Павел Колобков: Победа Антона Авдеева — победа творческого начала над повседневной фехтовальной рутиной.
Один из величайших фехтовальщиков современности, олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира по фехтованию на шпагах Павел Колобков прокомментировал итоги мужского шпажного турнира чемпионата мира-2009, который завершается сегодня в Анталье (Турция).
«Не буду останавливаться на выступлении российской сборной в командных соревнованиях, — сказал Павел Анатольевич. — Общий уровень российского шпажного фехтования не настолько высок, чтобы наша команда могла рассчитывать на стабильно высокие места — даже несмотря на то, что на сей раз в ней фехтовал свежеиспеченный чемпион мира Антон Авдеев.
вот результаты личных соревнований не могут не радовать. Победа Антона Авдеева — это победа созидательного фехтования над разрушительным, или, образно говоря, победа творческого начала над повседневной фехтовальной рутиной. Антон — талантливый спортсмен, который резко отличается от подавляющего большинства современных шпажистов. Ведь для нового поколения спортсменов, выступающих в этом виде оружия, характерны, главным образом, разрушительные действия, фехтование «от противника». В отличие от них, Антон — спортсмен «фехтующий». Даже если он проигрывает, никогда нельзя сказать, что он ничего не предпринимал. Поэтому поединки с его участием я смотрю с большим удовольствием. У него есть голова, есть технический арсенал, есть понимание фехтования. Этот набор качеств и привел его к победе на чемпионате мира.
Эта победа — награда ему и его тренеру Александру Глазунову за труды праведные, за верность красивому, созидательному фехтованию. Причем Антон находится в том возрасте, когда еще можно расти и прибавлять. Начало карьеры сложилось у него великолепно, за его будущее тоже можно быть спокойным.
Мне хотелось бы надеяться, что великолепная победа Антона Авдеева на чемпионате мира окажет позитивное влияние на развитие шпажного фехтования в нашей стране. Для сверстников Антона, с которыми он фехтовал еще в молодежной сборной, она должна стать фактором, вдохновляющим на новые свершения. Сегодня у нас есть хорошие тренерские кадры, созданы прекрасные возможности для тренировок, налажена система материального и морального стимулирования спортивных успехов. Молодым способным спортсменам грех не воспользоваться всеми этими возможностями.
Я сейчас в таком возрасте, когда обращаешь внимание не только на достигнутый результат, но и на эстетические моменты поединков. Рассматривая современную шпагу с этой точки зрения, нельзя не отметить олимпийского чемпиона Пекина 26-летнего итальянца Маттео Тальяриоля, который завоевал здесь серебряную медаль и продемонстрировал просто потрясающее фехтование.
Лидер мирового рейтинга француз Готье Грумье в отдельные моменты напоминал своего выдающегося соотечественника Эрика Среки, хотя последний был, конечно же, злее, да и двигательно более одарен. Может быть, Грумье будет фехтовать ярче, когда наберется опыта, а пока его фехтование все же немного сыроватое и сероватое.
Вообще, французы — большие мастера, но, к сожалению, все они — и Жером Жанне, и Ульриш Робейри, и Жан-Мишель Люсеней — показывают скучновато-сероватое фехтование. Они мало создают, больше пытаются разрушать, в основном фехтуя «от противника». А яркий шпажист-созидатель Фабрис Жанне, к сожалению, ушел из фехтования.
Не было на чемпионате мира и такой неординарной личности, как серебряный призер афинской Олимпиады китаец Ван Лей. Очень скучны корейцы. Конечно, это сильные фехтовальщики, гениальные разрушители. Но смотреть их неинтересно. У венгров идет смена поколений.
Итальянцы — Диего Конфалоньери, Франческо Мартинелли, Альфредо Рота — не дотягивают до уровня Тальяриоля. Все они находятся в самом расцвете фехтовальных сил: Конфалоньери — 30 лет, Мартинелли — 31 год, Роте — 34 года, — но не показывают и десятой доли того феерического репертуара, который продемонстрировал Тальяриоль.
Впрочем, на основе первого послеолимпийского чемпионата мира рано делать далеко идущие выводы о тенденциях развития и соотношении сил в мужской шпаге. Все станет более-менее ясно только через год.