Исполнительный директор Федерации спортивной борьбы России Георгий Брюсов: Не надо с нами шутить!
ПЕКИН-2008. ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА
ЭХО СКАНДАЛА
Вчера состоялось экстренное заседание Международной федерации борьбы и всего судейского корпуса Международной федерации борьбы (ФИЛА). На повестке дня был скандальный эпизод с аннулированием очков россиянину Вартересу Самургашеву. О том, чем это разбирательство закончилось и отнимут ли у нас еще медали, в эксклюзивном интервью «Советскому спорту» рассказал исполнительный директор Федерации спортивной борьбы России Георгий Брюсов. Эта беседа состоялась за два часа до четвертьфинального поединка Алексея Мишина.
«БУДЕМ МЕНЯТЬ ПРАВИЛА»
– На моей памяти это – первое подобное заседание, с пометкой «экстраординарное», – начал беседу Брюсов. – Причиной тому, давайте говорить открыто, конфликт из-за вмешательства координатора судейского корпуса, вице-президента ФИЛА Марио Салетнига в ход поединка нашего Вартереса Самургашева и венгра Петера Бачи.
Всю ночь мы готовили протест. Подняли аналогичные случаи, не касающиеся России, подобрали видеозаписи. В итоге мы жестко высказали свою позицию на заседании, которое проходило на нервных тонах. Понятно, что многие боятся открыто соглашаться с нашей точкой зрения – все-таки Олимпиада. И в этом смысле меня удивило, что нас поддержали многие члены ФИЛА. Мы потребовали, чтобы никто не вмешивался в ход поединка. Иначе мы убиваем борьбу субъективностью. Не может один человек решать, быть чемпионом спортсмену или нет.
Результат этой встречи – мы получили гарантии, что безапелляционно больше никто в схватку не вмешается. Однако это не значит, что мы успокоились. Каждый поединок будет нами отслеживаться. Если что-то случится – примем меры.
– Марио Салетниг подал параллельную жалобу – на некорректные действия в его адрес со стороны Мамиашвили…
– По рабочей информации я знаю, что этим он хотел добиться лишь одного – отозвать олимпийскую аккредитацию у Мамиашвили. Я вообще не исключаю, что эта ситуация была направлена именно на то, чтобы спровоцировать Михаила. И он встал на защиту спортсменов, а в этой борьбе все методы в рамках закона хороши. Почему судейский корпус никого не щадит?
– Зачем нужна эта провокация?
– Якобы чтобы авторитет Мамиашвили не влиял на арбитров. На самом деле надо понимать, что его открытая позиция многим в ФИЛА не нравится. Зачем им человек, который на весь мир говорит правду? Когда были последние перевыборы в бюро ФИЛА, его всеми путями хотели убрать. Однако 72 человека из 96 в первом туре проголосовали за него. Турки, американцы, иранцы подходили ко мне и показывали свои бюллетени, мол, мы за Мишу. «Без вас ФИЛА не может существовать», – говорили они.
– Как изменить эту ситуацию?
– Мы делаем все для этого. И сегодняшнее выступление на бюро – первый шаг. Второй – мы создали специальную комиссию, цель которой изменение правил. В нее в том числе входит и Александр Карелин. Сейчас борьба извращена. Одна минута в стойке и потом партеры…
Плюс надо воспитывать своих судей. После Олимпиады в Афинах поменяли всех арбитров. У новичков совсем другой менталитет – они исполняют роль палачей. Считают, что на ковре они могут все, но только по указке.
– А кто отдает приказы?
– Давайте не будем выносить весь сор из избы.
– Думаете, руководство ФИЛА с радостью распахнет перед вами двери и скажет: «Меняйте все, что вам не по душе»?
– Нет, конечно. Но мы знаем, как своего добиться. Мы не многого хотим. Только одного – прозрачности борьбы. Чтобы все было четко и понятно. И глава международной федерации поддерживает эту позицию. Но есть много противников, которым выгодно нынешнее положение дел. Только они не учли, что мы пойдем до конца. Не должно быть так, что ты вкладываешь душу, силы и большие финансы в подготовку будущего олимпийского чемпиона, приезжаешь на Игры, а у тебя отнимают золотую медаль за кулисами. Ребята, не надо с нами шутить, мы же будем отвечать. Россия сейчас слишком важная составляющая ФИЛА. У нас есть уверенность, что мы сможем отстоять свои интересы.
«А ГДЕ БЫЛ РОССПОРТ?»
– Почему борьбу часто ассоциируют со взятками?
– Думаю, что везде, где существует субъективность, говорят о взятках. Подозреваю, что у нас это тоже есть, но не хочу даже думать об этом. Могу сказать про Россию – мы в таких играх не участвуем. Но самая большая беда – с нами не могут бороться открытыми методами, и начинается закулисье.
– Какой вы видите выход из сложившейся ситуации?
– Мы проводим много соревнований в России. Многие не понимают, зачем мы это делаем. Но именно там мы общаемся с судьями, пытаемся найти с ними общий язык. Давим на честность. И многие нам симпатизируют.
– Но вы же сами говорите, что частенько бывает указание сверху. Какой толк тогда в их симпатиях? Приказ придется выполнять.
– Поэтому мы и выступили на заседании бюро. Поверьте, у нас есть ресурсы и наше мнение услышано. Хотя многим не нравится то, что мы так прочно стоим на ногах. В том числе и в России.
– Поясните?
– Я вам приведу несколько примеров. Нас не встретили в аэропорту после очень удачного чемпионата мира, не было никаких поздравлений, никак не помогли при подготовке к Олимпиаде, представление к награде Мамиашвили за триумфальное выступление борцов на Играх в Афинах до сих пор где-то валяется в кабинетах Росспорта. Дальше продолжать?..
– Что значит «не помогли с подготовкой к Олимпиаде»?
– Мы все делали сами. Спасибо руководству Красноярска, где нас очень тепло приняли, и Александру Карелину, который в Новосибирске переоборудовал общежитие под базу подготовки сборной. Мы рассчитываем только на свои силы. Где находился Росспорт, когда мы бегали, искали билеты на самолеты, находили эти базы?
В ТЕМУ
АРА АБРАХАМЯН БРОСИЛ СВОЮ БРОНЗУ НА КОВЕР
Выступающий за Швецию серебряный призер Игр в Афинах и двукратный чемпион мира Ара Абрахамян (вес 84 кг) покинул церемонию награждения, бросив на ковер свою бронзовую медаль – в знак протеста против необъективного судейства.
Выступавший в той же категории, что и Алексей Мишин, Абрахамян в полуфинале вышел на итальянца Андреа Мингуцци. Того самого, от которого в четвертьфинале при весьма спорном судействе пострадал Мишин. Схватка Абрахамяна с итальянцем сопровождалась многочисленными апелляциями к арбитрам и завершилась грандиозным скандалом. Шведская команда в полном составе атаковала судейский столик, и дело чудом не дошло до рукопашной. Выиграв схватку за бронзовую медаль, Абрахамян взошел на пьедестал, получил награду, пожал руку чемпиону и тут же, не дожидаясь исполнения гимна, бросил медаль на центр бойцовского ковра и покинул зал.