У героя Олимпиады нашли смертельную болезнь. В теле Леонида копились литры гноя
На протяжении почти двух десятилетий Леонид Тараненко входил в число сильнейших тяжелоатлетов мира. Советский, а впоследствии белорусский спортсмен стал обладателем 19 рекордов и целой россыпи международных наград, включая золото Олимпиады и чемпионатов мира.
Многих этих побед, однако, в карьере белоруса могло и не быть. 40 лет назад выдающийся атлет оказался на волоске от смерти, попав в отделение хирургии со страшным диагнозом.
Врачам удалось спасти жизнь спортсмена только чудом.
Олимпийский триумф
Тараненко родился в небольшом белорусском городке Малорита, что в Брестской области. Спортивных секций на его малой родине было немного: ребята занимались в основном гандболом, лёгкой атлетикой и борьбой. Ходил на эти тренировки и Леонид, однако по-настоящему мальчика увлекала другая, «запретная» дисциплина — атлетическая гимнастика. Так в то время называли культуризм, считавшийся в СССР вредным буржуазным веянием.
Узнав, что Тараненко тайно штудирует материалы по бодибилдингу, местный тренер Пётр Сатюк убедил парня направить свой талант в другое русло. Специалист познакомил начинающего спортсмена с тяжёлой атлетикой, и он сразу начал показывать замечательные результаты. Правда, делать из «штанги» профессию Леонид не планировал: юноша мечтал стать пилотом.
В лётное училище, однако, Тараненко не прошёл. Тогда-то парень и решил сделать поворот в сторону спорта. В 1974 году по приглашению Ивана Логвиновича он переехал в столицу республики, начав выступать за «Урожай». Той же осенью белорус выполнил норматив на звание мастера спорта, параллельно поступив в университет на инженера: тренер настаивал, чтобы Леонид получил высшее образование.
Молодую чемпионку за 3 дня убила старческая болезнь. Врачи лишь разводили руками.
Прорыв спортсмена совпал по времени с его выпуском из института. В 1979 году Тараненко одержал победу на Спартакиаде СССР, получив впоследствии путёвку на Олимпиаду-1980. Игры в Москве стали для Леонида звёздным часом. Спортсмен завоевал золотую медаль в своей весовой категории, установив разом мировой и олимпийский рекорды. Почти сразу после триумфа атлет вернулся в Минск: он горевал из-за неожиданной смерти своего кумира Владимира Высоцкого.
«Тотальное нагноение»
Неожиданный поворот в биографии олимпийского чемпиона произошёл спустя пару лет. Перед чемпионатом мира 1982 года у Тараненко начались проблемы со спиной, так что во время сборов ему пришлось делать новокаиновую блокаду: для этого в Подольск специально приехал хирург ЦИТО Сергей Миронов. Турнир Леонид всё же пропустил, но от боли всё же избавился, так что через месяц даже смог установить очередной рекорд.
Однако на следующий год проблема вернулась в новом качестве. На этот раз Тараненко уже оказался непосредственно в операционной столичного центра травматологии, где его лечили всё тот же Миронов и его тёзка Архипов. Врачи были поражены состоянием атлета, буквально умиравшего у них на глазах.
— Тотальное нагноение мягких тканей в области спины с переходом на бедро. Уже шёл развал мышц. Оперировал я вместе с заведующим отделением гнойной травмы. Удалили два с половиной литра гноя. Для справки: с этим не живут. Люди погибают от общей интоксикации, — рассказывал «СЭ» Миронов.
«Жив до невозможности»
К счастью, врачам удалось вытащить атлета с того света. До конца неясной была лишь причина чудовищного сепсиса — и по этому вопросу мнения докторов и самого атлета резко разошлись. По словам Архипова, Леонид сам признался хирургам, что колол стероиды — и таким образом мог нечаянно занести в организм инфекцию.
Сам же Тараненко позже настаивал, что в его болезни были виноваты сами врачи. Атлет утверждал, что во время укола новокаина в 1982 году его заразили стафилококком, который якобы «цвёл» в операционной ЦИТО. По воспоминаниям Леонида, жизнь ему в итоге спасли вовсе не доктора, а его друг, по связям доставший нужную дозу препарата контрикала, который был у врачей в дефиците.
Российская фигуристка попала в бредовый допинг-скандал. Её поймали на турнире без соперников
Так или иначе, атлет выжил. Пройдя долгий процесс восстановлений, он снова набрал форму и не только вернулся в профессиональный спорт, но и вновь закрепился в элите. Уже на следующий год Тараненко стал чемпионом «Дружбы-84», заменившей для советских спортсменов Олимпиаду в США, а позже - чемпионом Европы и мира.
— Мною двигало желание доказать, что я чего-то достоин в этой жизни, желание показать, что меня не сломать. У меня ещё шов не зажил, а я уже поднимал железо. Своим возвращением в спорт сам себе доказал, что я жив до невозможности. И убедился, что возможности человеческого организма безграничны, — резюмировал историю Тараненко в интервью белорусской «Звязде».