Михаил Мамиашвили: Если не выигрывать, зачем готовиться к Олимпиаде?
Шестнадцать медалей - семь золотых, три серебряных и шесть бронзовых, - а также три общекомандных первых места завоевала объединенная команда России по вольной, женской и греко-римской борьбе на чемпионате Европы в Тампере. Однако три олимпийские лицензии получить россиянам пока не удалось. Итоги турнира подвел президент Федерации спортивной борьбы России (ФСБР) Михаил Мамиашвили.
— Вас не смущает, что на фоне шести золотых медалей наших вольников на чемпионате мира в Баку три на чемпионате Европы выглядят уже несолидно?
— Во всем должен быть здравый смысл. Не хочу делить сборную на первые и вторые и номера: все они претенденты на участие в Олимпиаде, однако в некоторых весах в Тампере были представлены не чемпионы России, и главным для нас было получить подтверждение правильности подготовки к Играм. К счастью, команда выступила ровно. Теперь уже профессионалы будут дорабатывать детали и делать выводы из допущенных ошибок. Тревожит категория до 96 кг. Но не надо забывать, что готовился выступить в Тампере не Хаджимурад Гацалов, а Ширвани Мурадов. Однако он — победитель красноярского турнира, в финале которого поборол Гацалова,— за две недели до старта в Тампере был прооперирован по поводу аппендицита.
— Не подломит ли морально вторая неудача подряд олимпийского чемпиона и трехкратного чемпиона мира?
— Именно об этом мы разговаривали с личным тренером Гацалова. Трагедии нет. Если внутри сохранился нервный потенциал, заряд на победы и на огромный труд, который в оставшийся короткий промежуток времени спортсмен готов проделать, то все в его руках. Но повод для того, чтобы готовиться серьезно, у ставшего здесь третьим Гацалова есть, поскольку конкуренция внутри команды очень высокая.
— Как, по вашему мнению, проявила себя молодежь?
— Дебютант Расул Джукаев (до 66 кг) не струсил, но до конца не раскрылся. Выиграть у знаменитого болгарина Барзакова дорогого стоит, и это ступенька. Рассчитывали на более успешное выступление Адама Батирова (до 60 кг), но в абсолютно равной борьбе за выход в финал он проиграл практически без баллов украинцу Василию Федоришину. Не хочу принижать бронзу 20-летнего дебютанта Бахтияра Ахметова, но у этого тяжеловеса, считаю, блестящее будущее. Он еще ребенок, но я знаю его настрой, он живет борьбой и, возмужав, покажет себя. В команде еще есть чемпион мира Билял Махов, не собираются борцовки на гвоздь вешать и шестикратный чемпион Европы Курмагомед Курамагомедов.
— Как вы прокомментируете слухи о якобы отравленном ртутью Биляле Махове?
— Это утка. На самом деле было обыкновенное пищевое отравление во время подготовки к турниру «Иван Ярыгин», когда все спортсмены тренировались у себя дома. Мы проконсультировались с московскими токсикологами — о ртути даже речи быть не может, и это засвидетельствовано в соответствующем медицинском документе.
— С Давидом Мусульбесом, выступавшим за Словакию и выбившим в схватке за выход в финал Бахтияра Ахметова, вы в Тампере разговаривали?
— Здесь муссировал вопрос, будто Мусульбес может чуть ли не у любого российского борца выиграть. Конечно, может. Любой может. Это спорт. Но если не выигрывать у 36-летнего Мусульбеса, который четыре года не боролся, какой смысл готовить себя к олимпийским баталиям? Здесь против него вышел мальчик, которого он просто обманул. Но надо выигрывать у него в любом случае. 21-летний грузин Давид Модзманашвили, не хватающий звезд с неба и только что перешедший из категории 96 кг, ведь поборол же Мусульбеса в финале?
Мы разговаривали. Давид, считаю, поступил нечестно, а значит, не по-мужски. Втихаря перейдя в Словакию, он проявил слабость. Но это не дает права проявить слабость мне. По большому счету, что здесь обсуждать? Пришел бы, сказал о своей мечте вернуться на ковер, сели бы по-мужски, обсудили, пожали бы руки и давно бы разошлись. И не надо было бы сейчас глаза прятать. Не в зарплате даже дело, которую он как тренер сборной России получал до декабря прошлого года. Получилось так, что он ушел тогда, когда ему это было удобно. Именно поэтому мы будем пытаться сделать все возможное, чтобы Давид не поехал в Пекин. А в следующий раз будем умнее.
— Что он сказал вам?
— Это очень личное. Я всегда испытывал огромное уважение к нему и его победам. Давид — интеллигентный обаятельный парень, и выражение «бес попутал» лучше всего подходит к ситуации, в которую он попал. Любить его как борца я меньше не стал. Но буду действовать так, как должно действовать официальное лицо.
— А ситуация в греко-римской борьбе вас не угнетает?
— Я надеялся, что три недостающие лицензии в весе до 66, 74 и 96 кг ребята получат уже в Тампере. Но в целом команда выступила ниже своих возможностей. Проявить себя удалось только Асланбеку Хуштову (до 96 кг). Он боролся не просто хорошо — замечательно. В весе до 74 кг мы надеялись на победу молодого и честолюбивого Евгения Попова. Однако он получил бронзу. Сделает выводы из ошибок, и его время придет. Теперь очередь за олимпийским чемпионом в этой категории Вартересом Самургашевым, который обязан выступить на одном из двух оставшихся отборочных турниров и попытаться завоевать лицензию. А вот капитан команды Хасан Бароев откровенно разочаровал. Второе место не для олимпийского чемпиона и двукратного чемпиона мира. Теперь он жалуется на моральную усталость и просится на самостоятельную подготовку, но этот вопрос мы будем еще обсуждать.