Начало новой истории. Отечественные фигуристы завоевали эпохальное золото Олимпиады
29 января 1964 года на зимних Играх в австрийском Инсбруке советские спортсмены Людмила Белоусова и Олег Протопопов стали первыми в истории СССР олимпийскими чемпионами в фигурном катании. С этого момента началось доминирование отечественных атлетов в этом виде спорта.
До старта Олимпиады никто не рассчитывал, что советская пара может сотворить триумф. Все ставки были возложены на немецкий дуэт Марика Килиус/Ганс-Юрген Боймлер, которые за две недели до Игр в очередной раз завоевали золотые медали чемпионата Европы. Однако подтвердить статус-кво вопреки ожиданиям им так и не удалось.
Белоусова и Протопопов сравнительно поздно начали свой карьерный путь – в 19 и 22 года соответственно. Сейчас в это трудно поверить, но к своей первой Олимпиаде спортсмены готовились на крошечном катке с искусственным льдом в подворье монастыря Оптина Пустынь на Васильевском острове. Кроме того, советская делегация оставила их без тренера, считая, что пара слишком возрастная и бесперспективная. Однако атлеты совершили чудо и оставили главных фаворитов соревнований не у дел.
Они открыли миру новый взгляд на фигурное катание: унисон, изящность, особое музыкальное сопровождение. Именно с Белоусова и Протопопова пошла мода на классику: в дальнейшем остальные всё чаще стали исполнять номера под Бетховена, Рахманинова, Чайковского, Листа и других. Советскому дуэту не пришлось творчески обыгрывать возлюбленных героев. Их романтическая история началась почти сразу же после знакомства на московском семинаре осенью 1954 года.
«Мы много искали. Искали музыку, искали главным образом наиболее правильную и глубокую трактовку комбинации. Нас интересовала не только смена ритмов, как это было раньше. Как это было и есть у большинства фигуристов. Нас интересовала смена эмоций, настроений. Мы считали, что в спортивной композиции наиболее существенное — её внутренний механизм, её содержание», – приводит слова олимпийских чемпионов Лидия Орлова в книге «А мне всё снится запах снега».
Помимо своего вклада в художественное развитие фигурного катания, Людмила и Олег оттачивали техническую составляющую. Так, они первыми исполнили тодес вперёд внутрь, который был впоследствии назван «космическая спираль».
Вскоре после победы в Инсбруке Белоусова и Протопопов попали на торжественный приём к Никите Хрущёву. Напомним, к тем Играм пара готовилась в экстремальных условиях – в маленьком помещении бывшей церкви.
Во время мероприятия Протопопов переговорил с генеральным секретарём и поинтересовался, действительно ли существует приказ, согласно которому в Ленинграде запрещено строить любые спортивные объекты. Хрущёв в недоумении спросил, кто ему это сказал. Олимпийский чемпион сослался на председателя комитета физической культуры Машина, который заявил, что денег на строительство ледового сооружения нет. Никита Сергеевич обозлился на чиновника и назвал того жуликом, а Протопопову обещал построить в городе каток.
Ждать долго не пришлось. Уже в 1967 году в Ленинграде открылся дворец спорта «Юбилейный». На церемонии открытия лично принимал участие Протопопов. За следующие полвека на этом катке выросли выдающиеся спортсмены, включая Антона Сихарулидзе, Елену Бережную, Евгения Плющенко, Алексея Ягудина, Елизавету Туктамышеву и многих других.
После эпохального выступления в Инсбруке-1964 Протопопов и Белоусова по четыре раза выиграли золото чемпионатов Европы и мира, а на Олимпиаде 1968 года в Гренобле повторили триумф четырёхлетней давности.
На третью Олимпиаду фигуристам поехать не удалось: сказались напряжённые отношения со спортивными чиновниками, да и набирающая ход молодёжь перехватила интерес публики.
В августе 1979 года Протопопов и Белоусова отправились в заграничные гастроли, откуда уже не возвращались в страну длительное время. Новым домом двукратных олимпийских чемпионов стал Гриндельвальд в Швейцарии. Прославленные спортсмены так и отдали всю жизнь фигурному катанию, чередуя тренировки в ледовом зале с гастролями по Северной Америке, где они были очень востребованы. Зрители навсегда запомнили их неповторимую грацию, тонкое чувство искусства и любовь к классике.