Фотограф Сергей Киврин: Я не ставил бы Плющенко в один ряд с великой Родниной
За полчаса перед стартом соревнований женщин-одиночниц легендарный спортивный фотограф Сергей Киврин рассказал пресс-центру ЦСКА о специфике работы на соревнованиях по фигурному катанию, кто из фигуристов более фотогеничен, Ирина Роднина или Евгений Плющенко, Евгения Медведева или Елена Радионова.
«Я СНИМАЛ ЕЩЕ ИРУ РОДНИНУ И ИГОРЯ БОБРИНА»
— Сергей, какой это для вас по счету международный турнир по фигурному катанию?
— Уже больше 40 лет я работаю на соревнованиях по фигурному катанию. В свое время я дружил со многими фигуристами — с Ирой Моисеевой и Андреем Миненковым, Наташей Бестемьяновой, Игорем Бобриным, Ирой Родниной. У нас была одна тусовка.
— За 40 лет ваша фототехника сильно изменилась...
— Если бы у нас в прошлом веке были цифровые фотоаппараты, сейчас мы бы имели совершенно другие архивы. Мы были зависимы от пленки. Помню, на чемпионат мира по боксу в Москве в 1986 году мне дали две катушки. Это всего 72 кадра на весь турнир, а мне надо было сделать фотографии для обложки журнала и «окартинить» восемь страниц. Сейчас я могу сделать бесчисленное количество кадров потрясающего качества.
— В чем сложность съемки фигурного катания?
— Наоборот, фигурное катание снимать легко: зная программу выступления фигуриста, ты понимаешь, в каком месте катка спортсмены буду выполнять тот или иной элемент. Тебе остается занять нужную точку и ждать.
— В чем тогда заключается мастерство фотографа?
— В терпении и умении замечать нужные моменты. Многие фотографы не понимают алгоритм пируэтов: куда фигуристка будет смотреть во время прыжка, как у нее будет расположена рука или нога. Поэтому не знают, какую фазу прыжка надо поймать.
— Личные отношения фотографа и спортсмена сказываются на качестве снимка?
— Для того, чтобы получился эмоциональный кадр, фотограф должен быть абсолютно беспристрастным. Тогда страсть проявится в фотографии. Если же я буду переживать, то фотографии получатся слабые. Когда выступали мои друзья Моисеева и Миненков, у меня руки дрожали от волнения за них, зато получались классные фотографии их соперников. Но тогда я был молодой. Сейчас я стал более сдержан в эмоциях.
«САМЫЕ ФОТОГЕНИЧНЫЕ — ЧЕМПИОНЫ»
— Можете назвать ваш лучший снимок фигуристов?
— На моей персональной выставке всего две фотографии фигуристов. На одной из них — танцевальная пара Джейн Торвилл и Кристофер Дин из Великобритании, который считали своими учителями Моисееву и Миненкова. Этот кадр я поймал на зимних Играх 1984 года в Сараево, где британцы выиграли «золото».
— Кто самый фотогеничный фигурист современности?
— Самые фотогеничные всегда чемпионы. Хотя в 1980-х на международной арене выступал канадец Толлер Крэнстон, который никогда не был победителем, но стал основоположником «балетного» стиля в мужском одиночном катании. Может быть, он выполнял не самые сложные элементы, но его катание было фантастическим. Да и сам он был красавцем.
«РАДИОНОВА И МЕДВЕДЕВА — ПРЕКРАСНЫЕ ЦВЕТКИ»
— Вы сказали, что чемпионы — самые фотогеничные. Но мы не можем знать заранее, кто станет победителем. Или хороший фотограф должен знать и это?
— Удивительно, но чемпионское катание отличается. В 2002 году на Играх в Солт-Лейк-Сити Ира Слуцкаянесправедливо стала второй. Она была фотогеничнее американки Сары Хьюз, которая выиграла «золото». У меня есть фотография, как Ира плачет на плече у моего напарника Андрея Голованова, потому что ее засудили. Слуцкая была настоящей чемпионкой. Это видно по фотографиям.
— За 40 лет вы снимали многих чемпионов. Можете сравнить, кто был фотогеничнее, например, Евгений Плющенко или Ирина Роднина?
— Это совершенно разные люди. Я бы Плющенко не ставил в один ряд с Ириной Константиновной. После того, как он занял первое место в составе олимпийской команд России на Играх в Сочи-2014 и отказался выступать в личном турнире, у меня к нему резко изменилось отношение. Тогда были молодые фигуристы, которые были готовы достойно выступить за сборную России. Например, армеец Максим Ковтун. Плющенко не дал ему шанса. Я понимаю, что у Плющенко болела спина. Но я дружу с нашим великим борцом греко-римского стиля, трехкратным олимпийским чемпионом Александром Карелиным. Он побеждал на Олимпийских играх и чемпионатах мира с оторванной грудью, со сломанными ребрами. И для меня он стоит в одном ряду с Родиной. Они великие люди.
— Кто более фотогеничен — спортсменка ЦСКА Елена Радионову или Евгения Медведева?
— Как их можно сравнить? Они же прекрасные цветки! Обе красавицы и замечательные фигуристки.
«РОССИЙСКИЕ ФОТОГРАФЫ НЕ УСТУПАЮТ ЯПОНЦАМ»
— На этапе Гран-при в Москве на какое издание вы работаете?
— У меня заказ от японских СМИ снимать всех японских фигуристов. От российских изданий заказов на эти соревнования я не получал.
— Действительно, российский фотограф может конкурировать с японскими коллегами? В Японии культ фигурного катания, а качество японской фотоаппаратуры всем известно...
— Да, судя по моей востребованности, российские фотографы профессионалы ценятся во всем мире. Даже несмотря на то, что японские коллеги быстрее передают снимки в Японию. А я в спокойной обстановке обрабатываю фотографии дома и только потом отправляю заказчику. И, судя по всему, там в Японии кто-то разбирается в этом деле и ценит качество фотографий.
— Один удачный кадр с соревнований по фигурному катанию может обеспечить фотографу безбедную старость?
— Нет. Но к этому надо стремиться на каждых соревнованиях. И не только на фигурном катании.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сергей Владиславович КИВРИН
Родился в 1955 году в семье советского фотографа Владислава Киврина.
В 15 лет впервые взял в руки фотокамеру.
Работал на 15-ти Олимпийских играх.
Сотрудничает с агентствами Associated Press, Reuters, France Press, Eastern Network, газетами Los-Angeles Times, New York Times, лучшими зарубежными и отечественными журналами.
Призер международных фотоконкурсов ADIDAS-AIPS-CANON (Франция), World Press Photo (Голландия), Humor Photo (Бельгия), NIKON (Япония).
ТОЛЬКО ЦИФРА
223 — аккредитовано журналистов и фотокорреспондентов на этап Гран-при в Москве-2017 из 11 стран.