Тихонова сместили по-тихому. Вчера главой российского биатлона единогласно избран президент Группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров

Отчетная конференция Союза биатлонистов России (СБР) приняла отставку президента Александра Тихонова, назначила вместо него бизнесмена Михаила Прохорова, а под конец избрала Александра Ивановича первым вице-президентом.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. БИАТЛОН
ОТЧЕТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СБР

Отчетная конференция Союза биатлонистов России (СБР) приняла отставку президента Александра Тихонова, назначила вместо него бизнесмена Михаила Прохорова, а под конец избрала Александра Ивановича первым вице-президентом.

В ПОИСКАХ ПРЕЕМНИКА

Вчера в российском биатлоне должна была закончиться 12-летняя эпоха правления Александра Тихонова. Об этом судачили в спортивном мире многие, но почти никто не верил до конца. А все потому, что непотопляемость «отца русского биатлона» в последние годы конкурировала с легендарной колосковской. При том что экс-президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков вроде бы не избавлялся от тренеров только за то, что они поддерживали его конкурентов на президентских выборах, не требовал дисквалификации отечественных спортсменов на зарубежных соревнованиях, не выгонял из сборной ее капитана, не путался в собственных взаимоисключающих заявлениях. И уж точно не был объявлен в федеральный розыск с последующим осуждением по статьям 133 и 105 УК РФ (соучастие в форме подстрекательства к убийству по найму).

Казалось бы, ну что еще нужно сделать, чтобы наработать на отставку? Попытки сместить четырехкратного олимпийского чемпиона предпринимались – и серьезные. В декабре 2006 года на выборах президента СБР у Александра Ивановича нарисовалось аж пять соперников. Но часть из них сняли с дистанции из-за нарушения неких процедурных норм, другие взяли самоотвод. Бой принял президент Федерации биатлона Москвы Владимир Малин. Но бывший руководитель Госкомимущества РФ был разгромлен со счетом 50 голосов против 23 – с нарушениями, как писали, регламента и под аккомпанемент жесткой критики ведущих спортсменов и тренеров в адрес устоявшего Тихонова. Вспоминая то заседание, очевидцы любят цитировать президента Олимпийского комитета России (ОКР) Леонида Тягачева. Даже Леонид Васильевич, относящийся к Тихонову крайне лояльно, вынужден был, говорят, оценить происходившее безапелляционно: «Бардак! Зас...ли биатлон…».

Многие после этого рассуждали, что, дескать, альтернативная кандидатура в лице Малина была не того масштаба. Поиски более крупнокалиберного патрона, получается, затянулись почти на два года. В октябре 2008-го роль преемника выпала крупному бизнесмену, президенту Группы ОНЭКСИМ Михаилу Прохорову. Во всяком случае накануне вчерашнего заседания этим слухом был наводнен весь спортивный мир.

ЕДИНОГЛАСНО!

Ранним утром интрига без мук скончалась при рождении. Точнее, при моем вхождении в конференц-зал «Амур» сквозь строй охранников с опознавательными знаками Группы ОНЭКСИМ.

В розданной участникам конференции скучнейшей повестке дня про возможные перевыборы ничего не сказано. Значит, остается ждать обсуждения пункта номер девять с многообещающим названием «Разное».

Начав работать в 11.00, делегаты с перерывами на кофе-брейк и обед добираются до главного лишь в 15.00. Именно в этот час в зал входит внушительная делегация высокопоставленных лиц, среди которых – Тягачев, управделами Президента РФ Владимир Кожин, заместитель министра спорта Геннадий Алешин, почетный президент ОКР Виталий Смирнов и господин Прохоров. Не успевают вошедшие разместиться в президиуме, как Тихонов берет слово. Объясняя, что «вышестоящими органами» ему «поручено заняться вплотную подготовкой молодежной команды к Олимпийским играм 2014 года», Александр Иванович произносит: «Я подаю в отставку!». Слова тонут в стеклянном звоне – это сидящие «на камчатке» оппозиционеры яростно чокаются пустыми гранеными стаканами.

Предложив избрать своим преемником Михаила Прохорова, Тихонов уступает место на трибуне господину Смирнову. Виталию Георгиевичу выпало «подробнее представить кандидата». Он с этой задачей с блеском справляется. Выясняются неведомые доселе подробности: Прохоров родился в весьма спортивной семье – его отец Дмитрий Иванович на протяжении многих лет возглавлял международное управление Госкомспорта СССР. Соответственно, Смирнов долго работал с ним вместе и знает его сына Михаила с младых ногтей.

Из уст Смирнова в этот день впервые звучит предложение оставить Тихонова при биатлоне в ранге первого вице-президента СБР. Далее его повторяют и Тягачев, и Кожин.

Десятиминутная речь самого преемника предельно внятная. Он говорит, что видит в биатлоне «огромный потенциал развития». Словно на биатлонном рубеже, Прохоров молниеносно закрывает своими тезисами-патронами все мишени недоверия в зале. «Биатлон должен обогнать по популярности футбол». «Будет выстроена прозрачная система отбора юных спортсменов на конкурентной основе». «Хочу, чтобы биатлон сам научился зарабатывать». «Тренеры будут получать не менее 1000–1500 долларов».

– Для нас это шоковая ситуация, мы абсолютно не ожидали, что будут предложены такие изменения, – делегатские прения начинает представитель Екатеринбурга Владимир Рощин. По тому, с какой легкостью он подбирает слова, настоящим шоком для него, наверное, стало бы как раз отсутствие этих изменений.

Отставку Тихонова делегаты принимают единогласно.

– Спасибо, – саркастически замечает уже экс-президент и срывает заслуженный хохот с аплодисментами. Становится немножко грустно – неужели в последний раз? Неужели эпоха этого непосредственного и непредсказуемого человека и впрямь становится историей? Но Михаил Прохоров уже лично просит конференцию проголосовать за назначение Тихонова своим вице-президентом. Президенту виднее...

«За» голосуют далеко не все, но решимости высказаться «против» или хотя бы воздержаться несогласным не хватает. В итоге и этот результат счетная комиссия признает единогласным.

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: РАССЧИТЫВАЮ НА МОЩНЫЙ ТАНДЕМ С ТИХОНОВЫМ

– Кто все-таки был инициатором вашего прихода в биатлон? – спрашиваю Михаила Прохорова по окончании конференции.

– Образно выражаясь, это была улица с двухсторонним движением, – уклончиво отвечает новый лидер нашего биатлона.

– Можно ли констатировать, что господин Тихонов станет в СБР вашей правой рукой? Сколько вообще будет первых вице-президентов?

– Рассчитываю, что у нас с Александром Ивановичем будет очень мощный тандем. Он – легенда биатлона, один из самых квалифицированных в нем людей. Я же собираюсь внедрить в мир биатлона современные бизнес-технологии. Сочетание этих аспектов должно помочь нашей стране занять достойное место в мировом биатлоне.

– Пользуясь случаем, позвольте уточнить судьбу спортивных проектов «Норильского никеля», которые вы когда-то курировали. В частности, ход процесса объединения футбольных «Москвы» и «Торпедо».

– В настоящий момент я не управляю этими проектами. Все они принадлежат компании «Норильский никель». Поэтому, если у вас есть интерес, обращайтесь туда.

…Покидая конференц-зал «Амур», слышу, как один из чиновников ОКР поздравляет Михаила Прохорова с новым постом.

– Вся надежда теперь на вас на Играх в Ванкувере, на биатлон. Больше у нас ничего нет… – с жаром объясняет чиновник.

– Может, хотя бы лыжи? – недоуменно интересуется Прохоров.

– Да ну что вы, какие лыжи…

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ПРОХОРОВ Михаил Дмитриевич

Родился в 1965 году в г. Москве. В 1989 году после окончания Московского государственного финансового института занимался международным банковским делом, финансами, инвестициями в сфере природных ресурсов. Его личные и предпринимательские качества послужили импульсом для развития современных компаний – лидеров российской экономики: «Норильский никель», «Полюс золото», «Росбанк», «Открытые инвестиции». В 2007 г. Михаил Прохоров основал компанию «Группа ОНЭКСИМ» с целью создания в России лидирующего международного частного инвестиционного фонда с диверсифицированной структурой бизнеса. Стоимость активов Группы ОНЭКСИМ составляет свыше 25 миллиардов долларов.

Новости. Биатлон