Брюс Ли из Ленинграда. Цой и кунг-фу
Партнерское издание «ПЛЕЙМЕЙКЕР» на этот раз порадовало нас уникальным контентом, за что ребятам респект и уважуха.
То, что Виктор Цой был фанатом Брюса Ли, подтверждали все в питерской рок-тусовке начала 80-х. Борис Гребенщиков рассказывал: когда он впервые приехал в гости к Цою, то сразу обратил внимание на большой постер на стене с изображением Ли. «Я обрадовался, уже есть, о чем поговорить… Так, под Брюса Ли, мы вино-то все и выпили. И впали в особое медитативное состояние, замешанное на «новом романтизме» и китайской философии», — рассказывал Гребенщиков.
Как и большинство других ленинградских рокеров, Цой впервые увидел фильмы с Брюсом Ли в Москве – в квартире Александра Липницкого, журналиста и участника группы «Звуки Му». «На дворе стоял, кажется, 1982 год. У меня появился первый в компании видеомагнитофон, и у питерских стало обязательным пунктом посещение моей квартиры с целью культурологического развития, — вспоминал Липницкий в интервью изданию «Афиша» незадолго до своей смерти в 2021 году. — Цой сразу стал большим поклонником Брюса Ли. Увидел у меня фильмы «Кулак ярости» и «Выход дракона», и каждый раз, когда приезжал, пользовался любым предлогом, чтобы посмотреть их лишний раз».
По словам Липницкого, Цой регулярно наведывался в его домашний «видеосалон» вплоть до 1986 года. В то время американская подруга рокеров Джоанна Стингрей привезла в Ленинград свой видеомагнитофон. И с тех пор необходимость ездить в Москву «на Брюса Ли» отпала. Фильмы с его участием рокеры теперь смотрели в родном Ленинграде.
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК
В начале 80-х Виктор Цой познакомился с востоковедом Сергеем Пучковым. Тот не был музыкантом, но часто приходил на концерты-квартирники. Пучков имел репутацию специалиста по восточным единоборствам, и Цой попросился к нему в ученики.
«Виктор хотел заниматься даже не кунг-фу, его поразили так называемые нунчаки – приспособления для обработки зерна, крестьянское оружие… Стали мы ими заниматься, и вдруг выяснилось, что ему это уже неинтересно совсем, что это случайный, проходящий образ. И тогда мы перешли, собственно, уже к классическим единоборствам», — вспоминал Пучков в разговоре с писателем Александром Житинским.
Страсть Цоя к нунчакам подтверждает и Борис Гребенщиков: «Нунчаки у него висели на стене… Витька за них сразу схватился и показал, что он с ними делает… Получалось у него здорово – почти Брюс Ли».
Своего тренера по кунг-фу Сергея Пучкова Цой называл «Учителем». Пучков говорит, что лидер группы «Кино» сам выбрал такое обращение – у него оно носило юмористический, ироничный оттенок. При этом, Цой интересовался не только приемами, но и восточной философией. Это увлечение разделяла его жена Марьяна. Культовой книгой у рок-музыкантов был самиздатовский экземпляр «Дао Дэ Дзин» Лао-Цзы – его передавали из рук в руки и заучивали наизусть целыми кусками.
Сергей Пучков вспоминал, что сам начинал учить кунг-фу самостоятельно. «Потом уже подъехали люди, которые умели делать это лучше, и у которых было чему учиться. Сначала это были наши люди, потом восточные», — говорил он. Под «восточными людьми» он имел в виду, вероятнее всего, азиатских студентов, учившихся в СССР: именно они были основным источником знаний о каратэ, кунг-фу, ушу и других единоборствах.
«Время было такое, когда из пальца приходилось высасывать… — рассказывал Пучков. – То есть, одной картинки было достаточно. Видишь какую-то стойку, тебя поразившую, начинаешь думать, читать и реконструируешь всю систему».
Пучков и Цой тренировались в интенсивном режиме примерно год. Они занимались индивидуально – часто, на квартире того или другого. Потом, по словам Житкова, «у Цоя пошли концерты», их становилось все больше. Учитель и ученик стали встречаться в рамках групповых «выездов»: «Мы садились в машину и ехали куда-нибудь на Выборгском направлении, в произвольное место: какой-нибудь лесок или свалки, помойки – человек пять».
Тренировки сопровождали рассказами буддистско-даосских притч. Житков вспоминал, что обычное общение, порой, увлекало Цоя даже больше спаррингов и боевых приемов. «Он все время наблюдал за мной. Стоит смотрит, выпью ли, как себя дальше поведу. А вот само оттачивание движений его никогда не интересовало. Бой, да – но общение прежде всего».
Можно ли считать Виктора Цоя по-настоящему сильным бойцом? Сергей Пучков отвечал на этот вопрос так: «Помните ту сцену драки в фильме «Игла»? Там Цой все делает лаконично. А он умел в тысячу раз больше».
Картина «Игла» казахского режиссера Рашида Нугманова вышла в 1988 году. За роль в этом фильме Виктора Цоя назвали лучшим актером года по версии журнала «Советский экран». А сцена драки его героя с бандой наркоманов по-настоящему восхитила «перестроечную» молодежь.
«Его тренировки по единоборствам очень пригодились на съемках, — вспоминал режиссер фильма Рашид Нугманов. — Виктор бил перед камерой по-настоящему, без всяких консультантов. Это были сцены контактные, как в ранних фильмах Брюса Ли. Но и я тщательно ставил кадр, конечно».
Перед началом работы над этой сценой Нугманов –как говорил он сам, «забавы ради» — в павильоне поснимал Цоя в стиле Брюса Ли. Цой был по пояс обнажен, он двигался перед камерой, наносил массу всевозможных ударов и даже старался «мяукать» как его кумир. «Виктору страшно нравился этот материал. Он просто офигел от самого себя. Какой же я все-таки идиот, что не сохранил пленку: мы тогда были слишком беспечные», — вспоминал режиссер.
При этом, по словам Нугманова, Цой всегда оставался скромным и даже отстраненным человеком, который не лез на рожон – он и крепкое словцо позволял себе очень редко. Когда делали монтаж «Иглы», музыкант настаивал на том, чтобы вырезать сцену в больнице, где его герой Моро говорит разошедшуюся в народ в фразу: «Скажи, Дина, он тебя трахает?». Цой считал ее слишком грубой.
ЦОЙ ПРОТИВ ШЕВЧУКА
Известно лишь об одной реальной драке лидера группы «Кино» – хотя, и тут очевидцы событий ставят его участие под сомнение. Речь идет о конфликте межу Виктором Цоем и Юрием Шевчуком из группы «ДДТ».
«На одной из тусовок Шевчук начал упрекать Цоя в мажорстве. И Цой, разумеется, в долгу не остался. Шевчуку не понравилось, что парни были одеты модно в импортное шмотье и кроссовки. Кроме того, он был пьян, а они тогда занимались карате у профессионального тренера — вот и получил ногой в табло», — вспоминал Анатолий Соколков, экс-администратор Ленинградского рок-клуба.
При этом у Соколкова нет уверенности, что «удар ногой в табло» нанес именно Цой. Есть версии, что Шевчука ударил Юрий Каспарян, другой участник группы «Кино».
«В рассказ об этой драке я вообще не верю, — говорил Сергей Фирсов, продюсер и заведующий фонотекой Ленинградского рок-клуба. – Хотя, Шевчук известный драчун… Но не Цой. Думаю, столкнись он с Цоем, то навалял бы обоим: и Цою, и Каспаряну при случае…»