Гендиректор Всероссийской федерации волейбола Александр Яременко: Хотим снять фильм о лондонском финале
О смене имиджа вида спорта, пропасти между организацией матчей клубами Суперлиги, собственном телеканале и волейбольном господстве Казани – в интервью гендиректора Всероссийской федерации волейбола Александра Яременко.
«ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ГНАТЬСЯ НЕ СТАЛИ»
– Какие-то дивиденды от лондонского триумфа – увеличение посещаемости, аншлаг в секциях волейбола – вы уже почувствовали? – первый вопрос Яременко.
– Интерес к волейболу вырос, и нам надо не упустить этот момент: победа всегда кстати, но сейчас особенно. Тем более такая фантастическая по сюжету, когда от отчаяния до радости прошел всего час.
– В Америке уже давно бы сценарий фильма написали: сюжет ведь – чистый Голливуд!
– Мы тоже хотим снять фильм о волейболе. Уже четвертый сценарий рассматриваем. Если б не кризис 2008 года, уже давно бы такой фильм сняли. Наверное, теперь он будет о победе на Олимпиаде.
– Что делается, чтобы на волне лондонской победы привлечь зрителя на волейбол?
– Честно говоря, спортивная составляющая в Суперлиге сейчас намного выше, чем маркетинговая. В свое время мы сознательно пошли на это. Не стали гнаться за двумя зайцами, решили: пусть команды выступают не в самых лучших залах, пусть не под телевизионными прожекторами, но пусть играют лучшие спортсмены и на самом высоком уровне. Сегодня наш чемпионат можно назвать одним из сильнейших в мире по спортивной составляющей, вместе с тем – одним из самых отсталых в плане подачи волейбола как зрелища, как шоу. Поэтому сейчас перед федерацией стоят две главные задачи: чтобы маркетинговая составляющая игры соответствовала спортивной, также большая работа предстоит с молодежью, чтобы создать резерв, который продолжит дело чемпионов Лондона.
– Что же нужно сделать?
– Необходимо унифицировать места проведения соревнований. Пропасть сейчас громадна – от нового зала «Санкт-Петербург» в Казани, где прекрасная шоу-программа, свет и отличная организация, до допотопных залов «Грозного», «Ярославича», «Динамо» из Ленобласти. Хочется, чтобы зритель, собираясь на волейбол, четко представлял себе, что он получит от спортивного мероприятия. Например, что представляет зритель, собираясь на матчи КХЛ, известно. Честно говоря, на хоккее я давно не был, но, если мне предложат сходить, я представлю совершенно определенную картинку: удобная, вместительная арена, девчонки танцуют, ведущий поддерживает атмосферу праздника. В волейболе это пока есть не везде.
– И телевидение будет больше заинтересовано в таком продукте.
– Конечно. Если снимать в плохом зале при неудачном освещении, то как бы замечательно ни играли команды, смотреться это будет плохо. Сейчас мы производим телевизионный сигнал практически со всех матчей. Я пока не говорю о том, что его можно будет продавать, как делается в футболе, но предлагать и продвигать на разных площадках, в том числе и в Интернете, можно и нужно.
– Свой телеканал по примеру КХЛ-ТВ есть у вас в планах?
– Пока все матчи онлайн идут на сайте федерации. Свой телеканал в планах есть, содержательную часть мы осилим. Но канал – это вещь затратная, поэтому, прежде чем потратить серьезные деньги, надо понять, какой отдачи, не только финансовой, мы от этого ждем. Мы хотим, чтобы волейбол вошел в дома людей, но в привлекательном виде.
«МОДА НА ВОЛЕЙБОЛ – ЧЕРЕЗ ЗВЕЗД»
– Молодежная лига, как в хоккее, у вас уже создана.
– Да, и мы пытаемся придать ей максимальный престиж. Кстати, не случайно для этой лиги выбрана туровая система, чтобы игроки привыкали выступать в формате международных соревнований.
– Имидж волейбола в стране вас устраивает?
– Не совсем. Создается впечатление, что футбол, хоккей, теннис, баскетбол более привлекательны для людей, для родителей, которые приводят детей в секции. У волейбола нет такого престижа. Хочется поменять имидж волейбола: от вида спорта нашего двора, простецкого, что ли. На самом деле это вид спорта элитный, привлекательный в плане карьеры для молодого человека. Волейболисты – успешные, обеспеченные люди с достойными контрактами. Мы хотим, чтобы волейбол стал еще и модным видом.
– Для этого нужны звезды.
– Согласен, и звезды у нас есть. Это и Тетюхин, и Алекно, и Мусэрский, и Гамова с Гончаровой, Волков. Просто их нужно переместить в медиапространство. И объяснить клубам, что, помимо того чтобы платить этой звезде огромную зарплату и получать от нее соответствующую отдачу на площадке, можно зарабатывать с ее помощью дивиденды в виде популяризации клуба и вида спорта.
– Какой клуб можете привести в пример остальным?
– Казань оторвалась далеко вперед не только в спорте, но и в маркетинговом плане. Что касается остальных клубов Суперлиги, то везде есть какие-то минусы, которые не позволяют дотягивать до стандарта «супер». В Новом Уренгое вы можете увидеть потрясающее лазерное шоу, оригинальную презентацию игроков. Но в зале, вмещающем 350 зрителей (если посчитать тех, кто сидит в проходах и висит на люстрах, – 500), это не производит нужного эффекта. Новосибирск ближе всех к Казани. Там реально народ ломится, есть интересная культурная программа, лотереи и многое другое. При этом зал пусть и нормальный по размеру – на 3500 зрителей, но переоборудован из манежа, неудобно расположен. И таких клубов, которые нуждаются в новом волейбольном доме, еще много.
«ОРИЕНТИР – ИТАЛИЯ, А НЕ ПОЛЬША»
– На какие иностранные лиги вы ориентируетесь в плане работы со зрителем?
– Привлечение зрителя – это все-таки больше зона ответственности не федерации, а клубов. Но, конечно, и мы не снимаем с себя этот фронт работ. Лично я очень люблю ходить на волейбол в Италии. Он там, я бы сказал, прагматично веселый: много зрителей, летают дирижабли, шоумены ни на секунду не дают заскучать, работают десяток комментаторов. Но посмотришь на площадку, а там на две команды – четыре итальянца.
– А как же Польша, где волейбол успешно соперничает с футболом за звание «вида спорта номер один»?
– Популярность волейбола там действительно фантастическая, но в Польше изначально есть благодарный зритель. Создается ощущение, что стоит натянуть сетку и бросить волейбольный мяч, как там сразу же соберутся десять тысяч болельщиков. В Италии же – другое дело: местный болельщик на трибуну просто так не пойдет, его надо заманить, завлечь. Нашего же человека мало завлечь, надо еще и развлечь. Если польский болельщик уже идет и поет гимн, итальянский буржуа хлопает в ладоши, то наш пока критически смотрит вокруг и оценивает, а зачем он сюда пришел. Поэтому если нам на кого-то ориентироваться, то на итальянскую лигу образца 2–3‑летней давности. Это отличный пример для подражания.
– Победы Казани и в мужском, и в женском чемпионате в последние годы сильно мешают продвижению волейбола?
– Конечно, есть негласный закон, что чемпион должен меняться, но нельзя же это делать искусственно! Если Казань лучше всех работает, то и достижение спортивного результата выглядит логичным.
А КАК У НИХ?
БРАЗИЛИЯ
Популярность.
Серебряная медаль на ОИ в 1984 году, исторический матч на «Маракане» против сборной СССР при более чем 100 тысячах зрителей, плеяда ярких волейбольных звезд, ставших на десятилетие законодателями мод, – все эти факторы имели прямое влияние на рост популярности волейбола в Бразилии и увядание баскетбола как второго по значимости вида спорта в стране. Но краеугольным элементом в этой цепочке все же стали победы бразильской сборной на всевозможных турнирах, включая Олимпийские игры.
Фишка.
Бразильские игроки очень активны в социальных сетях. К примеру, на твиттер экс-одинцовца Жибы подписаны 32 тысячи читателей. Аккаунт самой раскрученной волейболистки Жаклин читают около 62 тысяч, тогда как на ее мужа Мурило «подписаны» 243 тысячи пользователей.
Почему любят? Велика вероятность победы на Олимпийских играх.
Чему учиться? Использованию Интернета для популяризации.
ПОЛЬША
Популярность.
Польские спортсмены не так успешны в спортивных состязаниях, поэтому каждый мало-мальски заметный успех заставляет закипать от восторга толпы болельщиков. Так было с прыгуном на лыжах с трамплина Адамом Малышем или гонщиком «Формулы-1» Робертом Кубицей. Теперь настало время волейбола. Победа на чемпионате Европы-2009 и в Мировой лиге-2012 над самими бразильцами буквально поставила на уши всю страну. Немаловажной деталью популяризации волейбола также стало то, что в Польше проводится множество международных соревнований.
Фишка.
В Польше очень много внимания уделяют социально значимым мероприятиям. Так, в 2006 году пытались спасти от смерти двукратную чемпионку Европы Агату Мроз. В помощь ей организовывали аукцион, а после ее трагической смерти уже который год проводится международный турнир. О ее жизни был снят фильм, и в ее честь назван спорткомплекс.
Почему любят? Есть шанс стать частью истории.
Чему учиться? Показу матчей по ТВ.
ИТАЛИЯ
Популярность.
По словам итальянских коллег, волейбол на данный момент не так уж и популярен на Апеннинском полуострове, как нам кажется. Как и в России, львиную долю публикаций в СМИ получает футбол. Пик интереса к pallavolo пришелся на конец ХХ – начало XXI века, когда мужская сборная три раза подряд выиграла ЧМ, а женской команде он покорился в 2002 году. В Италии, как и во всей Европе, сейчас бушует финансовый кризис, последствием которого стала потеря национальным чемпионатом статуса сильнейшего в мире.
Фишка.
В Италии до сих пор играет одна из самых известных волейболисток современности – Франческа Пиччинини. Она обрела широкую известность в 2004 году благодаря публикации в журнале в обнаженном виде.
Почему любят? Самый красивый национальный женский вид спорта.
Чему учиться? Созданию качественной атрибутики.
АЗЕРБАЙДЖАН
Популярность.
В волейбол в Азербайджане последние годы вкладываются серьезные деньги. Поэтому удивляться тому, что в азербайджанских командах играют сильные легионеры из США, Италии, Польши, Голландии и Германии, не стоит. Один из сильнейших клубов этой страны – «Рабита» – уже успел навести шороху на европейской арене. Победа в клубном чемпионате мира-2011 и выход в финал ЛЧ-2010/11 заставили со всей серьезностью относиться к представителям Азербайджана. Примечательно, что сценарий развития волейбола в Азербайджане очень похож на российский.
Фишка.
У азербайджанских клубов отсутствует понятие бюджет. По заверению некоторых сотрудников команд, любой игрок, необходимый тренеру, может быть приобретен, невзирая на цену.
Почему любят? На площадке можно увидеть больше, чем положено в жизни.
Чему учиться? Пока нечему.
Лига чемпионов. Мужчины. 4-й тур. «Зенит» разгромил «Тироль», «Динамо» М примет «Скру»
Владимир Алекно: Победить бразильцев в Рио-2016 – чем не стимул остаться в сборной?