Валерий Польховский: Засучим рукава и вперед!
Валерий Польховский вернулся в национальную команду, откуда в 2007 году он уходил старшим тренером женской сборной. Новый главный тренер сборной России вспоминает разочарование 2007 года, говорит о изучении зарубежного опыта не только с помощью Пихлера, рассуждает о новых критериях отбора в команду и вспоминает, когда последний раз был в отпуске.
— Валерий Николаевич, в 2007–м году вы прекратили работу с национальной командой. В тот момент какие чувства в вас играли — разочарование или желание вернуться на этот уровень?
— Я работал с национальной командой с 2001 года. В 2006–м году, я считаю, мы достойно выступили на Олимпиаде в Турине. Но после Игр случилась ситуация, аналогов которой я не припомню, — вся команда ушла в декрет. Уже перед сезоном 2007/2008 произошла смена поколений, в сборной появились сразу несколько молодых спортсменок. Не скажу, что послеолимпийский сезон у нас вышел провальным, но отсутствие опыта, конечно же, не добавило стабильности в результатах.
— И все же какие чувства вы испытали, когда покидали сборную?
— Естественно, первое время я был разочарован. Более полутора лет я не занимался биатлонной практической деятельностью. В это время попробовал открыть свой бизнес, который затем оставил компаньонам. Но желание вернуться в команду я никогда не терял. За время вынужденного простоя смог со стороны оценить свою работу, работу коллег и тенденции развития мирового биатлона. Считаю, что этот период биатлонного простоя мне многое дал в профессиональном качестве. Порой очень полезно посмотреть на процесс другими глазами. И я могу сказать, что нашел
— На днях Правлением СБР был принят новый тренерский штаб сборных команд, который был сильно обновлен. Нас ждет переворот?
— Нет, кардинальной перестройки не будет. Два года назад президент СБР Михаил Прохоров поставил перед нами задачу создания института тренеров. Мы в юниорской и молодежной сборных постарались воплотить наши идеи в жизнь, что, считаю, нам удалось. Мы создали систему, при которой специалист, переходя из команды в команду, не будет испытывать никаких проблем. Это касается и тренеров, и спортсменов. Совместные сборы, совместные тренировки, единый вектор развития — система еще далека от идеала, но уже работает.
— Так и получилось, что большинство специалистов, вошедших в тренерский штаб сборных, в последние годы работали именно в этой системе.
— Это говорит о том, что наша работа, которая взяла начало еще два года назад, приносит плоды уже сейчас. Посмотрите на изменения в тренерском штабе всех трех сборных. В мужской команде
Александр Селифонов перешел из юниорской команды в молодежную, а его место занял Николай Савинов, прошлый сезон отработавший в паре с Селифоновым. Мне кажется, мы пришли к правильной модели, когда люди видят наглядную перспективу для работы и работают в команде. У нас у всех одни задачи и похожие мысли на счет путей решения этих задач. При этом каждый тренер вправе составить свой тренировочный план, никто на него сверху давить не будет. Нам не нужны солдаты, которые беспрекословно выполняют лишь указания вышестоящих. Если говорить образно, том нам нужен сплоченный офицерский коллектив, где будут собраны думающие тренеры, умеющие отвечать за свои решения.
— Вы сказали, что за те полтора года, что прожили вне большого биатлона, сумели оценить тенденции развития вида спорта. Тренировочная система за четыре года от Турина до Ванкувера сильно изменилась?
— Изменилась, но не так сильно как многим кажется. Конечно, коррективы постоянно вносятся, но эти коррективы не значительны. Будущее за универсальными биатлонистами, которые будут сочетать в себе великолепную скорость прохождения дистанции вкупе с образцовой техникой передвижения, быструю и точную стрельбу. При этом нужно добавлять по всем направлениям. Например, у нас есть резервы в работе сервисной группы. Наши ребята отлично справляются со своими возможностями, но все-таки пора бы и зарубежный опыт перенять. Мы близки к тому, чтобы увеличить сервисную группу до пяти человек, добавить к уже работающим ребятам иностранных специалистов. При этом я уверен, что на чемпионате мира нам нужна даже еще более расширенная сервис-бригада.
— Если в сервисной группе иностранец еще только может появиться, то в тренерском штабе он уже есть — Вольфганг Пихлер.
— Да, и я очень рад, что этот великолепный немецкий специалист принял предложение СБР. У нас еще давно образовался некий кружок по интересам с Вольфгангом и Уве Мюссигангом. Не раз мы собирались и подолгу общались, в общих чертах обсуждая разные методики подготовки команд. Общаемся мы на немецком языке, знания которого позволяют мне понимать ребят и доносить до них свои мысли. Кстати, тот же Мюссиганг несколько раз предлагал нашей команде пройти совместный централизованный летний сбор. В 2006 году мы с командой приезжали с Оберхоф, где участвовали в соревнованиях по летнему биатлону. Там уже в сентябре на трибунах комплекса собирались по
— Вольфганг Пихлер — это наша единственная связь с зарубежным биатлоном?
— Многие так думают, но это не так. У нас в тренерский штаб молодежной сборной вошли Роберт Кабуков и Надежда Белова. Роберт уже довольно давно уехал из Сыктывкара в Германию, где мы ему помогли устроиться домашним тренером спортсменов. На протяжении последних лет он варился в немецком биатлонном обществе и мы очень рады, что Кабуков решил вернуться к нам. Надежда Белова много лет работала с национальной командой Польши, прошла с поляками два олимпийских цикла и теперь также будет трудиться на благо российского биатлона.
— У вас есть желание продолжить практику совместных сборов с немецкой командой?
— Могу сказать, что уже в предстоящем сезоне планируется участие молодежной и юниорской сборных в Кубке Германии. Возможно, также наши спортсмены приедут на Кубок Италии и Кубок Австрии. Но это уже зависит от того, насколько будет насыщен соревновательный график в сезоне.
— В чем непосредственно заключается разделение национальной сборной на команды
— Основной задачей команды
— Есть в только что созданном тренерском штабе сборных специалисты, с которыми вы ранее не работали?
— Ну, например, с Вольфгангом Пихлером и Павлом Ростовцевым я и не мог раньше работать. Пихлер всю жизнь трудился в Германии и Швеции, а Павел только начинает свою карьеру. А с остальными со всеми уже имел опыт работы. Чуть раньше с Андреем Гербуловым, чуть позже с другими тренерами. С Николаем Лопуховым мы постоянно общались на протяжении последнего сезона, когда он готовил экспериментальную команду, с ним мы знакомы очень давно. Видели бы вы глаза Лопухова, когда он узнал, что будет работать с национальной командой! Человек все последние дни горит одной идеей — максимально выложиться на благо команды, общается с разными специалистами, досконально изучает все методики подготовки, вникает в малейшие детали.
— Когда национальная команда отправится на первый сбор?
— Уже
— Вы
— Да какой сейчас может быть отпуск! Честно говоря, я уже и забыл что это такое. За те полтора года, которые я после Турина занимался бизнесом, отдохнул от биатлона на долгие годы вперед, а теперь надо работать. В ближайшие дни мы собираем весь тренерский штаб в Москве и начинаем прорабатывать в интенсивном порядке все малейшие детали предстоящего сезона. В нашем распоряжении сейчас будут 8 команд, за каждую из которых мы будем готовы ответить. Так что засучим рукава и вперед!
Валерий Польховский: Давно говорил с Ростовцевым о тренерской работе
Польховский назначен главным тренером национальных сборных России по биатлону
Михаил Прохоров: Готов принять на себя всю ответственность и любую критику