Тарпищев: за первое место на «Ролан Гаррос» могут побороться Петрова и Кузнецова

Стартовавший в воскресенье Открытый чемпионат Франции по теннису традиционно сохраняет поклонников этого вида спорта в напряжении. Надежды россиян в первую очередь связаны с прекрасным полом. Накануне старта «Ролан Гаррос» главный человек в российском те

Стартовавший в воскресенье Открытый чемпионат Франции по теннису традиционно сохраняет поклонников этого вида спорта в напряжении. Надежды россиян в первую очередь связаны с прекрасным полом. Накануне старта «Ролан Гаррос» главный человек в российском теннисе Шамиль Тарпищев рассказал о превратностях предстоящего турнира в интервью газете «Газета», самые интересные выдержки из которых мы приводим для Вас.

- Как вы можете оценить шансы наших девушек на этом «Ролан Гаррос»? И кого можно выделить из соперниц?

- Сейчас нет явных лидеров вообще. И с этой точки зрения, если взять лучшие игры Кузнецовой и Петровой, - они ничем не уступают Энен и Клийстерс. Понятно, мы сейчас не можем прогнозировать результат Шараповой, которая не играла на грунте, но еще есть и Дементьева, которая, может быть, не так стабильно играет, как элита теннисная, самая верхушка, но, во всяком случае, может преподнести любой сюрприз и на отдельно взятом турнире взять и одержать все победы. С этой позиции «Ролан Гаррос» более равный в женской сетке, чем когда-либо. На сегодня у нас есть две спортсменки, которые явно могут бороться за первое место, и еще две-три, которые могут выстрелить.

- Петрова на какой-то момент стала первой ракеткой России согласно чемпионской гонке - это уже статус. Нет опасения, что он ей помешает, или наоборот это помогает? Что Петрова собой представляет сейчас, на ваш взгляд?

- Ну, если взять результаты этого года, то в принципе у нее был один спад, когда она проиграла первый круг, а в остальных соревнованиях она меньше чем до четвертьфинала не доходила. То есть появилась та стабильность, которая предопределяет уверенность спортсменки в своих силах. Из-за чего она проигрывала в прошлые годы? Прежде всего это нервная система, которая трещала при усталости, и она играла очень плоскими ударами низко над сеткой. На сегодня она имеет вариации в игре: есть крученый удар справа, есть слева, есть веер определенный по площадке, приобрела стабильность с подачей, и, конечно, наигравшись с ведущими спортсменками мира, она стала абсолютно стабильной, надежной - есть такое понятие в теннисе. Во всяком случае, она прибавила тридцать процентов своей игры за счет взросления и за счет технико-тактического оснащения в плане вариаций. Естественно, когда ты выигрываешь турниры, появляется психологическая стойкость.

- Наверное, есть и проблема в том, что Надя отыграла феерически с начала марта целую огромную серию?

- Обратная сторона есть несомненно. Когда Надя планировала календарь, она заявлялась практически во все турниры. Никто не ждал, что она будет играть так успешно, а отказаться от турнира - это уже штраф. Ну а турниры, если ты их играешь до конца, - это нагрузка, практически как длинные гонки. А с другой стороны, как играть, если ты еще не совсем в элите и не можешь сделать методически правильный календарь. В этом сложность тенниса: слишком много соревнований равнозначных, и 18 пиков в году надо иметь. Но это нереально по методике. Соответственно надо угадать оптимальный календарь, для того чтобы нагрузочно он тебя не выбил через половину твоей серии на следующую половину, от которой ты не сможешь отказаться. Это удел многих - вспомните Давыденко в прошлом году. Кто знал, что он дойдет до полуфинала, но так, что потом 3-4 турнира не сможет играть? Поэтому есть здесь определенная тонкость и тренерское мастерство. Тренеры должны предполагать, каким турниром можно пожертвовать в плане тренировочного процесса и что считать основным.

- Обратимся к сетке Нади Петровой. Какие проблемы здесь могут возникнуть? Очевидные вещи мы видим. Ясно, что уже в четвертьфинале она попадает на Жюстин Энен, и это уже неприятно. Теннисисты смотрят сетку от и до?

- Есть теннисисты, которые вообще сетку не смотрят, пока не сыграют свой матч. В какой-то степени это правильно, потому что, когда смотришь в сетку и думаешь: вот этот соперник низко стоит, а у меня в третьем круге сильный идет, - отсюда уже идет недооценка. Правильнее, конечно, готовиться к тому матчу, который завтра, и не думать, что будет послезавтра. То есть должна быть концентрация на мяч (есть понятие - смотреть на мяч: ты смотришь на мяч и уже ни на что не обращаешь внимания). А если думать сразу обо всех - это выбивает из колеи.

- А как же соблазн узнать, какая дорога ведет тебя к финалу?

- Ну, если у человека такая подвижная нервная система, как у Роддика, то, конечно, он все должен знать заранее и на много лет вперед.

- Что касается Петровой, она, на ваш взгляд, знает, что ей в четвертьфинале играть с Энен, если они обе дойдут до него?

- Я думаю, что они невольно знают. Потому что все-таки окидываешь взглядом всю сетку, смотришь, с кем играешь. Помимо этого люди говорят, пресса прогнозирует. Невольно читаешь. Но вот когда первые два дня этой общей оценки ситуации в сетке прошли, то, как правило, человек уже забывает, что будет через день, он уже думает о том, что предстоит ему сегодня - завтра.

- Вернемся к Надежде Петровой и ее сетке, к ее ощущениям «Ролан Гаррос». То, что она дважды была в полуфинале, то, что она адаптирована, - это хорошо или плохо?

- Здесь присутствует два фактора. Во-первых, как я уже сказал, и это касается и Петровой, легко обыграть лидеров в первых двух кругах, но не дальше тех, кто не посеян. Это связано с тем, что держать форму от начала и до конца очень сложно. И поэтому, когда в первых кругах попадаются легкие соперники, - это практически бальзам на душу, потому что появляется возможность сэкономить ту нервную энергию, которая пригодится потом. А учитывая сказанное, можно сделать вывод, что, так как Петрова начинает играть со сложными соперниками практически с 1/8 финала, ей будет непросто. Тем более что в четвертьфинале Надя попадет предположительно на Энен - можно сказать, что с сеткой нашей теннисистке не повезло. Конечно, на сто процентов мы прогнозировать не можем, но мы исходим из наиболее возможной ситуации, когда все лидеры выигрывают. Учитывая сложность сетки, можно сказать, что многое в игре Петровой будет зависеть от того, как она справится со своей нервной системой, потому что именно нервная система определяет количество брака в игре.

- На ваш взгляд, сложилось у Надежды уже такое ощущение, как у Елены Дементьевой, которая очень любит играть в Париже. Стала ли уже и Петрова таким игроком, чтобы ходить по этому стадиону фаворитом?

- Несомненно. И дело здесь не только в личных результатах Дементьевой или Мыскиной. Имидж нашего тенниса сейчас настолько высок, что во Франции нас, наверное, даже боятся. И с этой позиции очень многие в Париже болеют именно за нас. Это реальный факт.

- То есть присутствует некое благоговение перед нашими спортсменами?

- Нет, я считаю, что это в большей степени уважение. Могу привести пример. В прошлом году я приехал на «Ролан Гаррос», и, когда шел на корты, у меня ни разу не спросили пропуск. А при всей той строгости, которая царит на каждом турнире, это тоже факт. И с этой позиции, учитывая тот факт, что где-то с 2002 года мы завоевали себе авторитет - а самые главные победы были одержаны именно в Париже, - все наши игроки стали узнаваемы везде, и это создает тот фон и ауру, при которых ты ощущаешь себя там практически своим. Если можно так выразиться, желательным человеком в чужом городе.

- А как насчет Светланы Кузнецовой? Ваша оценка ее позиции в мировой элите?

- Я думаю, что все проблемы Кузнецовой - от самой Кузнецовой. Она, как никто, играет от собственного самочувствия. Большинство наших игроков играет, несмотря на свое физическое и эмоциональное состояние. Они исходят от игры соперника. Говорят себе: я должен, обязан, надо. Особенно это характерно у ведущих спортсменов и у мужчин, но никак не у молодежи и девушек. А что касается Кузнецовой, она играет так, как она сегодня хочет сыграть. Есть такая форма поведения: при выходе на корт теннисист проповедует свою тактику, свой стиль игры. И в ситуации со Светланой: если у нее не получается играть в своем стиле, то у нее практически рушится игра, хотя она может сыграть в другой теннис. В чем парадокс: может играть в другой теннис, но не делает этого. Вот такое свойство характера. Конфликт Светы с родителями тоже лишил ее эмоционального спокойствия и выбил из колеи на достаточно долгое время. В прошлом году мы обсуждали, как она плохо играет от себя, без подсказки тренера. Вот это и есть те моменты, которые не позволяют сыграть так, как надо, и выиграть, например, 2-3 очка, которые окажутся решающими. Например, когда на Олимпийских играх она играла с Моресмо, имела 17 брейков и не выиграла ни одного очка. Эти факторы еще присутствуют у Светланы, но по классу игры она на сегодня способна выиграть любой турнир. И если она эмоционально настроена, она готова разорвать любого соперника. Если вы помните, я во всех СМИ, когда давал интервью, говорил, что в этом году Кузнецова должна реально бороться за первое место в рейтинге, что она уже созрела для этого. Но, к сожалению, она пока еще этого не понимает, не может еще наступить себе на горло и сделать те вещи, о которых мы сказали.

- А вы не считаете, что Свете немного не везет? Вспомнить хотя бы ее матчбол в четвертьфинале ровно год назад против Энен и сетбол против Дэвенпорт на «Уимблдоне»?

- А везет кому? Сильнейшим? Нет! Везет тому, кто тщательно подходит к подготовке и все делает правильно. Вот один спортсмен в форме, другой - нет. Кому повезет? Тому, кто в форме. Потому что он уже по всем позициям готов. И тогда удача уже на его стороне. Взять хотя бы ту же статистику - удача больше сопутствует тем, кто находится в хорошей форме. Если спортсмен не в форме, у него больше ошибок и меньше игровых ощущений. А это те нюансы, которые и делают удачу удачей.

- А как тогда быть с сеткой? Сетка - это же слепой жребий?

- Если взять сетку за последние пять лет - она, в общем, для всех была одинаковой.

- Почему в своем прогнозе вы назвали наряду с Петровой и Кузнецовой Шарапову?

- Что касается Марии Шараповой, еще в прошлом году я сказал, что она наряду с Кузнецовой должна бороться за первое место. Это действительно так. Чисто теоретически, если оценивать по классу игры, Мария на это способна. Но, к сожалению, в этом году она практически не играла на грунте, и в данный момент чрезвычайно сложно предположить, в какой она форме. А по игре, которую Шарапова демонстрирует, она, на мой взгляд, даже на грунте находится в восьмерке сильнейших теннисисток. А в восьмерке многое решает психология. Мы знаем, что Мария обладает потрясающей нервной системой, в плане ее мобилизации. То есть умением играть лучше в худших ситуациях. К тому же Мария обладает хорошей подачей. То есть вопрос заключается в том, кто в каком состоянии дойдет до четвертьфинала.

- Говоря о Шараповой, необходимо вернуться к сетке. Здесь сложился своеобразный русский уголок. Как вы относитесь к тому, что наши спортсменки играют друг с другом и друг друга же выбивают из турнира?

- На самом деле, это просто беда. Особенно у мужчин в этом году, когда Андреев дважды играл с Сафиным, с Давыденко два раза подряд. Это было не совсем справедливо, так как мы потеряли очки, без которых не смогли подняться вверх в двадцатке. Но это уже такой своеобразный несчастный случай. Хотя, наверное, самое печальное в ситуации, когда наши играют друг с другом, - это то, что результат не всегда зависит от силы игроков, а во многом зависит от взаимоотношений. Часто получается так, что результат не соответствует истине. В отношении Шараповой нужно помнить о том, что в 1/8 она теоретически может попасть на Сафину. И вот этот матч, если он будет, и станет показательным. Можно будет посмотреть, что в данный момент Мария из себя представляет. Сейчас прогнозировать результат абсурдно, потому что Сафина сейчас на подъеме. Мы можем делать прогнозы исходя из силы игроков, но есть и личные взаимоотношения. И надо учесть, что Сафина прошла трех китов в женском теннисе и проиграла в финале Хингес. Смогла ли она восстановиться? У молодых спортсменов часто бывает так, что после победы на турнире появляется боязнь поражения в первом круге. Это уже личностная психология. Поэтому, прежде всего, Сафиной надо справиться со своим состоянием. Учитывая эти нюансы, можно сказать, что первые два круга будут определяющими как для Шараповой, так и для Сафиной.

- Ну а Настя Мыскина...

- Что касается Анастасии Мыскиной, ее основной проблемой является отсутствие психологической уверенности. У нее был ряд матчей, выбивающих из колеи, начиная с Олимпиады, когда она проиграла свои матчи. И с этой точки зрения для приобретения уверенности в себе Насте сейчас надо выиграть три-четыре легких турнира. И если это произойдет, фон ее игры неминуемо поменяется и мы увидим ту Мыскину, к которой привыкли. Еще одна проблема Анастасии - отсутствие нормального подготовительного периода, и физически спортсменка сейчас не в оптимальной форме.

- На ваш взгляд, сможет ли Анастасия вернуться на ту высоту, на которой она была до этого?

- Все зависит от того, чего хочет сам спортсмен. Я могу сказать, что на сегодня главное не сломаться. Это касается не только Анастасии Мыскиной, но и, например, Марата Сафина, который, насколько я знаю, сейчас очень хочет играть.

- Вы уже говорили о некоторой боязни Сафиной потерпеть поражение в первом круге. Не может ли быть такой же боязни и у Николая Давыденко, который год назад дошел до полуфинала?

- Нет, к Давыденко это не относится вообще, потому что свойство характера Николая таково, что даже если он знает, что не попадет по мячу, он все равно верит, что выиграет. У него есть внутренняя спортивная злость и характер. И за счет этого, даже находясь не в идеальной форме, он играет даже лучше, чем мы предполагаем. Можно назвать это хорошей спортивной наглостью.

- Может возникнуть ситуация, когда соперником Николая в четвертьфинале будет Налбандян. Какие козыри есть у Давыденко в игре с Давидом?

- Козырь один. Если Давыденко подойдет к игре свежим. Он быстрее и играет быстро - это главное преимущество. Быстрый обмен ударами, быстрое перемещение по корту, не откидывая, не осторожничая - вот какой тактики стоит придерживаться. В общем, нагнетать скорость от начала и до конца игры - это единственный шанс Давыденко в игре против Налбандяна.

- С каким общим чувством вы ожидаете «Ролан Гаррос»?

- Большинство наших спортсменов любит «Ролан Гарросс». Это соревнование по духу, по тактике, по творческому мышлению ближе к нам. На этом турнире больше шансов нарисовать себе психологический портрет того или иного спортсмена и приобрести знания. На «Ролан Гаррос», может быть, 30 процентов игр скучны, остальные смотреть очень интересно.