Фигурное катание летит в пропасть. Интерес к ледовым шоу стремительно падает
Фигурное катание в последние годы переживает кризис. Фигуристы систематически жалуются на нехватку внимания со стороны СМИ и аудитории. Этот вид спорта – хоть и зрелищный, но нишевый, не предназначенный для аудитории, сравнимой с футбольной или хоккейной.
В тесных рамках
Однако даже среди индивидуальных видов спорта фигурное катание далеко не лидер. Оно уступает в популярности на мировой арене теннису, бадминтону и даже гольфу. Это приводит к сниженным спонсорским вложениям и не самым впечатляющим доходам спортсменов.
При этом фигурное катание – дорогостоящий вид спорта. Тренеры, аренда катка, покупка коньков и эффектных костюмов – всё это стоит денег. А если вспомнить, что спортсмены нанимают хореографов, постановщиков и стилистов, о какой-то прибыли речь практически не идёт. Да и само фигурное катание популярнее не становится, даже наоборот.
Как бороться с кризисом? Чемпионы Европы в парном катании Александра Бойкова и Дмитрий Козловский видят основное препятствие для развития фигурного катания в соревновательном аспекте.
В подкасте Максима Транькова фигуристы отметили, что зацикленность на Олимпийских играх и нескольких главных стартах (финал Гран-при и чемпионат мира) приводит к неравномерности сезона – лидеры мирового катания редко собираются на других турнирах в полном составе, что приводит к снижению качества этих соревнований и потере зрительского и спонсорского интереса.
В пример фигуристы приводят более сбалансированные сезоны в теннисе, лыжных гонках и биатлоне, где соревнования с топ-спортсменами проводятся каждую неделю. Однако это сравнение не совсем корректно. Фигуристы ограничены программами. Одинаковые программы под одну и ту же музыку каждую неделю никто не будет смотреть, даже если положение спортсменов в итоговом протоколе будет меняться. А подготовить с десяток программ на один сезон без потери качества невозможно.
Вопрос квот
Увеличение количества турниров – тоже противоречивая идея. Календарь ISU и российских соревнований пестрит этапами Гран-при и чемпионатами. Введение обязательных турниров во благо конкуренции и выравнивания сезона, как в теннисе, приведёт к повышению количества травм в и без того травмоопасном виде спорта, а также к психологическому выгоранию фигуристов.
А что делать со спортсменами уровнем пониже? Бойкова и Козловский предлагают уводить их в другие дивизионы и отменить квоты: пусть на чемпионат Европы и мира фигуристы отбираются по рейтингу, а не по количеству квот. Но повысился бы интерес международной публики, если бы квот не было и в парном катании на чемпионате Европы проводился бы заочный чемпионат России?
Междусобойчик отдельных федераций и так происходит в фигурном катании, но благодаря квотам всегда есть шанс узреть на турнире тёмную лошадку, что добавляет интриги. В том же настольном теннисе без квот мир бы наблюдал за противостоянием исключительно китайских спортсменов. Так мы бы не увидели неожиданного выступления шведа Трулса Морегарда на Играх в Париже и ярких прорывов европейских игроков.
Консерватизм ISU
Отстранение России от международных стартов привело к снижению интереса к фигурному катанию в стране и потере мотивации некоторых сильных спортсменов. Приостановившие карьеру фигуристки, такие как Алина Загитова или Анна Щербакова, сместили фокус внимания на доходные и популярные ледовые шоу, поставленные на поток. В женском одиночном катании происходит перестройка, занимающая время. Отечественному зрителю, привыкшему наблюдать за победами российских фигуристов за рубежом, не так интересно следить за внутренними разборками. Однако российское отстранение сказалось и на международном спорте.
Потеря одного из флагманов заставила боссов фигурного катания задуматься о расширении географии. Для этого Международный союз конькобежцев (ISU) вернул квалификационные раунды на чемпионат мира с сезона-2024/2025. Однако вкладываться в небольшие федерации для развития местных атлетов ISU не торопится: с отстранением России пришли убытки, и денег на это нет. Обделёнными в данной ситуации остаются фигуристы, лишённые дополнительного финансирования и турниров.
Без вложений ISU не добиться высокого уровня конкуренции, как и зрительского интереса. ISU не реализует маркетинговый потенциал фигурного катания. Организация систематически упускает возможность продвигать этот вид спорта за счёт видных спортсменов.
Фигурное катание – индивидуальный спорт, и продвигать личный бренд спортсмена здесь в интересах международной федерации. В теннисе, к примеру, WTA и ATP развивают свои соцсети, устраивают интерактивы, снимают развлекательные видео с участием спортсменов и эпичные проморолики, направленные на привлечение внимания не только к конкретному турниру, но и к своим звёздам.
Что же в фигурном катании? Великий японец Юдзуру Ханю завоевал аудиторию собственными усилиями и усилиями своей команды, Александра Игнатова (Трусова), Алёна Косторная, Алина Загитова добились роста популярности при помощи активной деятельности в социальных сетях и в медиапространстве. Заслуги ISU в их популярности за пределами льда нет из-за консервативного подхода к маркетингу.
Организация могла бы взяться за раскрутку американца Ильи Малинина, бьющего мировые рекорды и покоряющего публику четверным акселем, или француза Адама Сяо Хим Фа, добившегося отмены запрета на сальто на льду. Пока им далеко до уровня суперзвезды Ханю, собирающего десятки тысяч зрителей на стадионах и у экранов телевизоров на сольных ледовых шоу.
Смена звёзд на катке
Конечно, интерес к виду спорта не всегда обусловлен любовью к определённому спортсмену, но звёзды способны привлечь аудиторию. Уход из спорта Ханю, Мао Асады, а теперь и Сёмы Уно – представителей одного из ярчайших поколений японских одиночников – неминуемо ведёт к снижению интереса к профессиональному фигурному катанию как минимум в Японии, а это один из китов спорта.
Падение интереса к фигурному катанию в США обусловлено отсутствием новых звёзд в женском катании. Хотя в стране происходят изменения, но стереотипное восприятие фигурного катания как женского вида спорта сохраняется. Отчасти по этой причине всплеску популярности в США не способствовала даже победа Нэйтана Чена на Олимпиаде-2022.
Прежде у США были Мишель Кван, Кристи Ямагучи и Тара Липински. Теперь весь удар на себя принимает 17-летняя Изабо Левито, и внутренней конкуренции в сборной не хватает. Показательны и рейтинги чемпионата США по фигурному катанию. Произвольная программа в женских соревнованиях – самый популярный сегмент турнира. На национальном первенстве США 1998 года за ним наблюдали 6,8 млн зрителей, в 2018 году – 4,5 млн, а в 2024 году – 2,21 млн.
6,0 ушло в прошлое
С сезона-2026/2027 количество прыжков в произвольной программе одиночников будет сокращено с семи до шести. Решение направлено на сохранение баланса между прыжками и компонентами, но у него есть противники. Основной аргумент – «вечность» уже поставленных рекордов и откат в технической сложности программ на 15 лет назад. Во всех видах спорта атлеты пытаются совершить невозможное, но в угоду прыжковым рекордам нельзя превращать фигурное катание в акробатику на льду.
Фокус на усложнение прыжковой части программ приводит к тому, что сами программы становятся скучными. Фигуристы (тот же Малинин) пренебрегают хореографией, а иногда и скоростью, чтобы не растерять силы в погоне за квадами. Но фигурное катание – это эстетический вид спорта, главное в котором – гармония между прыжками, элементами и музыкой. В этом суть целостного катания, пробирающего до мурашек, а люди любят спорт за эмоции.
Ещё один фактор, приведший к потере аудитории в фигурном катании, – изменение системы оценок. До 2005 года судьи использовали шестибалльную систему. Система была относительной, и программу выигрывали фигуристы, ставшие фаворитами у большинства судей. Это привело к скандалу на Олимпиаде-2002, и систему реформировали.
Визуально система стала сложнее. Удалось добиться объективности оценки техники, но с компонентами всё не так прозрачно. Неопределённость со второй оценкой привела к новым изменениям. Для обычного зрителя погружаться во все тонкости непросто, поэтому многие зрители, выросшие на шестибалльной системе, постепенно отошли от фигурного катания. Система оценок должна быть справедливой и понятной, и ISU до сих пор над этим работает.
Против фигурного катания играют и скандалы за пределами льда. Отстранение канадца Николая Сёренсена из-за обвинений в насилии, секс-скандал в сборной Южной Кореи, суды между фигуристками и школами – всё это бьёт по репутации фигурного катания, как и многочисленные истории о проблемах с психологическим здоровьем у юных фигуристок из-за изнурительных тренировок, требований к физической форме и психологического давления со стороны тренеров.