«Два чёрных месяца». Что поставило великих тренеров Москвиных на грань развода?
Игорь Москвин ушёл из жизни четыре года назад, 10 ноября 2020 года. Без преувеличения великий советский, а впоследствии российский тренер к тому времени был уже на пенсии, однако его жена Тамара продолжала работать. И даже в день кончины своего мужа и коллеги Москвина не отказалась от поездки на очередной этап Кубка России по фигурному катанию — потому что так бы хотел сам Игорь.
Знаменитые фигуристы начали работать вместе ещё в 50-х, когда Москвин стал наставником своей будущей жены и коллеги. С тех пор Игорь и Тамара воспитали десятки чемпионов, сумев найти тонкий баланс между карьерой и личной жизнью.
Но однажды страсти на льду всё же внесли в их крепкие отношения раздор.
«Мылись в бане через дорогу»
Тамара Братусь, 16-летняя фигуристка из Ленинграда, перешла в группу Игоря Москвина в 1957 году. Спортсменка была значительно моложе своего наставника — разница в возрасте составляла 12 лет, так что ни о каких отношениях между ними не могло идти и речи. Долгое время девушка общалась с будущим супругом исключительно на рабочие темы, тем более что сердце его было занято.
Молодой специалист строго критиковал свою подопечную, и та стремительно развивалась под его руководством. Уже на втором своём чемпионате СССР Тамара завоевала серебро, а ещё через два года выиграла первое золото. К тому моменту между фигуристкой и тренером, снова ставшим холостяком, уже загорелась искра. Яркая и талантливая девушка очаровала Москвина: в 1964 году он сделал ученице предложение.
«Всё время тыкали, придавливали». Почему легендарные советские фигуристы сбежали на Запад
Фигуристка признавалась, что разобралась в своих чувствах, только когда сказала Игорю «да». Даже на свадьбе спортсменка ещё ощущала некоторую неловкость: когда гости кричали молодожёнам «горько», она стыдливо прикрывала поцелуи салфеткой. Жили супруги поначалу скромно: Тамара (теперь уже - Москвина) переехала в двухкомнатную квартиру к мужу, которую делила с его матерью и бабушкой.
— Кухня проходная, а ванны вообще не было, мылись в бане через дорогу. Носили охапки дров на четвёртый этаж, чтобы печку топить, — вспоминала спортсменка.
Всё изменилось к концу 60-х. Тамаре никак не удавалось проявить себя на международной арене, так что Игорь уговорил её перейти в парную дисциплину. Фигуристка согласилась — и не пожалела. В дуэте с Алексеем Мишиным она вскоре стала вице-чемпионкой Европы, а затем и мира. Это помогло супругам заполучить собственную, более комфортабельную квартиру.
«Взрывной конфликт»
После долгожданного прорыва на чемпионате мира Тамара повесила коньки на гвоздь и переключилась на тренерскую работу. Первые успехи пришли к Москвиной в конце 70-х, когда её ученики Ирина Воробьева и Александр Власов стали призёрами главных международных стартов. Работала специалистка при этом отдельно от своего супруга, хотя тот и мог помочь ей советом: в профессии они всё же считали себя конкурентами.
В какой-то момент, однако, эта конкуренция стала для супругов серьёзной проблемой. Поводом для разногласий стал инцидент, приключившийся в 1982 году на сборах в Алма-Ате, в которых участвовали дуэты Валова–Васильев и Селезнёва–Макаров. Пары соперничали за путёвку на грядущую Олимпиаду - и на этом фоне на льду произошла драка: Подопечный Москвина разбил челюсть подопечному его супруги.
«Челюсть проволокой скрепляли». Фигуристы сборной подрались на льду из-за партнёрши
И Игорь, и Тамара долго отстаивали своих учеников перед спортивным руководством. В конечном счёте дисквалифицирован на год был только Макаров, а с Васильева под давлением Родниной наказание сняли. Нетрудно представить, какими напряжёнными на тот момент были отношения Москвиных, оказавшихся на грани развода.
«У нас возник конфликт не просто длительно тянувшийся, а, напротив, взрывной, который несколько омрачил наши взаимоотношения. Но, поразмыслив, мы пришли к выводу, что фигурное катание не должно влиять на нашу личную жизнь. На этом два «чёрных месяца» и закончились», — рассказывала Москвина.
«Иди и доделай своё дело»
История с дракой действительно сыграла важную роль в жизни Тамары и Игоря. Тренеры, с одной стороны, научились разграничивать работу и личную жизнь, а с другой - стали больше работать вместе, организовав своеобразный тандем. По словам той же Ирины Родниной, именно Москвины впоследствии спасли отечественную фигурку тогда, когда она оказалась в кризисе.
«Им суждено было вывести парное катание на новый виток развития, придать ему так сказать, новую форму, цвет, звук. Если бы они не сумели сохранить свой тренерский и творческий почерк, своё направление в фигурном катании и своё видение… Я не знаю, к чему бы мы тогда пришли», — говорила фигуристка в 80-х.
Если на льду Москвины были равноправными коллегами, то дома «первым» был всё же Игорь: жена называла главой семьи его. Активно работать специалисты продолжали и в 90-е, и в 00-е годы, воспитав для страны сразу несколько чемпионских дуэтов: Мишкутёнок и Дмитриева, Бережную и Сихарулидзе, Кавагути и Смирнова… Спустя годы Тамару стали называть самым успешным тренером в истории парного фигурного катания: в активе у её учеников было более 60 наград международных мэйджоров.
Звёздной российской фигуристке в кровь разбил голову партнёр. От удара она лишилась речи
Игорь Москвин ушёл на пенсию в 2016 году, хотя даже после этого продолжал приезжать на лёд консультировать молодых фигуристов. Четыре года спустя знаменитого тренера не стало: он скончался в возрасте 91 года от тяжёлой болезни. Публичную церемонию прощания пришлось отменить из-за пандемии коронавируса, однако память специалиста в день его смерти почтили фигуристы, которых выводила на лёд его вдова Тамара.
— Я бы могла спокойно сидеть в своём номере и плакать. Но наверняка он сказал бы мне: «Тамара, ты подготовила ребят с другими специалистами, поэтому иди и доделай своё дело. Я тебя подожду», — сказала тогда «СЭ» Москвина.