«Медаль не того цвета…». Хасан Бароев проиграл в финале кубинцу Милану Лопезу

К сожалению, олимпийский чемпион Афин-2004 Хасан Бароев не смог выиграть свое второе золото. «Очень тяжело бороться, когда буквально на ходу меняются правила, – посетовал Бароев. – Никто не хочет, чтобы Россия много побеждала».
news

ПЕКИН-2008. ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА
МУЖЧИНЫ. ДО 120 КГ. ФИНАЛ

К сожалению, олимпийский чемпион Афин-2004 Хасан Бароев не смог выиграть свое второе золото. «Очень тяжело бороться, когда буквально на ходу меняются правила, – посетовал Бароев. – Никто не хочет, чтобы Россия много побеждала».

ЧЕМПИОНАТ СОЮЗНЫХ СТРАН

Мужчины не плачут. Но после финала у Хасана Бароева был такой вид, будто он тащил камень в гору и на самой вершине тот сорвался. Чувство глубокой досады.

Бароев не знал, куда себя деть. Зашел в комнату для пресс-конференций. Сел за стол. Потом встал и вынул из холодильника бутылку воды. Вышел из комнаты и прислонился к стене.

– Хасан, это все-таки олимпийская медаль, – сказал я.

Бароев внимательно посмотрел на меня, потом на серебро. И скривился, будто от зубной боли:

– Не того цвета…

Свою медаль он потом чуть не забыл на столе. Для него она точно не на вес золота.

20 минут назад за этим столом говорили по-русски. Хасан Бароев (Россия), Миндаугас Мизгайтис (Литва), Юрий Патрикеев (Армения). Бароев приглашал Патрикеева в «Русский дом», а тот записывал его телефон.

В комнату вошел Милан Лопез, здоровенный темнокожий парень с острова Свободы. В руках он держал цветы.

Иностранному журналисту показалось, что он попал не на Олимпиаду, а на чемпионат СССР и дружественных стран.

– Милан, вы говорите по-русски? – поинтересовался он у кубинца.

– No! – ответил Лопез и сверкнул белками глаз.

«ВСЕМУ ВИНОЙ НОВЫЕ ПРАВИЛА»

Он был хорош, этот кубинский Кинг-Конг в миниатюре. Большой, рельефный и при этом верткий. С трибуны свешивался его наставник, такой же большой, черный, но уже в возрасте и за 120 кг. Он орал так пронзительно, что можно было оглохнуть. Лопез его точно слышал. А когда судья во втором раунде присудил Бароеву поражение по последнему действию и все стало ясно, уже осипший тренер запел: «Вива, Куба!».

Бароев не был похож на себя. Первый раунд он проиграл 0:5. За время финала арбитр дважды тянул жребий – и дважды вытягивал синий шарик, ставя Хасана в партер. В этот день все было против него. К тому же судья не обращал внимания, что кубинец бил находящегося в партере Бароева ногой. Не так явно, но болезненно.

– Все было нормально, – пожал плечами Бароев. – Не знаю, почему проиграл. Честно… Я был готов к Олимпиаде. Но уступаю Лопезу второй год подряд – так было и сейчас, и на чемпионате мира.

– Он действовал против вас грязно.

– Такой у него стиль. Лопез хорошо работает ногами. Просто сейчас это было ярко выражено… Я не могу судить, кто должен был стать чемпионом. Но арбитры порой показывали оценку не в ту сторону, неправильно разбрасывались баллами.

– Вам неудобно бороться против Лопеза?

– Я с ним встречаюсь пятый раз за карьеру. На той Олимпиаде он из-за меня не получил медаль, хотя был явным фаворитом. Обыгрывал его на чемпионате мира. Но дважды уступил. А в январе этого года я победил Лопеза на турнире Поддубного. Счет 3:2 в мою пользу, но это – слабое утешение.

– Лопез вас ничем не удивил?

– Обычно на Олимпиадах не показывают чего-то сверхъестественного.

– Новые правила пришлись вам не по душе?

– К ним привыкнуть невозможно. Посмотрите, что сегодня сделали с Алексеем Мишиным. Человека взяли и убрали. Фаворит не то что в финале – даже за бронзу не смог побороться! Кто стал чемпионами? Француз (до 66 кг), итальянец (до 85 кг). Это же фантастика! Такого в жизни не было.

– Вы ехали в Пекин с былой уверенностью в себе? Или сказались поражения на чемпионате мира и Европы?

– Абсолютно нет… Может, это связано с тем, что раньше конкуренция в России была высокой? Тот же Юра Патрикеев – с ним мы спорили за то, кто поедет в Афины (потом Патрикеев решил выступать за Армению. – Прим. ред.). Раньше у меня были сильные спарринги, сумасшедшая подготовка.

Но и в Пекине я делал многое хорошо. Не пропускал ни одного действия в партере. Правда, допустил спонтанную ошибку в финале, и кубинец получил два очка. Тогда у меня началась легкая паника…

– Интересно, что в греко-римской борьбе взяли золото те, от кого этого не ждали так, как от вас, Мишина и Самургашева.

– Посмотрите, кроме тяжелого веса, ни один из победителей чемпионата мира не взял здесь золото. Виной тому опять же новые правила. Они замечательно сделаны под Олимпиаду. Если раньше все медали забирала Россия или Турция, то сейчас они разбегаются по разным странам.

– Вас сильно разозлила история с Самургашевым?

– После первого триумфального дня в борьбе, когда наши «мухачи» взорвались и взяли два золота, отношение к России стало другим. Более снисходительным, что ли. При любой возможности старались не допускать наших ребят к пьедесталу. Что у них и получилось сделать с Мишиным и Самургашевым.

А в целом я хочу поздравить парней, взявших здесь золото. У нас в команде стало на трех чемпионов Олимпиады больше – теперь их шесть. Несмотря на свое поражение, считаю, что сборная России поборолась в Пекине замечательно. Ставлю пять с плюсом. Мы увозим три золота и одно серебро.

«НАС ПОСЕЛИЛИ С АЗЕРБАЙДЖАНОМ»

– Удивляет, что никто, кроме вас, не завоевывает золото в сборной России?

– Это вообще катастрофа! Сегодня уже седьмой день Олимпиады – и всего три золота, причем только борцов. Что теперь, будем ждать «вольников»? А они начнут только через четыре дня. И все это время нам на сухом пайке сидеть?

Я общаюсь с ребятами из других видов спорта. Они в шоке… Такого никогда не было.

А вот смешной случай: мы заехали в Олимпийскую деревню, и нас, российских борцов, поселили в дом… к Азербайджану. Места не нашли, что ли… Никому не в обиду. Но те, кто живет с азербайджанцами, уже принесли три золота! Пусть теперь задумаются, с кого начинать бронировать места в Лондоне-2012.

– Надеетесь выступить на следующей Олимпиаде?

– Не хочется уходить вот так… Тем более мне всего 25 лет. Сил еще на четыре года хватит.

– Неужели вы так разочарованы серебром?

– Для кого-то это, может, предел мечтаний. Я благодарен судьбе, что у меня есть эта медаль. Второй раз вышел в финал Олимпиады. Но огорчение очень сильно…

– Вы стали чаще проигрывать после Игр в Афинах.

– Это не было связано с эйфорией: вот, мол, я стал чемпионом, и теперь не надо работать. Просто после Олимпиады за год поменяли правила четыре раза! Как можно бороться? Ты два месяца тренируешься по одним законам. Приезжаешь на соревнования – а там уже другие. Пришлось сделать паузу в выступлениях. А когда правила утвердили, я в 2006-м вернулся на высокий уровень.

– Как вы нашли стимул для продолжения карьеры после Афин?

– Он появился через полгода после Олимпиады. Я уезжал на отдых за границу. До этого мне тренер даже слова не говорил. Я появлялся в зале, чтобы в футбольчик поиграть, кроссики побегать.

Так вот, я уезжаю в отпуск, а тренер с порога орет: «Хасан, подумай! У тебя есть две недели. Голову не забивай, а каждый день взвешивай, что хорошо, что плохо. Ставь плюсы и минусы. И, когда вернешься, я у тебя спрошу».

Я вернулся и сказал, что плюсов оказалось больше. Тренер ответил: «Но и пахать теперь придется больше». Получилось, что напахали на серебро…

СТАТИСТИКА

Весовая категория до 120 кг. Финал. М.Лопез (Куба) – Х.Бароев (Россия) – 6:1. 3. Ю.Патрикеев (Армения) и М.Мизгайтис (Литва).

Новости. Борьба