Этери Тутберидзе: Жалость – это не про меня
Сезон в мировом фигурном катании завершен. Настало время подводить итоги. Для этого была собрана специальная пресс-конференция, в которой приняли участие двукратная чемпионка мира и Европы Евгения Медведева, также ее тренер Этери Тутберидзе. «Советский спорт» передает все самое интересное, что рассказали спортсменка и ее наставник.
О ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИЙСКОМУ СЕЗОНУ
- Евгения Медведева (ЕМ): Подготовка к олимпийскому сезону начнется раньше, чем обычно и в этом, пожалуй, единственное отличие от обычной практики. На этот раз мы приступим к работе уже в начале июня, когда я сдам все экзамены. Ничего кардинально менять мы не собираемся, тренироваться будем в Новогорске, в том же русле, по протоптанной дорожке.
При подготовке мнение со стороны, безусловно, играет важную роль. У нас эстетический вид спорта, это наполовину искусство и очень важно слышать мнение людей, которые будут объективны в своих высказываниях. Самая главная моя задача – работать на максимуме и делать это с удовольствием.
Готова ли я отказаться от программы, если кто-то скажет, что она неудачная? У меня уже был подобный опыт в этом сезоне и в этом ничего критичного, это абсолютно нормальный рабочий процесс. Если можно сделать лучше, то нужно обязательно это делать.
О БОРЬБЕ С ВОЛНЕНИЕМ
- ЕМ: Я настолько погружаюсь в себя перед тем, как выйти на лед, что, порой, даже не замечаю, что люди пытаются со мной заговорить – я просто не слышу вокруг себя ничего. В этом мне помогают очень многие факторы: я чувствую поддержку нашей команды, чувствую поддержку федерации, своего тренера. Для спортсмена очень важно чувствовать, что у него есть опора. Несмотря на то, что у нас индивидуальный вид спорта, все равно, в процессе подготовки принимает участие большое количество людей. Я очень благодарна им всем, потому что без хореографов, тренеров, федерации и моих друзей результата бы не было.
О ЧЕТВЕРНЫХ ПРЫЖКАХ У ДЕВУШЕК
- Этери Тутберидзе (ЭТ): Щербакова и Трусова штампуют на тренировках четверные прыжки? Пусть они их сначала на соревнованиях отштампуют, тогда и поговорим об этом.
Говорить о прыжках, еще не сделанных на официальных стартах, нет никакого смысла. А то, что маленькие девочки делают их тренировках – это чтобы вам было приятно. Да, они выполняют их довольно стабильно, но нужно понимать, что девочки растут и в этот период стабильность теряется.
Всякий раз им приходится проходить процесс преодоления. Любое изменение веса или роста ведет к тому, что все приходится разучивать с самого начала.
Если к моменту начала соревнований Женя будет стабильно исполнять четверной прыжок, мы включим его в программу. Просто надо понимать, что прыжок должен исполняться не просто на выезд, его нужно докручивать. Любой недокрученный прыжок обнуляется, поэтому прыгать неподготовленные четверные рискованно.
О КОНКУРЕНЦИИ С ЗАГИТОВОЙ
- ЕМ: Конкуренция – это всегда хорошо, потому что я вижу, как работают мои соперницы и начинаю понимать, какую планку должна себе задавать. Мне нужно еще многому научиться. Я должна тренировать новые элементы и постоянно двигаться вперед. Так что конкуренция внутри группы меня нисколько не раздражает, мне нравится эта атмосфера.
О КОМАНДЕ ПОСТАНОВЩИКОВ
- ЭТ: Я не могу сказать, что у нас один Илья Авербух ставит программы. На самом деле работает огромный коллектив и на данный момент я довольна творческим процессом и результатом. Он один из членов команды, которая работает на программы, на образ, на Женю и никого из этой команды я увольнять не буду. Себя в том числе. Если в новом сезоне у нас что-то не сложится, по ходу дела будем приглашать людей, которые смогут нам помочь.
О ВНЕКЛАССНОМ ЧТЕНИИ
- ЕМ: У меня в этом году выпускные школьные экзамены и они совсем скоро. Перед чемпионатом мира я немножечко отошла от учебы и полностью посвятила себя спорту, поэтому сейчас мне нужно нагнать упущенное в школьной программе.
- ЭТ: Не отходя при этом от спорта.
- ЕМ: Да, конечно, ведь сейчас межсезонье и за это время нужно многому научиться.
ОБ ОБРАЗАХ
- ЭТ: Если говорить о «Сейлор Мун», то я до сих пор этот мультик не посмотрела. Это любимый персонаж Жени, это она выбрала эту музыку, героя. Если она найдет какой-то корейский мультик и предложит в программы олимпийского сезона взять что-то оттуда, мы это рассмотрим.
- ЕМ: С выбором прически Этери Георгиевна помогает всегда. Если что-то не так, то она сразу отправляет меня переделывать. И по макияжу, и по стилю в целом дает очень много советов.
- ЭТ: Ну, кто-то же должен. Другие стесняются, а я нет.
О ЛИШНИХ ПРЫЖКАХ В ПРОГРАММЕ
- ЕМ: В олимпийском сезоне я совершенно точно не буду исполнять лишние прыжки. Буду действовать строго по плану. Да, этот момент я действительно ни с кем не обсуждала, это была самодеятельность. Во время проката, сопоставив все «за» и «против», я поняла, что есть возможность показать чуть больше, чем все остальные, даже понимая, что из-за этого будут снижены оценки. Думаю, что Этери Георгиевну я удивила в тот момент. Сильно ли мне за это влетело? Мне потом ясно дали понять, что не стоит так больше делать.
О РАБОТЕ С МАЛЬЧИКАМИ-ОДИНОЧНИКАМИ
- ЭТ: Я девочек понимаю больше, они для меня больше готовы к работе. Задание объяснено - задание выполнено. Если не выполнено, я знаю, что сказать, чтобы выполнила. С мальчиками, особенно в переходный период, сложнее – начинается перетягивание одеяла на себя. Они хотят чувствовать, что они любимы, хотят, чтобы их пожалели. Начинают демонстративно «убиваться» с одиночных и двойных прыжков. Но жалеть - это не про меня.
О ПРОГРЕССЕ ДОЧЕРИ
- ЭТ: Видя эту эволюцию в женском одиночном катании, я ее убрала, чтобы не травмировать себя и перевела в танцы. Сейчас работаем в этом направлении. От меня это очень далеко, а никто мою дочку тренировать не хочет. Что делать это самостоятельно, мне нужно углубиться в эти танцы, которые ушли куда-то совсем далеко по правилам. Я знаю базовые вещи, но, в целом, для меня это чужое. Когда я попросила Александра Жулина взять мою дочку, он сказал: «ой, ну это как деньги в долг у друга брать…».
Но вы же понимаете, человек, который возьмет к себе мою дочь, будет нести ответственность. Я тоже буду следить, подсказывать. Жестко? Как получится.
О ЦЕНАХ В ШКОЛЕ ПЛЮЩЕНКО
- ЭТ: Кто-то задал вопрос и он очень правильный: «а если бы ему объявили в свое время такую цену, стал бы Плющенко Олимпийским чемпионом?». Конечно, здорово, когда у ребенка все есть – и деньги, и здоровье, и талант, и желание. У меня таких случаев нет. Те девочки, которые занимаются у меня, практически все в сложном положении. Кому-то даже мы помогаем. Той же Полине Цурской, Алине Загитовой – они переехали из других городов, и, можно сказать, являются кормильцами в семье. Других я как-то не встречала. Если придут, я вам сообщу.