Инна Дериглазова: Фехтовальщик должен уметь хитрить и обманывать
Четвертую золотую медаль сборной России принесла рапиристка Инна Дериглазова. Таким образом половина золотого запаса страны на Играх в Рио по состоянию на среду заработали дзюдоисты, половину — фехтовальщики.
В ЦАРСТВЕ АИД
Между Инной Дериглазовой и неведомым ей пока олимпийским золотом стояли сразу две Аиды (помимо других соперниц, конечно). Неудобная для россиянки соперница венгерка Аида Мохамед и соотечественница Аида Шанаева, знающая Инну как облупленную. На 15 уколов Дериглазовой венгерка ответила лишь шестью — полный разгром. Правда, не совсем понятно как тогда назвать итог поединка двух россиянок. Невероятно, но факт: счет в концовке был 14:1. Когда Шанаева нанесла второй укол, зал восторженно заревел, но спасти ситуацию это уже не могло.
Сюжет финала с Элизой ди Франчиской вышел без преувеличения голливудским. Решающий бой начался с того, что итальянка повела со счетом 3:0. Однако Дериглазова продолжала гнуть свою линию, а вместе с ней и рапиру, которую несколько раз приходилось выпрямлять. Следующий отрезок россиянка выигрывает всухую — 7:0. Ди Франчиска, двукратная чемпионка Лондона-2012, вновь сокращает разрыв до минимума. Дериглазова вновь отрывается, казалось бы уже навсегда — 12:8 за полминуты до конца поединка. Но не тут-то было! Россиянка начинает мандражировать, и опытная итальянка вновь приближается на расстояние одного удара. Остается 2,5 секунды, за которые соперница не успевает нанести «смертельный» укол.
«ЗОЛОТУЮ РАПИРУ МЕНЯТЬ НЕ СТАЛА»
– Знала, что бой будет нелегкий, – сказал Инна после победы. -- Но даже проигрывая 0:3, я была уверена, что вот-вот у меня получится. И в итоге получилось: я повела 7:3. Надо было продолжать в том же русле, но я же тоже человек: где-то дала себе слабину. Вела 12:8, но она стала догонять. Это моя болезнь: когда веду с большим счетом, а соперница начинает догонять, я теряюсь, появляется паника. Но все равно я верила в свою победу, верила, что не упущу ее и буду биться до конца.
– Что в перерыве при счете 0:3 сказал ваш тренер?
– Сказал: «Владей инициативой, но не спеши. Будешь торопиться, бросаться на соперницу будешь пропускать уколы. Делай все вовремя».
– Вы несколько раз за день гнули рапиру. Такое ощущение, что хотели проткнуть соперниц насквозь.
– Просто клинок уже деформировался, поэтому так часто гнулся. Но менять его я не стала: это моя золотая рапира, я с ней начинала день, с ней же должна была закончить.
– Итальянка рапиру поменяла.
– Я и сама раньше была такая: как что не так, так — рапира виновата. Теперь понимаю, что не в рапирах дело.
– До финала вы катком прошлись по соперницам.
– Я была очень хорошо готова. Тренер меня настроил, я поняла, что все в моих руках. Не надо только торопиться поскорее-поскоре
– С партнершей по команде Аидой Шанаевой вы встречались и в финале последнего чемпионата мира в Москве, и в олимпийском полуфинале.
– На самом деле психологически очень сложно фехтовать против своих: она меня отлично знает, я ее знаю. В Москве был финал и у нас уже были медали, мы определяли у кого какая. А здесь проигравший в полуфинале мог вообще остаться без награды — бронза только одна и за нее еще надо было биться.
– Чемпионка Рио Яна Егорян говорила, что чтобы победить соотечественницу
– Да, соперника нужно обмануть, обыграть, перехитрить как она выразилась. Нельзя идти напролом. Нужно уметь обманывать. Такой у нас спорт.
– Какой у вас счет личных встреч?
– По личным встречам статистику не вела, но мне кажется, что плюс-минус мы друг друга равное количество раз обыгрывали. И сегодня Аиде очень хотелось победить. Мне кажется, именно это сильное желание ей и помешало. Не справилась с эмоциями. 14:1 – счет, который не отражает разницу между нами. В целом мы примерно равны по силам, обычно мы укол в укол идем.
«ВПЕРВЫЕ БЫЛА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ ДОЧЕРИ»
– Вы говорили, что стать чемпионкой мира вам помогла выносливость. Что помогло стать олимпийской чемпионкой?
– Хитрость и та же выносливость. Потому что я только отфехтовала в 1/16 финала, как мне сказали вновь идти в бой. А надо было встречаться с венгеркой Аидой Мохамед. И я — большая молодец, что ее одолела. Я ей проиграла месяц назад на чемпионате Европы и когда увидела, что вновь надо с ней встречаться, подумала: «Боже мой, дай мне сил, везения и удачи!» Только победила Мохамед, даже не присела и вновь надо было идти на дорожку. В общем, выносливость меня сильно выручила.
– Разочарованы, что на этой Олимпиаде нет командных соревнований в женской рапире?
– Вы не представляете как! У нас очень сильная команда: выиграли чемпионат Европы, чемпионат мира и очень расстроились, что не можем выиграть и Олимпиаду.
- То, что в апреле этого года в Рио проходил чемпионат мира, помогло в подготовке?
- Не думаю, если честно. Да, привыкли к залу, к этой атмосфере. Но чемпионат мира – это одно, проходит раз в год. Олимпиада - особый турнир. Тут все по-другому.
- Вы до последнего не заселялись в Олимпийскую деревню – это положительно сказалось?
- Если судить по результату, то да. Признаться, пока жили вне деревни, я вообще не ощущала нахождения на Олимпиаде. Даже не нервничала. Обычный сбор, обычные тренировки, а впереди проходные соревнования, типа этапа Гран-при. А вот когда приехали в деревню – тут уже был ажиотаж. Хорошо, что за полтора дня особо перенервничать не успели.
- Великой Валентины Веццали, участвовавшей в последних пяти Олимпиадах, вам не хватает?
– Ну как не хватает... Веццали – замечательная, выдающаяся спортсменка, провела свою спортивную карьеру на «ура». Но ее песенка спета, она закончила. У каждого своя дорога: она это она, а я это я. Буду и дальше стараться и надеяюсь, что у меня впереди еще несколько Олимпиад.
- Вы бы хотели повторить ее путь, принять участие в таком количестве Олимпиад?
– Мне нравится быть самой собой, но, разумеется, рассчитываю, что в моей карьере еще будут Олимпийские Игры.
- В Лондоне четыре года назад вы посетовали, что ни разу не были на днях рождения дочери. В этом олимпийском цикле удалось присутствовать на празднике хоть раз?
- Да, как раз в этом году. Я очень этому рада и с нетерпением жду возвращения домой. Как раз успею к 1 сентября. Мы идем в этом году в первый класс.
– А в секцию фехтования?
– Угадали, фехтованием Диана тоже будет заниматься.
– Вы говорили, что ваши родители были против фехтования.
- Да, говорили, что это мужской вид спорта. Только это было давно, сейчас они гордятся мной и очень болеют.
- Диана может стать, как и вы, рапиристкой?
- А куда она денется? У нас в Курчатове (город в Курской области. – Прим. ред.) других секций нет.
– Что такое курчатовская школа фехтования?
– Она создана в маленьком городке Курчатове двадцать лет назад благодаря Ильдару Мавлютову, моему тренеру. Там куются кадры российского фехтования.
– Много времени проводите в родном городе?
– К сожалению, нет. В основном тренируемся в Москве или в Сочи, бываем на сборах, на соревнованиях. Хотелось бы бывать дома почаще.
«ПЕРЕД ФИНАЛОМ СЛУШАЛА ЛЕПСА»
– Чем в свое время вас привлекло фехтование?
– Мой первый тренер Лилия Саффиулина – замечательная. Настоящая, искренняя женщина. Она показала мне рапиру, все рассказала. И я подумала: «Дай-ка попробую!» Ходила тренироваться после школы. Потом пошли успехи – победа на первенстве города, к примеру. Вошла в азарт. По натуре я такая: люблю побеждать – и в спорте, и в жизни.
– Правда, что вам нравятся песни Григория Лепса?
– Да, я люблю его.
– Сегодня «Самый лучший день»?..
– …заходи-и-ил вчера! - охотно затягивает припев Инна. -- Да, самый лучший день! Я, кстати, правда слушала эту песню.
– Когда будет «рюмка водки на столе»?
– Зачем вы сразу так?!
– Хорошо, когда придет черед шампанского?
– Естественно, по приезду соберу друзей, отметим победу. Улетаю уже завтра (в четверг. – Прим. ред.).
– Не хотите задержаться, посмотреть Олимпиаду?
– Хочу увидеть свою дочь! Это самое главное в жизни – моя доченька.