«Это победа! Он стоял в партере!». Борец Назир Манкиев, выиграв золото, принес России первую медаль высшего достоинства на играх в Пекине

Глядя на этого человека, никогда бы не догадался, что он минуту назад одержал историческую победу. Назир Манкиев шел по смешанной зоне с таким видом, будто ему вскоре предстоит выйти не на награждение, а на самый важный поединок в своей жизни. Ему словно
news

ПЕКИН-2008. ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА
ДО 55 КГ. ФИНАЛ

Глядя на этого человека, никогда бы не догадался, что он минуту назад одержал историческую победу. Назир Манкиев шел по смешанной зоне с таким видом, будто ему вскоре предстоит выйти не на награждение, а на самый важный поединок в своей жизни. Ему словно никто не сообщил, что на самом деле этот поединок уже закончился. И он – олимпийский чемпион.

Вопросов было море. Он остановился. Скорее показал, чем попросил: «Не могу говорить. Дайте воды!».

Я протянул ему бутылку.

Чемпион сделал большой глоток, закрыл на мгновение глаза и тихо-тихо сказал. Даже не сказал – выдохнул:

– Вы не представляете, как я рад. За себя. За тренеров. За Россию.

ЧЕМПИОН МИРА НЕ УСТОЯЛ

А ведь Манкиев мог и вовсе не поехать на Олимпиаду. Год назад в весе до 55 кг к чемпионату мира готовился Денис Мордовин. Однако буквально накануне отъезда неудачно оступился на тренировке. В результате в Баку поехал Манкиев. И взял бронзу.

– Без той бронзовой медали не было бы и этой, золотой. Я словно другим человеком тогда стал. Почувствовал, что никого не должен бояться. Что все могу, – сказал мне после победы Манкиев.

Назир и в самом деле вчера мог все. Хотя сетка у него была – хуже не придумаешь. Начать с того, что пришлось бороться в первом круге, который пропускали 13 из 19 борцов. Во втором выпала встреча с другим обладателем бронзы ЧМ-2007 – сербом Кристьяном Фрисом. Затем Манкиева поджидал 22-летний иранец Хамид Сорьян, главная звезда соревнований. За три последних чемпионата мира этот парень проиграл всего один (!) период. Манкиеву в четвертьфинале он проиграл два. Причем судьбу поединка решил всего один балл.

– Когда Назир выиграл у Сорьяна, я понял: в этом весе мы будем иметь олимпийского чемпиона. После этого матча он состоялся как великий борец, – сказал мне позже президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. – И тут нет никакого пафоса. Он приехал сюда дебютантом Игр. Уехал – олимпийским чемпионом.

Счет по периодам в схватке с трехкратным чемпионом мира – 2:2, 1:1, 1:1. Наш борец выиграл у Сорьяна первый и третий раунды. Сначала – за счет более качественного броска сразу на два балла (это первый критерий при равенстве счета), потом за счет того, что провел свой прием последним. Еще за полминуты до конца он уступал иранцу 0:1. И нашел в себе силы отыграться.

Но если вы думаете, что на этом испытания для Манкиева закончились, то сильно заблуждаетесь. 26-летний кореец Еунчол Парк – серебряный призер последнего чемпионата мира. Именно ему проиграл Назир год назад, причем в первом же круге.

В этот раз шансов у корейца просто не было, хоть он и выиграл по дополнительным показателям первый период. 6:0, 2:1 в пользу Манкиева – так закончились два других раунда.

Оставался последний барьер – чемпион Европы азербайджанец Ровшан Байрамов.

10 ЧАСОВ БОРЬБЫ

Небольшое историческое отступление. Греко-римская борьба – один из семи видов спорта, которые были включены в олимпийскую программу еще на первых современных Играх – в Афинах в 1896 году. Тогда борьба шла до победного – пока один из соперников не тушировал другого, то есть не клал его на лопатки. В 1912 году на Олимпийских играх в Стокгольме эстонец Мартин Клейн, выступавший за Россию, и финн Асикайнен боролись – вы только представьте себе! – 10 часов 15 минут. На финал со шведом Юханссоном Клейн выйти уже не смог…

Сейчас к борцам относятся гораздо бережнее. Периоды продолжаются две минуты чистого времени. Если первые два отрезка выигрывает один и тот же человек, то третий период уже не требуется. Можете оценить, насколько высока цена ошибки, – если пропустил прием, отыграться можно и не успеть.

В финале Назир был в шаге от поражения. Но он успел. Дважды.

КАРЕЛИН: ГЛАВНОЕ – ОСЕДЛАТЬ ВОЛНЕНИЕ

Если кто не знает, председатель Попечительского совета Федерации борьбы, сенатор Сулейман Керимов выплатит всем отличившимся по 500 тысяч долларов. А если в сумме борцы завоюют 10 золотых наград, то и по миллиону.

У Байрамова, к слову, стимул был не менее впечатляющий – за победу над россиянином он заработал бы разом 750 тысяч долларов.

Но, по-моему, даже мысль о том, что при выходе на ковер кто-то из финалистов думал о деньгах, – преступление.

– Поймите, – положил мне на плечо тяжелую руку трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин, когда я уже после соревнований заикнулся о премии. – Здесь главное – звание олимпийского чемпиона. А все остальное – лишь «навесное оборудование».

– С высоты своего опыта что-то подсказывали Назиру?

– Олимпиады – это накал страстей, эмоций. Но здесь можно за один день сделать себе имя. Если оседлаешь волнение, то будешь всадником против пехотинца. Если наоборот, получится, будто конь на тебе сидит. Раздавит – пикнуть не успеешь. Важно с нервами справиться. У Назира, мне кажется, это получилось.

ЗАКАТ СОЛНЦА ВРУЧНУЮ

…Первый период. Карелин, сидящий в трех метрах от меня вместе с бывшей конькобежкой, а ныне вице-спикером Госдумы Светланой Журовой и актером Олегом Меньшиковым, напряженно складывает руки на груди. Сейчас Манкиеву уже не поможешь. Все зависит только от него.

Минута безумного «танца», после которого у неподготовленного человека отвалились бы руки, не приносит никому успеха. В партер по жребию ставят Манкиева. «Замок» у Байрамова получается идеально. А следом – и бросок. Сразу на три балла. 0:3. Отыграть такое за оставшиеся сорок секунд, да не у кого-нибудь, у чемпиона Европы – почти нереально.

К счастью, Байрамов сам дарит балл нашему борцу, переворачиваясь на живот. А затем пропускает еще и бросок. 2:3. Нужен еще балл, чтобы выиграть раунд. И за десять секунд до конца Манкиеву удается переворот: 4:3!

Первый раунд – за нами.

После минимального отдыха – снова на ковер. Снова минута проходит безрезультатно. Партер по жребию достается Байрамову. И надо же такому случиться – он не только выкручивается и получает балл, но и сам загоняет в партер Манкиева!

А потом отрывает от пола и бросает.

– Еще чуть-чуть – и засчитали бы туше. Все было бы кончено. Закат солнца вручную. Второе место, – образно и доступно объяснил мне потом Карелин.

Но азербайджанец за свой бросок получает только один балл. 0:2. Однако очередь вставать в партер теперь Назира. И за тридцать секунд нужно не только вырваться из рук, которые способны выжать воду из камня, но и самому провести прием. Задача нереальная.

Светлана Журова закусывает губу. Меньшиков, который до этого активно интересовался нюансами у Карелина, широко раскрытыми глазами смотрит на ковер. Сам Сан Саныч играет желваками, опираясь на кулак размером с арбуз.

Манкиев выворачивается из партера. И за четыре (!) секунды до конца проводит прием. 1:2.

– Победа! – рычит Карелин.

– Почему?! – кричит Меньшиков. – Счет 1:2!

– Через четыре секунды нашему дадут балл! Он отстоял в партере!!!

МЕДАЛЬ ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

…Вопросы чемпиону в смешанной зоне сыпались и сыпались. Пока к нему не подошел китайский волонтер и не позвал на допинг-контроль.

– Можно, я пойду? – попросил Манкиев. – А то вдруг медаль отберут?

– Не отберут, Назир. Она твоя, – успокоил я его.

– Нет, – поправил он. – Наша. Я ж не только для себя выигрывал. Для всей страны…

Новости. Борьба