Если задача была разобраться, а не непременно наказать, то откуда грусть? Как МОК теряет свое лицо
МОК теряет свое лицо. Уважающая себя организация не позволит устраивать скандалище на своем главном мероприятии. Но сейчас не победы обсуждает весь мир, не героев Игр в Пекине, первым в новостных агентствах идет дело Камилы Валиевой, которое многим действительно крутым допинговым историям просто в подметки не годится.
Для Международного олимпийского комитета это выглядит так, если бы на свадьбе МОК был стороной невесты, а гости (из WADA) стали бы в открытую обсуждать, с кем еще спала будущая жена, когда встречалась с женихом. И эта тема занимала бы все мероприятие. И вот гости судачат на все лады, стоило ли ей дать возможность выйти замуж, раз всплыли такие подробности, и как быстро потом надо развестись, когда дама в чем-то признается или найдут свидетелей ее неподобающего поведения.
Какого черта вы с такой публикой делаете одно дело, зовете ее на свое торжество? Такие дела у партнеров решаются не так. Если есть подозрения, то нормальные товарищи отведут в сторонку и предупредят тихо-тихо только вас одних: мол, так все и так. А вы решайте, нужна ли после этого свадьба или нет. Но не надо сотрудничать с теми, кто из праздника осознанно и в свои интересах делает скандал.
CAS выносит свой вердикт, разрешает нашей 15-летней фигуристке принять участие в соревнованиях после разбирательств, в котором среди прочих участвует американский судья. WADA тут же выпускает заявление, что крайне разочарована решением. А почему не радуется, что «защищенное лицо», по статусу той же WADA, будет допущено к выступлениям одиночниц? Если задача была разобраться, а не непременно наказать, и суд дает добро, то откуда тогда грусть-печаль?
Откуда такая нервная реакция МОК – отменить церемонии награждения в командных соревнованиях и личных у женщин? Чем провинились те спортсмены и спортсменки, которых лишают этих исторических в их жизни минут – подняться на пьедестал прямо на Олимпиаде, а не потом - непонятно где? МОК очевидно полагает, что велики шансы, что отберут медали у России и Камилы Валиевой уже после всех разбирательств. Но их пока не было. Никто ничего не отобрал. Только суд решит, как в этом деле быть.
Можно подумать, что до этого медали ни разу не перевручали. Случаи давно исчисляются десятками. Чем этот будет отличаться от предыдущих, если этим все и закончится? Забавно, что на днях представители МОК говорили, что готовы оказать Валиевой психологическую помощь. А теперь заявляют, что если она окажется в числе призеров, то награждения не будет. Если это не давление на несчастную девчонку, то что тогда?
МОК не выглядит хозяином в своем доме. Или же хозяин из него плохой. Это скверно и несет урон олимпийскому движению. Можно представить что-то подобное, например, в американском профессиональном спорте? Как вышел бы комиссар НХЛ Гэри Беттмэн и сказал, что Алексу Овечкину и его «Вашингтону» Кубок Стэнли не будет вручаться сразу после победы в финале, потому что его партнер по команде Бэкстрем сдал, зараза, положительный тест на триметазидин в тренировочном лагере в октябре, а лаборатория только что его проверила.
Смешно, правда, об этом даже подумать. Хотя шведа Бэкстрема от финала с Канадой отстраняли в свое время в Сочи-2014. После чего НХЛ выразила свое глубокое возмущение и послала WADA с его тогдашним главой Диком Паундом так далеко, что больше людей из этой конторы никто в лиге не видел. В этом разница между крутым хозяином и менеджером, которого сегодня поставили на ответственную должность. Между Бэттменом и Томасом Бахом.
WADA не пускают на порог ведущие лиги США, потому что эта контора порушит любой бизнес. Испоганит любой праздник. За чистоту спорта сражается она во вторую очередь. В первую – пиарит саму себя. И решает свои задачи, наплевав на зрителей, спортсменов. И на тот же МОК. Было бы иначе, делала бы все осторожно, не задевая крупные старты. Но сейчас все выглядит так, что именно на них она и нацелена.
На днях даже авторитетная Washington Post выпустила статью в поддержку Камилы. Автор там восхищается мастерством нашей фигуристки, называет ее величайшей в своем времени, не сомневается в том, что она достигла таких высот без всякого допинга, и говорит о системных ошибках в тестировании. В том числе касающихся задержек с объявлением результатов.
«Нет убедительных доказательств того, что небольшое количество безвредного лекарства триметазидин давало Валиевой дополнительное преимущество или что она приняла его умышленно. Она уже является величайшей фигуристкой своего времени, а может, и не только своего. Нет никакой субстанции, которое способно объяснить ее артистизм и то вдохновение, с которым она катается. WADA словно обезумевшая кошка в этой истории, и это обвинение системе, а не спортсменке... WADA и МОК погрузили Валиеву в неопределенность многоуровневым процессом отстранения. Они неспособны разумно разобраться в этом вопросе, потому что являются фиктивными структурами, действуют по принципу «если сомневаешься, наказывай».
Издание полагает, что Камила Валиева не лицо российского государственного допинга. И что если спортивный мир хочет преследовать порочную систему, то нацелиться стоит на тех, кто несет непосредственную ответственность за допинг спортсменки, но никак не на нее саму. И делать это надо с помощью точных научных данных, а не подозрений и слухов.
Спорить с этим трудно. Как и трудно принять последнее решение МОК. Потому как совершенно непонятно, каким образом отказ от награждения фигуристок поможет разобраться в этом деле и нанесет удар по тем, кто не дружит с чистым спортом.