Конец эпохи Тутберидзе? От наставницы ушёл один из ведущих хореографов
Вечером 19 ноября в российских спортивных СМИ громыхнула новость: группу Этери Тутберидзе покинул хореограф Алексей Железняков. Проработав в «Хрустальном» более 15 лет, специалист решил уйти в свободное плавание.
Хореограф Железняков покинул группу Тутберидзе по инициативе тренера
Ушёл или ушли?
Сначала различные источники сообщили, что Железняков больше не работает с Тутберидзе по её инициативе. Никаких комментариев от самой наставницы или её окружения при этом не прозвучало. Позже сам Железняков кратко пояснил, что желание уйти было его собственным, а работы у него и так более чем достаточно.
Далее стало известно о том, что специалист уже месяц не работает с фигуристами, то есть фактически он покинул «Хрустальный» уже достаточно давно, но объявлено об этом было только сейчас.
Таким образом, пока в этой истории вопросов намного больше, чем ответов. Сор из избы Этери Георгиевны выносится нечасто, поэтому ждать какой-либо ясности в ближайшее время вряд ли придётся, а пока вспомним творческий путь Железнякова в составе группы одной из самых титулованных наставниц современности.
Новый подход
Начав свою работу в 2008 году, Железняков сразу обозначил приоритеты. В первую очередь он заявил, что упражнения из легкой и тяжёлой атлетики фигуристам, как и танцорам, просто ни к чему.
Вместо этого он делал упор на мышление спортсмена, заставляя его вживаться в некоторые роли, способствовавшие особой пластике движений. Например, по просторам Сети гуляет история о том, как он советовал одной из учениц представить себя куклой, которая долгое время пролежала на чердаке, отчего ее движения поначалу дёрганые и ломаные.
Что касается непосредственно физической нагрузки, то будущие звёзды фигурного катания занимались по методике артистов Большого театра, с учётом специфики своего вида спорта.
В итоге у фигуристов складывалась необычная техника, которая позволяла улучшать эффективность выполняемых прыжков.
Результат говорит сам за себя
Работа команды Тутберидзе, в которую, помимо Железнякова, входил ещё и Даниил Глейхенгауз, начала давать пиковые результаты в 2014 году. Именно тогда первая из воспитанниц Этери Георгиевны - Юлия Липницкая – завоевала золото в командном первенстве Олимпийских игр в Сочи.
После этого победы подопечных Тутберидзе посыпались как из рога изобилия. Следующие две Олимпиады подряд никто и близко не мог соперничать с её ученицами. В 2018 году, когда в Пхёнчхан смогла поехать лишь небольшая горстка российских спортсменов, выступавших под нейтральным флагом и без гимна, золото Алины Загитовой стало одной из двух высших наград наших спортсменов. Второе, как мы помним, принесли хоккеисты.
Наконец, четырьмя годами позже в Пекине уже сразу две фигуристки из «Хрустального» поднялись на высшую ступень пьедестала: в командном турнире медаль завоевала Камила Валиева (оставим за скобками допинговую историю), а среди одиночниц всех превзошла Анна Щербакова.
Кстати, в 2018 и 2022 годах серебро тоже уходило ученицам Тутберидзе - Евгении Медведевой и Александре Трусовой. Иными словами, внутренняя конкуренция оказалась сильнее соперничества со стороны.
Что дальше?
Любители скандалов, интриг и расследований наверняка увидели в уходе Железнякова внутренние противоречия или конфликты с Тутберидзе. Возможно, наставнице не всегда нравилась активность хореографа в соцсетях, где он не лез за словом в карман и в итоге становился центральным персонажем таких новостей, как, например, участие в бою против Евгения Плющенко, от которого Алексея в результате отговорила его собственная жена.
Но у всей этой истории вполне может быть и обыденный подтекст. Не стоит забывать, что сейчас российские фигуристы отстранены от участия в международных соревнованиях. Всё соперничество происходит между самими россиянами в котле этапов Гран-при России и национального первенства. В таких условиях мотивацию трудно найти не только спортсменам, но и тренерскому штабу.
Вполне вероятно, что Железняков решил воплотить в жизнь какие-то свои творческие замыслы, для осуществления которых ему нужна полная свобода. А школа Этери Тутберидзе никуда не пропадёт: нет никаких сомнений, что место Алексея займёт профессионал как минимум такого же высокого уровня, и после возвращения наших фигуристов на международную арену учениц Тутберидзе ждёт ещё не один громкий успех.