Марина Зуева: Никто не знает, как втиснуть 6 четверных прыжков в одну программу

Наш североамериканский корреспондент продолжает делиться впечатлениями о последнем этапе “Гран При“ – Skate America.
news

После завершения соревнований танцевальных дуэтов, где ученики Марины Зуевой, американцы Алекс и Мая Шибутани стали первыми, тренер и хореограф ответила в пресс-зоне на несколько вопросов “Советского Спорта“.



Марина Зуева, выступала в прошлом паре с Андреем Витманом в танцах на льду, имеет тренерское и балетмейстерском образование.

После окончания спортивной карьеры работала хореографом в ЦСКА, в 90-е годы переехала по приглашению тренировать и ставить программы в Канаду, сейчас работает в Америке.

Среди ее учеников – чемпионы Олимпиад 1988 и 1994 года в парном катании Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков и олимпийские чемпионы в танцах на льду канадцы Вирчу/Мойр (Олимпиада-2010) и американцы Дэвис/Уайт (2014).
СПРАВКА

– Марина, чего не хватает Алексу и Мае, чтобы побеждать лидирующие на сегодняшний момент в мировом рейтинге танцевальные пары Вирчу/Мойр и Пападакис/Сизерон?
– Алекс и Мая победили сегодня на Skate America – им всего хватило. А когда они встретятся (в финале Гран-при) с другими дуэтами – мы увидим что будет дальше.

– Ситуация, когда вы тренировали постоянных соперников (имеются в виду танцевальные дуэты Вирчу/Мойр и Дэвис/Уайт, которых Марина тренировала больше 10 лет- прим. автора) – лично для вас была комфортной?
– Для меня это было комфортно. Такая ситуация нечасто встречается - но встречается. Для меня это не было проблемой, потому что каждому ученику я отдаю все что могу и создаю одинаковые условия для того чтобы победить. Кто более здоров и подготовлен на момент старта - от здоровья или травм в спорте многое зависит - тот и побеждает.

– Вы начинали в профессиональном фигурном катании как хореограф. Сейчас вы себя больше ощущаете тренером или хореографом?
– Фигурное катание - это 50 процентов спорт и 50 процентов искусство, особенно в танцах на льду. Я считаю, что для тренера, даже если он не ставит программы, хореографическое образование необходимо. Тренер работает над программами ежедневно и должен иметь представление о хореографии, выборе музыки - важно иметь разносторонние знания. И это касается не только танцев на льду: в России я работала только в парном и одиночном катании, танцами начала заниматься уже в Канаде и Америке.

– Если говорить об одиночном катании, вы считаете сейчас возможным в связи с развитием прыжковой сложности программ ставить и успешно решать артистические задачи?
– Безусловно, здесь очень важна стратегия - какие прыжки включать в программу. Это работа тренера – хореограф следует тренерским указанием и прислушивается к просьбам спортсмена. Ситуация, конечно, новая. В прошлом году мне впервые пришлось отвечать на этот новый вызов в программах, когда много четверных прыжков. Это совершенно другая работа постановщика -  все это грамотно расставить в программе. Еще не было такого опыта, все кто этим сейчас занимается – включением, скажем, шести четверных прыжков в программу – это делают впервые. Это вызов, эксперимент, это серьезная работа мысли. Здесь уже не столько вдохновение нужно, сколько разум и умение. Ну и вдохновение, конечно, тоже.

–Спортсмены приезжают к вам в американский Мичиган со всего мира. Как вы думаете, что для них значит “бренд“ Марина Зуева – зачем они приезжают?
– В некоторых случаев они приезжают, чтобы получить конкретную помощь в постановке и отработке программ, решением каких-то технических моментов, но еще это для них возможность получить энергию. От меня лично. Я с радостью делюсь с ними со всеми своей сильной положительной энергией.

В этот момент к Марине подошли американские журналисты, чтобы прояснить ситуацию с еще одним учеником Марины – серебряным призером Олимпиады в Сочи канадцем Патриком Чаном. Патрик неудачно выступил на этапе Гран-при в Канаде, после чего решил отказаться от японского этапа и сосредоточиться на тренировочном процессе.

– Вы должны у Патрика все узнать напрямую, - Зуева перешла на английский. - Сейчас он в Ванкувере. Он должен для себя все сам решить, определиться. Я его обожаю, я готова начать работать в любое время. Он лучший “катальщик“ в мире. Это он начал в свое время новую эру в мужском одиночном катании. Патрик еще молод, он должен продолжать кататься – как можно дольше! Я переживаю вместе с ним его проблемы, усталость, все это нелегко… Но его катание – уникально, незабываемо, никто не может с ним сравниться.

Новости. Фигурное катание