Рафаэль Мартинетти: Вы тут путч видели?
На прошедшем в Москве конгрессе Международной федерации борьбы (ФИЛА) утвердили новые правила в этом виде спорта, которые должны помочь ему остаться в программе Олимпийских игр. А заодно окончательно попрощались с бывшим президентом, доведшим борьбу до края пропасти.
МАРТИНЕТТИ: НАДО В ТУАЛЕТ…
Рафаэль Мартинетти все-таки довел дело до фарса. Сначала лишился своего поста, когда на конгрессе ФИЛА в Пхукете его позорно сняли с должности президента федерации (после рекомендации МОК исключить борьбу из программы Игр). Потом пытался по суду в Лозанне оспорить это решение. Проиграл. Зачем-то выставил свою кандидатуру на выборы нового президента, не имея за плечами хоть какой-либо поддержки, и… снялся за день до этих самых выборов.
– Почему? – я подловил швейцарца на кофе-брейке во время шестичасового заседания бюро ФИЛА в пятницу.
– Сейчас надо думать о том, что лучше для борьбы, а не для меня. Я решил, что без меня ей будет лучше. Извините, мне надо в туалет, – и Мартинетти проскочил в уборную. Продолжения беседы не получилось.
Снова встретив Рафаэля уже в субботу днем после конгресса, я удостоился лишь короткого: «Спешу».
Он и правда спешил. Даже на банкет не задержался. Немудрено: когда вокруг все только недовольно шикают в твой адрес, никакие коврижки в горло не полезут.
Так становятся изгоями.
КАРЕЛИН: МАРТИНЕТТИ АГРЕССИВНО ОГРЫЗАЛСЯ
– Вас удивило решение Мартинетти снять свою кандидатуру с выборов? – спросил я Александра Карелина.
– Скорее нет, чем да. Хорошо, что он не стал снова устраивать горячие бури, – пожал могучими плечами трехкратный олимпийский чемпион.
– Но он ведь так боролся за этот пост. В суд ходил…
– Надо различать понятия «активно боролся» и «агрессивно огрызался». У Мартинетти был второй случай. Чего стоили все эти безответственные аргументы в адрес его противников? Человека спрашивают, как он довел борьбу до вероятного исключения из программы Игр, а он отвечает: «Сами дураки». Это, по его мнению, конструктивный диалог? У нас сейчас нет времени на ругань. На споры – да. Но позволить себе склоки мы не можем. Хорошо, что так или иначе Мартинетти понял старую мудрость Станиславского. Перефразируя мэтра: «Нужно любить борьбу в себе, а не себя в борьбе».
– Нас пытались в очередной раз очернить, демонизировать. Не вышло, – улыбается президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. – Мартинетти скандалил: «Меня вышвырнули из ФИЛА, рта открыть не дали!». Про путч еще что-то говорил. Вы тут путч видели? Кто-то с кем-то ругался? Били кого-то? Нет. Мы предоставили ему второй шанс высказаться. И в ответ на «пламенные» аргументы Рафаэля бюро ФИЛА вновь единогласно сказало ему: «На посту президента тебе делать нечего». Он развел руками и снялся с выборов.
«ВРЕМЯ ИГРАЕТ ПРОТИВ НАС»
Новым президентом ФИЛА стал серб Ненад Лалович. Собственно, других кандидатов после самоотвода Мартинетти не осталось, а серб и так возглавляет федерацию (пусть и в должности и.о.) с того самого конгресса в Пхукете. И коль на выборы много времени тратить не пришлось, большую часть субботнего конгресса посвятили основной работе – что нужно сделать, чтобы сохранить борьбу на Олимпиадах?
– Я покажу, кто нам поможет! – выйдя к трибуне, улыбнулся Лалович и достал из кармана небольшой конверт. Больше сотни пар глаз с любопытством уставились на серба.
Свежеизбранный президент достал маленькое зеркальце и развернул его к коллегам.
– Вот кто: мы сами.
Шутки шутками, но работа шла напряженная. В итоге в борьбе снова меняют правила.
– Мы за последние 30 лет меняли их раз 40. Это очень много! – сокрушался Карелин. – И вот к чему пришли. Не то что новых поклонников у борьбы не появилось – мы многих старых подрастеряли. Правила нельзя менять постоянно. Но надо выработать один формат, который бы привлек зрителей.
Теперь схватка будет длиться два раунда по три минуты (а не три по две, как раньше). Победу станут присуждать за общее количество очков, а не за выигранные отрезки боя. Оставят 18 категорий – по шесть в каждом виде (включая женскую борьбу). На олимпийском турнире в каждом весе выступят по 16 атлетов (а не по 20, как раньше). Пересмотрят оценку приемов, чтобы мотивировать спортсменов действовать активно. И главное: будет разыгрываться только одна бронзовая медаль.
– Время играет против нас, – признают в ФИЛА. – Уже осенью на сессии МОК в Буэнос-Айресе будет принято окончательное решение, останется ли борьба в программе Игр. Надеемся, наша работа принесет свои плоды.