Депутат Государственной думы Михаил Эверстов: Золота Лебедева мы ждали целое поколение
СОБЫТИЕ ДНЯ. ВОЛЬНАЯ БОРЬБА
ЧЕМПИОНАТ МИРА. ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Первый вице-президент Федерации спортивной борьбы Якутии, депутат Государственной думы Михаил Эверстов рассказал, как отдал дочь замуж за чемпиона мира и зачем борцу нужен олень.
– Михаил Ильич, за прошлогоднюю победу на чемпионате России Лебедеву на родине подарили квартиру, машину, оленя и жеребенка. Что теперь положено борцу за золото чемпионата мира?
– Сегодня вечером на семейном совете обязательно уточню этот вопрос, – вполне серьезно отвечает Эверстов. – Но без подарков мой зять точно не останется. Нас, якутов, всего-то 450 тысяч человек. И результата Лебедева мы ждали целое поколение. Последний якут – чемпион мира в составе нашей команды – это еще великий Павел Пинигин в 1975 году.
– Зачем чемпиону нужны квартира и машина – понятно. Но к чему были олень и жеребенок?
– Это символ, национальная традиция. Оленя Лебедеву подарили его земляки из нашего северного села Тополиное. Там как раз занимаются оленеводством.
– Как получилось, что Лебедев женился на вашей дочери?
– В 2001 году мы начали развивать в Якутии вольную борьбу. Это непросто, мы же не Дагестан, где все близко. Попробуй отправь кого-нибудь на сборы или соревнования – нужны миллионы! Я стал первым вице-президентом федерации, пытался как-то исправить ситуацию. Дочка мне помогала, ездила по сборам, соревнованиям. Ну, там и познакомилась с Витей.
– Со спокойным сердцем отдали дочь замуж за никому тогда не известного борца?
– Конечно, борцы – это же чуть не самые сильные люди в мире!
А Витя на тот момент уже был чемпионом мира среди молодежи, известным человеком. Сейчас у меня уже есть один внук, назвали Мишей – так подозреваю, в честь деда. Сейчас они ждут второго ребенка.
– Как поддерживаете Виктора во время схваток?
– Я стараюсь лишний раз не лезть. Подготовка к выходу на ковер – очень тонкий процесс, тут любое слово может помешать. Я обычно очень нервничаю, но в этот раз был абсолютно уверен, что Виктор как минимум выйдет в финал. Потому что он очень качественно подготовился – в Адлере, Кабардино-Балкарии, Красноярске и, конечно, у себя дома, в Якутске.
– Тренировки в Якутии – наверное, это непросто?
– Конечно. Хотя вольная борьба у нас в республике, наверное, самый популярный вид спорта, проблем хватает. Самая главная в том, что мы очень далеко. И Виктору приходится повсюду возить за собой привычное ему питание: оленину, якутскую бруснику... Слава богу, это все не запрещено к авиаперевозке.
– Как Лебедев пережил дисквалификацию, из-за которой надолго выпал из борьбы?
– Я до сих пор считаю, что решение о дисквалификации было ошибкой. Я разговаривал с Витей, с врачами, и они в один голос твердят: никаких препаратов, которые бы содержали допинг, он не употреблял. Нам, конечно, нужно было разбираться, вскрывать вторую пробу, ехать в Москву... А Вите тогда было всего 18. И не знаю уж, по каким причинам этого сделано не было. Непонятно, чья тут вина, но Витя в итоге чуть не сломался.
– В чем это выражалось?
– Ну а каково это в 18 лет остаться без любимой работы? От него многие отвернулись, он почти полтора года не тренировался. И, представьте, после такого перерыва в течение всего одного года сумел стать призером чемпионатов мира, Европы, победителем чемпионата России! В год вес гонял по 10–11 раз! И вот теперь – золото чемпионата мира. Я больше не знаю таких примеров в любом виде спорта, когда бы человек после перерыва так быстро нашел себя. И поэтому достижение Вити меня восхищает втройне.