Серебряный призер олимпиады Дмитрий Клоков: Мечтаю сделать сына чемпионом мира
ПЕКИН-2008
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА
Дмитрий Лапиков после финала испытывал смешанные чувства – он ехал на Олимпиаду за золотом, но сумел вырвать бронзу у поляка Долеги. А вот Дмитрий Клоков светился от счастья. Серебро – предел его мечтаний в Пекине. И эту медаль он посвятил жене Лене, с которой познакомился ровно три года назад.
ДМИТРИЙ ЛАПИКОВ: «ТРЕНЕР ДАЛ УСТАНОВКУ НА 230»
Сначала к журналистам вышел Дмитрий Лапиков. Никакой улыбки на лице, он был очень измотан.
– Когда Игорь Разоренов делал две свои последние попытки, я, наверное, килограммов пять потерял, – признался Лапиков. – Они у меня просто сгорели от нервов.
– Стремление Разоренова взять толчком 234 килограмма было похожо на авантюру. Свою главную победу вы одержали все-таки над поляком Долегой.
– Расклад после рывка был не в мою пользу. Мне вообще казалось, что с этой Олимпиадой я уже пролетел. Но тренер дал установку толкнуть 230 килограммов. И это принесло бронзу.
– А что случилось с вами в рывке?
– Сам не знаю! 195 кг – не такая уж тяжелая штанга. Подвели чисто технические ошибки. Тренер говорит, что меня вперед тянуло, на носки. А ведь рывок – моя сильная сторона. Однако так сложилось, что там не получилось. И я потерял надежду на медаль. Но поперло в толчке – сам от себя такого не ждал.
– С каким настроем ехали в Пекин?
– Бороться за золото. Без шуток. Результаты, показанные на чемпионате страны, давали такую надежду.
– Что думаете о белорусе Арамнове, который произвел здесь фурор?
– Он – лучший. На сегодняшний день. Я знал, что Арамнов способен на многое. Заметил его еще на чемпионате мира в Таиланде, где Андрей взял золото. И даже на тренировках в Пекине белорус нас удивлял. Те веса, которые мы считали максимумом, он брал для разминки.
ДМИТРИЙ КЛОКОВ: «ОЧЕНЬ ХОТЕЛ ПОБЕДИТЬ ЛАПИКОВА»
– Мечтал даже за бронзу зацепиться, – заулыбался Клоков. – Это уже был бы мой триумф. Я счастлив еще и оттого, что сегодня исполнилось ровно три года с тех пор, как я знаком со своей женой Леной. Эту медаль целиком и полностью посвящаю ей. Как и все остальные награды, которые завоевал с 2005 года.
Серебро Олимпиады – пик моей карьеры. И в этом заслуга жены. У меня были тяжелые моменты. Те же травмы, после которых хотелось завязать со спортом. Но Лена пережила это со мной, поддержала. Без нее я бы не стал вторым на Играх.
– Вы эмоционально вели себя на помосте. Рычали как лев.
– Это был крик души, – смеется Клоков. – А то, что я рисовал воздушные сердечки... Это в честь моих девочек. В Москве меня ждут Лена, мама и сестра.
– Реально было бороться с Арамновым?
– Думаю, что нет. Для этого надо было немного по-другому готовиться. Но эта Олимпиада для меня – первая. Не хотелось распыляться. Чемпионом мира я уже был. Следующая планка – призер Олимпиады. Думал сначала взять бронзу – получилось серебро. Теперь буду думать о золоте. Исинбаева ведь тоже не сразу мировые рекорды начала бить? Все нужно делать постепенно.
– А вы не думаете, что Арамнов пришел всерьез и надолго? Он теперь никому не отдаст золото.
– Мы с Лапиковым после Пекина уходим в супертяжелую весовую категорию. Не из-за того, что испугались белоруса. Просто 105 кг для меня – очень мало. Когда-то я вообще весил 118. Представляете, что такое скинуть 13 кг? Это же не только вода уходит, но и мышцы. После такого травмы идут косяком. А мне хочется еще на четыре года задержаться в спорте.
Через годик я буду весить 125–130 кг. И результаты резко пойдут вверх. Когда-то я 262 кг толкал со стоек. Представляете? Не надо мудрить. Нужно менять вес.
– Все-таки удивительно, что вы ехали на Олимпиаду не за золотом. Вот у Лапикова была другая цель.
– Поймите, все 10 тяжелоатлетов в сборной России были готовы брать в Пекине минимум серебро. Где-нибудь бы повезло, и вы бы меня сейчас с золотом поздравляли. Белорус, конечно, парень сильный. Но все мы – люди. Вот Марцин Долега сломался психологически. Кто этого ждал?
– Арамнов бы не сломался. Он спокоен как удав.
– Но ведь ему всего 20 лет! Это его первая Олимпиада. И он ехал на нее побеждать. Я вот думал, справится ли Андрей со своими нервами? Оказалось, что это для него не проблема.
Вспоминаю свой первый чемпионат мира в 2005 году. Я ехал на него, чтобы зацепиться за бронзу. А получилось так, что взял золото. На два последующих чемпионата отправился уже за победой. И я реально боролся за первое место. Все последние подходы принадлежали мне. Но один турнир я проиграл из-за травмы, а в прошлом году – потому что Арамнов был невероятно силен.
– То есть серебро – это ваш максимум в Пекине.
– Думаю, что мог бы добавить по два килограмма в каждом упражнении. Но и этого было мало, чтобы справиться с белорусом. Рисковать не хотелось. Моя тактика была такой – сделать минимум пять чистых подходов. У меня получилось шесть. И минимум завоевать бронзу. Что я тоже перевыполнил.
А самое главное – я очень хотел обыграть Диму Лапикова. С ним сейчас работает мой первый тренер Геннадий Аниканов. Он вел меня с самых азов до 2004 года. Расстались мы не очень хорошо – видимо, не сошлись характерами. И все четыре года я тренировался один, отталкиваясь от собственного опыта.
– Папа вам ничем не помогал? (Вячеслав Клоков – чемпион мира 1983 года, экс-президент Российской федерации тяжелой атлетики, сейчас занимается бизнесом. – Прим. ред.)
– Отец – это моральная и финансовая поддержка.
– Какие у вас отношения с Лапиковым?
– У нас в категории 105 кг вообще со всеми сложные отношения. Никто друг с другом не разговаривает. Плохого не желаем, но и общения нет. Конкуренты как-никак.
«БУДЕМ ЖДАТЬ ПАРНЯ»
– Ведь ваш личный рекорд – 442 килограмма.
– Да, только установил я его при весе 110 кг. И, кстати, побил рекорд отца.
– Каково знать, что вы способны поднимать больше чем 423 кг? Ведь повтори вы личный рекорд – и взяли бы золото.
– Тогда у меня была совсем иная подготовка. Пять килограммов веса – серьезная разница.
– Тяжело было сгонять вес?
– Совершенно нет. Он сам сошел. Четыре дня назад я весил 106,5. Три дня назад – 106… Встал с утра перед финалом – 105,4.
– Покрутили велосипед?
– Зачем? Такая жара на улице! Пока до столовой дойдешь, вес сам уйдет.
– В чем вы еще соревнуетесь с отцом?
– Я его обыграл в сумме двоеборья. Догнал по званиям, тоже став чемпионом мира. Но вот олимпийской медали у него еще не было... Мы обнимались только что после финала. Папа на седьмом небе от счастья.
– Теперь вам по детям нужно его обогнать.
– Это да. Знаете, у меня есть мечта, и отец ее поддерживает, – нужно сделать третьего чемпиона мира. Династию, понимаете? Отец и сын, самые сильные люди на планете в своей категории – для штанги это вообще нонсенс. Ну а когда появится третий Клоков, который возьмет золото, – это вообще надо заносить в Книгу рекордов Гиннесса.
– А если девочка будет? Тоже ее в штангу отдадите?
– Ни в коем случае. Будем ждать парня.