Машина для добычи золота

null
news

БОРЬБА

В спортивном мире есть только один критерий успеха. Это количество медалей, завоеванных его представителями на крупнейших турнирах. И с этой точки зрения лидерами российского спорта, пожалуй, являются борцы, которые в 2002 году на чемпионатах мира, Европы и Кубках мира завоевали 41 золотую, 17 серебряных и 17 бронзовых наград.

Этот год явился богатым на события. Чемпионаты мира в Москве и Тегеране, уход со сцены возглавлявшего 30 лет Международную федерацию борьбы (ФИЛА) Милана Эрцегана, слова президента МОК Жака Рогге о возможном исключении одного из видов борьбы из программы Олимпийских игр. Обо всем этом корреспондент «Советского спорта» побеседовал с президентом федерации спортивной борьбы России олимпийским чемпионом Михаилом Мамиашвили.

КАБАЕВА – ЛУЧШАЯ

— Михаил Геразиевич, год назад мы с вами говорили о неудачах нашей сборной по греко-римской борьбе. Что помогло преодолеть начинавшийся кризис?

— По сравнению с прошлым годом ситуация изменилась. Атмосфера, обстановка в команде стала другой. И я еще раз убедился в том, что в работе не должно быть места каким-то личным пристрастиям или, наоборот, антипатиям.

После неудачи сборной на прошлом чемпионате мира главному тренеру сборной Шамилю Хисамутдинову было предложено написать заявление об уходе, что он и сделал. В свое время именно я предложил его кандидатуру на пост главного тренера сборной. С Шамилем Шамшатдиновичем меня связывают долгие годы дружбы, товарищеских отношений. Но результата-то не было, а это главное. И все же это решение далось мне очень непросто.

Главным тренером был назначен Геннадий Андреевич Сапунов. Более чем за 10 лет его работы в главных командах СССР и России даже вторых мест наша сборная не привозила. Только первые! И на мировом чемпионате в Москве мы вновь стали лучшими.

К двум чемпионам, которые уже были в команде (Безручкин и Меньщиков), добавились ростовчанин Вартерес Самургашев (74 кг) и Гейдар Мамедалиев из Екатеринбурга. Он победил в самой дефицитной весовой категории до 55 кг, в которой у нас давненько не то что чемпионов, призеров не было.

— Что еще порадовало вас за эти 365 дней, а что огорчило?

— Порадовало выступление команды по вольной борьбе. Назначенный в прошлом сезоне по рекомендации великого наставника Дмитрия Миндиашвили молодой тренер Дзамболат Тедеев сумел создать в команде здоровую атмосферу, и наша сборная показывает стабильные результаты.

Еще к приятным могу отнести тот факт, что нам удалось полностью защитить в Госкомспорте бюджет сборных команд России на будущий год, а это означает, что мы получили возможность нормально готовиться к предстоящим в 2004 году Олимпийским играм. Каждый рубль мы обосновывали и убедили наших спортивных руководителей в целесообразности этих затрат. К слову сказать, вселяет уверенность твердая поддержка и профессиональный подход нынешнего руководства Госкомспорта РФ во главе с Вячеславом Фетисовым. Я часто бываю во многих регионах, на турнирах и соревнованиях, встречаюсь с руководителями различного уровня и могу с удовлетворением констатировать неуклонное развитие и расширение географии борьбы.

Очень порадовало то, что введены президентские стипендии для ведущих спортсменов страны. Это колоссальный шаг, который дал возможность реанимировать отношение государства к людям спорта. А для многих спортсменов и ветеранов это по-настоящему средства к существованию. Кстати, 20 декабря на отчетно-выборной конференции Федерации спортивной борьбы России мы планируем принять специальное обращение к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину со словами благодарности от имени всех 38 ныне живущих олимпийских чемпионов по вольной и греко-римской борьбе.

А огорчают ничем не обоснованные амбиции и некомпетентность некоторых людей.

Если же брать не только борьбу, то меня очень порадовало возвращение в строй Алины Кабаевой. Эту спортсменку обожают во всем мире. Но после той истории с дисквалификацией многие люди и отдельные издания с удовольствием смаковали подробности, злорадствовали. А она все выдержала, вернулась и доказала всем, что была и остается лучшей.

ИРАНУ ДАДУТ 4 ГОДА

— А как вы оцениваете выступление наших «вольников» на чемпионате мира в Иране?

— В Тегеране мы завоевали две высшие награды и второе общекомандное место, но, поверьте мне, ни один человек не скажет, что это неудача. Остальные страны, включая хозяев, иранцев, взяли лишь по одному золоту. Напомню, там разгорелся скандал, связанный с тем, что в полуфинале нагло засудили нашего Заура Батаева (66 кг), который из скрестного захвата бросил идола местных болельщиков, олимпийского чемпиона Али-Резу Дабира. Но, опасаясь за свою безопасность, арбитры и спортивные чиновники просто испугались объявить его победу. Иначе в зале могло бы начаться невообразимое.

— Какие последствия для Ирана будет иметь этот инцидент?

— На последнем заседании Бюро ФИЛА, которое прошло недавно в Афинах, мы предложили запретить Ирану проводить крупнейшие соревнования под эгидой ФИЛА минимум на срок в 8 лет. Другое предложение было помягче: ограничить этот срок четырьмя годами. Думаю, что оно и будет принято.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ МИРОВОЙ БОРЬБЫ – ИЗ РОССИИ

— В руководстве ФИЛА произошли серьезные перемены. Каковы сейчас позиции нашей страны в международной федерации?

— Достаточно прочные. В Москве был проведен конгресс, на котором состоялись выборы в руководящие органы ФИЛА. И впервые в истории в Бюро были избраны два представителя из одной страны. Это ваш покорный слуга и Наталья Ярыгина, которая будет курировать вопросы женской борьбы.

Кстати, 47-й чемпионат мира по греко-римской борьбе, который состоялся в сентябре в Москве, очень высоко оценили в спортивном мире. В письме президента ФИЛА Раффи Мартинетти руководителю МОК Жаку Рогге он был приведен как пример того, что борьба сохраняет свою привлекательность, популярность и зрелищность.

— Какова сейчас позиция МОК относительно возможного исключения борьбы из программы Олимпиад?

— Уникальность борьбы в том, что она с древности присутствует как важнейший элемент культуры в народных традициях всех без исключения народов мира. Это очень простой и доступный вид спорта. МОКу необходимо осознать, что исключение борьбы из олимпийской семьи повлечет за собой серьезные последствия для олимпийского движения в целом. Большую работу в этом направлении проводят члены МОК от России Виталий Смирнов и Шамиль Тарпищев и президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев.

Однако отмахнуться от этого факта нельзя. Новое руководство ФИЛА все эти вопросы обсуждало и наметило пути решения. Борьба должна стать более динамичной, зрелищной, понятной для зрителей.

— Наша федерация вышла с какими-нибудь своими предложениями в ФИЛА?

— Не только с предложениями. Мы и на практике уже показываем, как надо делать. На чемпионат мира в Москве было невозможно достать билет. Пятитысячный зал был заполнен под завязку. А ведь московский зритель, прямо скажем, избалован различными культурными и спортивными зрелищами. Телевизионные трансляции с турнира также соответствовали лучшим международным стандартам.

В дальнейшем мы предлагаем пойти по пути, который уже опробован многими спортивными федерациями, а именно – проводить турниры «Гран-при» в тех странах, где борьба очень популярна. Естественно, организаторы таких турниров должны обеспечить хороший призовой фонд, телетрансляции. А право участвовать в этих соревнованиях получат те спортсмены, которые имеют определенный рейтинг, то есть элита нашего вида спорта. В идеале это будет компактный, но очень представительный турнир.

— И когда можно ожидать старта этой серии?

— Уже в январе 2003 года в Красноярске состоится турнир «Гран-при Иван Ярыгин». Его, кстати, посетит президент ФИЛА Рафаэль Мартинетти. Тогда же будут рассмотрены вопросы о рейтинге и другие, которые позволят создать именно серию турниров. Всего их будет 4–5, не больше.

— Что бы вы хотели пожелать читателям «Советского спорта» в Новом году?

— Прежде всего здоровья, чтобы сбылись все ожидания и чтобы у всех было побольше позитивных эмоций.

Новости. Борьба