Побеги за границу и икра в багаже. Нашим спортсменам пора вспоминать опыт СССР?

Россия из-за многочисленных санкций оказалась в изоляции. Однако нашей стране это не впервой. Как за «железным занавесом» существовал спорт во времена позднего СССР — и чем нынешняя ситуация отличается от той, советской?
news

Партнерское издание «Плеймейкер» опубликовало новый исторический материал, который нам показался крайне актуальным.

Это страшное слово «валюта»

Сегодняшним спортсменам невдомек, зачем брать с собой на соревнования горы черной икры и какими опасностями грозит наличие в вашем кошельке даже одной 10-долларовой купюры. Оно и понятно, ведь в эпоху СССР их (спортсменов, а не долларов) еще не было на свете. Вот тренеры – те еще помнят, они могут рассказать. В лицах и красках.

Вполне возможно, что эти знания вскоре пригодятся их современным подопечным. Президентский указ, обязывающий российские компании продавать государству 80% валютной выручки, уже подписан, а значит и до обычных граждан вот-вот очередь дойдет.

В СССР даже слова «валюта» люди боялись, как огня. Особенно после дела фарцовщика Яна Рокотова, которому в 60-е годы дали восемь лет тюрьмы, потом добавили еще семь, а когда генсеку Никите Хрущеву и этого показалось мало — взяли и расстреляли.

Баскетболист советской сборной Станислав Еремин вспоминал, как однажды его команду, вернувшуюся ночью из-за границы, забыли провести через таможенный контроль. Очутившись в пустом зале прилета аэропорта «Шереметьево», двухметровые парни испытали неподдельное чувство ужаса, весь сон с них как рукой сняло: валюту-то не сдали, это ж уголовная статья! Пришлось самим искать таможенников и уламывать их — чтобы забрали у игроков честно заработанные деньги. Не 80 процентов, как сейчас, а подчистую – тогда сдавали все до цента. По грабительскому госкурсу 60 копеек за доллар, который на черном рынке стоил три рубля.

 

Бизнес по-советски

С другой стороны, сама возможность регулярно ездить за рубеж ставила спортсменов в привилегированное положение, давала им возможность зарабатывать. Основным источником дохода были не призовые за победы, а банальная спекуляция: наши везли на Запад в баулах икру и водку, там их продавали, а на вырученные деньги покупали разный дефицит – бытовую технику, электронику, одежду и т.д. Здесь все это стоило сумасшедших денег.

Сей бизнес по-советски, естественно, тоже был нелегальным. Однако компетентные органы смотрели на него сквозь пальцы, лишь изредка (обычно – по чьему-нибудь доносу) устраивая облавы в аэропортах. Тем, кто попадался, грозило лишение званий и статус «невыездных», но никак не тюрьма. Игра стоила свеч.

Там же, в загранпоездках, приобреталась экипировка. В обычных магазинах: клюшки для хоккеистов, кроссовки и тому подобное – все за свой счет. Советские фабрики инвентарь, в принципе, тоже делали, вот только их продукция сравнения с западной категорически не выдерживала. Так что Александру Большунову, контракт с которым на днях расторгла французская фирма Rossignol, надо крепко подумать, где брать новые лыжи. Кое-какой запас старых у него, правда, имеется, на один сезон точно должно хватить. Но что потом?

Потом придется искать лыжи самому – как в СССР, где само понятие «персональный контракт с капиталистической фирмой» было немыслимым. Спортсмены получали зарплату по фиксированным ставкам (достаточно высокую, хотя не пошикуешь), а все, что сверх нее, добывалось на свой страх и риск.

Почему наши клубы ни разу не играли в финале ЛЧ?

Зацикленность советских атлетов на загранпоездках с их куплей-продажей, здорово отвлекала от основной работы, мешала добиваться побед. Хотите верьте, хотите нет, но многие считают этот фактор едва ли не ключевым — важнее тактики, техники и «физики». Недаром клубы СССР – в отличие от Румынии, Югославии, Греции и даже Швеции — ни разу не играли в финале главного футбольного еврокубка, тогда называвшегося не Лигой, а Кубком чемпионов. Даже легендарное киевское «Динамо» времен Валерия Лобановского лишь однажды дошло там до 1/2, хотя турнир был вообще-то слабее нынешнего. Из-за регламента — лишь по одной команде от каждой страны, включая Англию, Испанию, Италию и прочие топ-державы.

Уровень ныне не существующего Кубка кубков, который киевляне завоевывали дважды, был самым низким из европейских турниров, а в Кубке УЕФА (сейчас Лига Европы) советские футболисты не проходили дальше четвертьфинала. Здесь победы ЦСКА и «Зенита» случились уже после распада СССР.

Впрочем, сейчас эти сравнения уже не актуальны. После того, как УЕФА, ФИФА и подавляющее большинство других федераций пошли на то, чего не делали в советские времена: полностью отстранили Россию от международных соревнований. Что, конечно, намного хуже – в отрыве от мирового спорта нашему долго протянуть будет непросто.

Да, власти СССР по своей прихоти могли запросто лишить страну целой Олимпиады, как в 1984-м, или несколько лет бойкотировать еврокубки, как в баскетболе, но то были все-таки исключения. Зато там, где советский спорт был по-настоящему силен, его победы за границей, напротив, всячески поощрялись. А без регулярных состязаний с сильнейшими, без возможности сравнить себя с ними, сохранять конкурентоспособность невозможно, это закон жизни. В спорте, в науке, в медицине – везде.

Скоро звезды начнут уезжать

К тому же «железного занавеса» вокруг сегодняшней России пока нет – по крайней мере, на данную секунду. А коли так, то спрогнозировать дальнейший ход событий несложно: скорее всего, спортсмены просто начнут уезжать. Вполне возможно, уже в этом году: сначала звезды мирового класса, потом — все больше и больше, в массовом порядке.

Если не сам Большунов, то новые большуновы — если таковые вообще появятся — будут бегать уже не за Россию, а в нейтральном статусе. Либо — если такое условие не прокатит — за Норвегию, Швецию или даже США. Увы. Рыба ищет, где глубже, человек – где лучше, а сильный спортсмен – там, где есть большой спорт. Настоящий, с Олимпиадами и ЧМ. «Спартакиада народов СССР» тут делу не поможет.

Можно ли как-то помешать этому «исходу»? Разве что закрыв границы на советский манер, больше никак. Хотя и это не панацея: как ни следили за выезжавшими из Союза (в каждой делегации – обязательно «топтун» из КГБ!), ни Александра Могильного, ни Сергея Федорова это не остановило. Пусть оба были абсолютно уверены, что берут «билет в один конец» и покидают родину навсегда.

А оказалось – совсем ненадолго. Может, обойдется и теперь?..

 

Новости. Хроника