Тарпищев: Шарапова стала бы первой, если выиграла Кубок Кремля

Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев в интервью «Московскому комсомольцу» проанализировал завершившийся теннисный сезон и рассказал о перспективах российских игроков в следующем году, о том, будет ли Мария Шарапова выступать за сборную России в Кубке

Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев в интервью «Московскому комсомольцу» проанализировал завершившийся теннисный сезон и рассказал о перспективах российских игроков в следующем году, о том, будет ли Мария Шарапова выступать за сборную России в Кубке Федерации. Приводим самые интересные выдержки из этого интервью. 

- Сейчас мы лучшие в мире. Впервые в истории стали первыми в рейтинге Кубка Федерации и вторыми — в рейтинге Кубка Дэвиса. Русские теннисистки совершили невероятный прорыв. Но если нам не дадут минимальный бюджет, через два года мы исчерпаем свои возможности. И нас сомнут.

- Шамиль Анвярович, с вас другие виды спорта пример берут, как надо подниматься и весь мир под себя подминать. А вы говорите - сомнут. Кокетничаете?

- Успех много врагов и завистников плодит. А я-то правде в лицо смотрю. После каждой российской победы все больше детей в теннис отдают. А играть-то негде. И цены на уроки растут катастрофически. После Парижа (финала Кубка Федерации-2005) - взлетели в два раза. При этом у нас в стране лицензированных тренеров 800 человек. А преподают восемь с половиной тысяч. Вы знаете, кто эти люди? Я – нет. Скоро просто некому будет работать на результат. А государство никаких льгот инвесторам не обеспечивает. Значит, зарплаты приличные тренерам платить не сможем. Вот и получается, что катимся в никуда... Сейчас кажется, что все так прочно, здорово. Но вот увидите: не станет нашей детской тренировочной базы - все рухнет в одночасье!

- Почему в элите мирового рейтинга так много русских девушек, а с ребятами явный дефицит?

- Потому что подготовка ребят намного сложнее и дороже, чем у девушек. Конкуренция выше, плотней, и, чтобы пробиться в лидеры, надо по турнирам ездить гораздо больше. И если для девушки одного спарринг-партнера достаточно, даже не самого сильного, то молодому человеку минимум двух надо с собой возить. И за все это платить. В среднем у девушек уходит 50 тысяч долларов в год, у ребят – 80-90. При этом у девушек от юниоров до лидеров - три года пути. У ребят - семь.

- В этом году Машу Шарапову снова признали нашей лучшей теннисисткой. Она не раз говорила, что очень хочет участвовать в Олимпиаде и выступать за Россию. Но для этого ей в любом случае придется играть на Кубке Федерации. Вопрос только когда: в следующем сезоне или через год?

- Все будет зависеть от здоровья. Она же продолжает расти.

- Может, логичней сыграть в следующем году, чтобы перед Олимпиадой тратить поменьше сил и лучше подготовиться?

- Трудно сказать. Потому что, если организм в следующем году окажется к этим нагрузкам не готов, есть риск получить такие травмы, что олимпийского сезона потом может просто не быть.

- Как считаете, Маша могла закончить этот сезон первой ракеткой мира?

- Конечно. Но итоговый чемпионат мира уже ничего не решал. Конечно, он дает очки, но даже если бы она выиграла, то Дэвенпорт все равно бы не обошла. Зато если бы выиграла Кубок Кремля - была бы первой.

- Шамиль Анвярович, был вариант, что «Русский Кубок» как лучшая теннисистка года получит Дементьева — за блестящую игру и такую огромную роль в финальной победе Кубка Федерации?

- Тут была такая же дилемма между Леной и Машей, как между Сафиным и Давыденко. Каждый заслуживал награды, но мы решили вручить ее объективно - за лучшее место в рейтинге.

- Почему Лена так невыразительно сыграла на итоговом чемпионате ВТА? Такой тусклый Лос-Анджелес на фоне Парижа.

- Одно могу сказать по поводу Лены и Нади Петровой. Они поставили перед собой цель - пробиться в восьмерку. И ради этого были вынуждены играть все турниры подряд в конце сезона. Так что в Лос-Анджелес они приехали уже совершенно измочаленные, и было ясно, что особых успехов ждать бессмысленно. 

- Когда вернется Анастасия Мыскина?

- У Насти пропал весь подготовительный период в начале сезона. Она в таком стрессе находилась из-за болезни мамы Галины, что в какой-то момент та сама попросила дочку сказать об этом на «Ролан Гарросе». Невыносимо было смотреть, как все требуют от Насти побед, не могут понять, что с ней, а она, естественно, молчит как партизан. Выходит на корт, а мысли - дома… К счастью, мама поправилась. И у Насти начался подъем. На Уимблдоне дошла до четвертьфинала, снова почувствовала себя в силе. Жаль, на любимом Кубке Кремля не повезло. Но главное, Настя осталась наверху, и все наши девочки остались. А спады в принципе неизбежны.

- А что со Светланой Кузнецовой?

- Кузнецова вполне может стать первой ракеткой мира. Но внутренне она потеряла себя. И нет рядом человека, который бы ее понимал. И ей надо научиться играть самой - не обращать внимания на многочисленных советчиков. Ее главная проблема - психология. Хотя и травма плеча сыграла роль.

- Что скажете о Николае Давыденко?

- Коля за последние два года очень разнообразил свою игру. И на быстрых кортах забивает всех. Но на медленных ему пока тяжело. Не выдерживает долгих розыгрышей организм. У него ведь от постоянных перенагрузок иммунитет ослаблен. И очень много травм. Тем не менее он выложился полностью. Вышел в полуфинал итогового чемпионата в Шанхае. Впервые победил Агасси и Пуэрту.

- Теоретически он мог выиграть Masters Cup?

- У Федерера вряд ли. Но все равно Коля в этом сезоне проявил себя, как никто не ждал. Ему бы еще выносливости добавить - цены бы не было!

- Какие перспективы у Марата Сафина?

- Следующий год будет для Марата определяющим. Или сможет стать выдающимся игроком, или пойдет на спад. Все зависит от психологической уверенности. В этом году он работал как никогда и доказал, на что способен. Захотел выиграть Australian Open - и выиграл. Если бы он так работал раньше, то был бы первым уже давно. И в этом сезоне мог стать, если бы не травма! Думаю, у Марата все получится, надо только снова захотеть.

- Как показал себя Андреев?

- Игорь провел хороший сезон, выиграл серьезные турниры, в том числе Кубок Кремля. Но я ему сказал, что если бы лучше меня слушал по поводу тренировочного процесса - мог бы выиграть все это гораздо раньше.

- Какие у Игоря главные проблемы?

- Надо разнообразить технический арсенал. Работать над скоростью полета мяча. Это то удивительное качество, которое у Марата Сафина - врожденное, от бога.

- Почему никак не удается Южному прорваться в лидеры? Может, все-таки надо что-то ему менять - ведь время идет, и хочется прорыва.

- Это все те же травмы. Из-за них он на 37-м месте в рейтинге, хотя по классу должен быть в двадцатке.

Новости. Теннис