— Тренировки стали не такие объёмные и тяжёлые, но мы всё равно тренируемся, поддерживаем форму. И количество тренировок тоже снизилось. Да, фигурного катания чуть меньше стало в моей жизни, но ненамного.

— Сейчас вы активно принимаете участие в шоу. Можете рассказать, какой из образов, созданных вами, вам наиболее близок?
— У нас каждое шоу и каждая программа отличаются, и сказать, что есть какой-то определённый образ, который мне бы не нравился, я не могу. В любом случае в каждый образ ты вкладываешь свои эмоции, и, если тебе он не будет нравиться, у тебя и не будет получаться. Пока всё красиво получается. Мне нравятся все образы, которые у нас были, есть, может быть, программы, которые нравятся чуть больше, но сейчас я люблю все программы, которые у нас есть.

— В начале года вы ездили с шоу в Пекин, где в 2022 году выступали на Олимпийских играх. Какие чувства у вас вызвала поездка? Была ностальгия?
— Конечно, была. Мы приехали на тот каток, который, можно сказать, перевернул нашу жизнь, и это были только положительные эмоции. Когда я зашла и подошла ко льду, у меня даже мурашки пошли по рукам. Все воспоминания были как будто вчера: мы переодевались в той же раздевалке, мы катались на том же льду. Это очень приятно.

— Какой из турниров, созданных в России за последние два года, для вас кажется самым интересным? 
— В этом году был очень интересный Кубок Первого канала. Не могу сказать, что я следила за ним от начала и до конца, но моментами было интересно, например, эстафеты – новое что-то. Вообще, все турниры стараются делать запоминающимися, по-своему уникальными, в этом большая заслуга федерации.

Кубок Первого канала РИА.webp
Источник фото: РИА Новости

— Как вы относитесь к чемпионату по прыжкам? Полезен ли он для развития фигурного катания?
— Конечно, и прошедший чемпионат было интересно смотреть.

— Можно сказать, что в фигурном катании началась эра четверных прыжков? 
— Да.

— Может ли она прийти в парное катание?
— Всё возможно, как показывают изменения в фигурном катании сейчас. Кажется, нет ничего невозможного. Наверное, очень проблематично в парное катание их ввести, потому что четверные прыжки требуют очень много работы и тренировок. В парах и без прыжков есть очень много поддержек, которые нуждаются в ежедневной, ежечасной практике, есть подкруты и выбросы, на которые уходит много времени на тренировках. Мне кажется, что это будет и физически проблематично: в парах мальчик намного крупнее девочки, ему может быть проще прыгать. Сложно в процессе тренировки работать над всем, включая такие прыжки. Четверные прыжки — это очень сложно, и меня поражает, когда маленькие девочки крутят четверные так легко: выглядит это очень легко, но я знаю, насколько это сложно в обучении, сколько труда в это вложено.

— Недавно ISU разрешил фигуристам выполнять сальто в программах. Как вы относитесь к этому решению? 
— Думаю, почему нет? Если у спортсмена есть возможность показать то, что не делают все, — это плюс. Главное, чтобы не лезли все подряд делать сальто, чтобы так же тренировали его, как прыжки, чтобы оно не вызвало большого количества травм. Но я думаю, что и не пойдут все подряд учить сальто, будет своя индивидуальность у спортсмена, который его выполнит.

— С сальто в парном катании всё будет так же, как с четверными прыжками?
— Наверное, да. Лично я бы не пошла учить сальто на льду.

Адам Сяо Хим Фа сальто гетти.webp
Источник фото: Getty Images

— В этом году вы выступали на «Русском вызове» с программой, посвящённой Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову. Как возникла эта идея? Для вас этот прокат был эмоциональным?
— Идею нам предложил Илья Авербух. Нас всегда многие называли очень классической в хорошем смысле парой, у нас классические линии и скольжение, отсюда, наверное, у Ильи родилась идея посвятить эту программу Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову. Конечно, это было эмоционально: любой прокат, любые соревнования — это эмоционально, даже если тебя в этот момент не будут оценивать, как на настоящих турнирах. Это в любом случае соревнования, и волнение присутствовало, и было желание показать максимум.

— А какие номера других фигуристов на этом турнире запомнились вам больше всего? Может быть, были такие, которые сильно тронули?
— Мне понравился номер у Оксаны Домниной и Максима Шабалина, очень трогательный, и у Елизаветы Туктамышевой тоже очень понравился номер. В целом у всех участников были креативные и классные программы.

— Какие у вас планы на ближайшее будущее?
— Совсем ближайшее будущее — в июле мы приступаем к ледовому шоу Татьяны Навки «Руслан и Людмила» в Сочи, где будем исполнять главные роли. А дальше посмотрим.

Заглавное фото: РИА Новости
Новости. Фигурное катание