«Париж поразил своим духом». Шамиль Тарпищев подвёл итоги Олимпийских игр – 2024

Президент Федерации тенниса России – о позитиве Франции, великом Джоковиче и доминировании в мире.
news

Завершились Олимпийские игры в Париже. Российская команда была представлена в столице Франции 15 спортсменами. Из них почти половина списка – теннисисты. Именно с ними были связаны наибольшие надежды на медали. И они отчасти оправдались. Да, лучший российский теннисист Даниил Медведев не справился с коварным французским кортом и остался без награды. Однако 17-летняя Мирра Андреева и 20-летняя Диана Шнайдер преподнесли настоящую сенсацию и завоевали серебро в парном разряде. Чуть-чуть не хватило дебютанткам Олимпиады до золота. К сожалению, эта награда стала единственной в копилке российских атлетов. Об итогах Игр, великом Новаке Джоковиче и проблемах отечественного тенниса в эксклюзивном интервью «Советскому спорту» поведал многолетний президент ФТР Шамиль Тарпищев.

«На теннисных матчах царила прекрасная атмосфера»

– Какие выделите итоги прошедшей Олимпиады? 
– Могу использовать только восторженные эпитеты. На теннисных матчах царила прекрасная атмосфера. С первого до последнего дня трибуны были забиты под завязку. Это хорошо знакомая нам публика. Все главные победы мы одержали в Париже – Кубок Дэвиса, Кубок Федерации (ныне Кубок Билли Джин Кинг. – Прим. «Совспорта»). Здесь любят теннис, пусть сами французы не доминируют в этом виде спорта. Ни разу не слышал свиста в адрес спортсменов. Ко всем относились доброжелательно, вне зависимости от симпатий. Поэтому наши теннисисты чувствовали себя как дома. Единственное, что присутствовали недоработки в плане быта в Олимпийской деревне. Но это характерно для любой страны-хозяйки Игр. Даже здесь старшие тренеры сборной Игорь Куницын и Игорь Андреев провели отличную подготовительную работу, заранее приехали и позаботились о комфортном проживании российских атлетов.

– Насколько сложным оказался процесс формирования команды, поехавшей в Париж?
– Это уже моя 19-я Олимпиада, поэтому я достаточно хорошо знаю критерии отбора на Игры. В теннисе своя система, они отбираются чисто по рейтингу. Если кто-то отказывается, то его место занимает атлет, стоящий следом в топе. Мы никого не обязывали участвовать. Так как деятельность Федерации тенниса России приостановлена, процесс отбора носил индивидуальный характер. Мы никак на него не влияли, просто оказывали визовую поддержку. Отправили данные в Международную федерацию тенниса по каждому из наших спортсменов, входящих в мировой топ-150. Их всех проверили и дали добро. Когда Рублёв, Хачанов, Самсонова, Касаткина, Калинская отказались, а Кудерметовой не дали визу, то у нас уже были ребята им на замену. Одной из последних по рейтингу попала Шнайдер. А их пара с Андреевой могла не попасть и в сетку соревнований из-за недостаточного количества очков. Если бы играли наши сильнейшие, то эти девочки, вероятнее всего, на Олимпиаду бы не попали, так как входили в наш третий состав. В итоге так сложилось, что эти молодые девушки попали в Париж и там выступили блестяще. Это сослужило им отличную службу в плане формирования в дальнейшем их качеств игры. Никто не ожидал от них такого выступления. Они могли зацепиться за золото – чуть-чуть не хватило. Также в команде оказался Сафиуллин, сыгравший лучший турнир, который я видел в его исполнении. Формирование пар вышло довольно сложным, ведь мы не знали, кто будет допущен, а кто – нет. В последний момент сделали перестановку. Сначала Веснина должна была играть с Андреевой, а Шнайдер – с Александровой. Потом всё перетасовали.

Мирра_Андреева_и_Диана_Шнайдер,_Getty_Images_4.webp
Источник фото: Getty Images

– Почему сделали такую рокировку?
– Во-первых, видел, что Мирра и Диана действительно подходят. Они дополняют игру друг друга в технико-тактическом плане. Во-вторых, интуиция сработала. Это было похоже на ситуацию, когда в Токио за 10 минут до окончания заявки на микст поставил Рублёва с Павлюченковой вместе, ранее никогда не игравших в паре. В итоге те завоевали золото. Дуэт Шнайдер и Андреевой с точки зрения командной игры смотрелся отлично. В финале им не хватило психологического запала: до решающего матча они провели много тяжёлых игр. Зато это отличный плацдарм для дальнейших выступлений. 

Молодцы! Молодцы! Первую нашу медаль этой Олимпиады выиграли вчерашние юниорки

– Почему всё-таки Андрей Рублёв, Карен Хачанов и ряд ведущих теннисисток отказались ехать на Олимпийские игры?
– Отказались те, кто уже имеет в коллекции олимпийские медали. Предполагаю, что они так и рассудили. Раз у них уже награды, то почему бы не дать шанс другим атлетам. Опять же, мы никому ничего не навязывали.

– Вы положительно оцениваете выступление российских теннисистов в Париже?
– Абсолютно. Медведев мог цепляться за медаль. Но корт не его, и трудно здесь Даню в чём-то обвинять. Он хотел, старался, однако не получилось. Медведев надеется, что будет участвовать в следующих Играх в Лос-Анджелесе и завоюет медаль. Он заряжен. Котов попал в первом круге на Вавринку и сыграл ниже своих возможностей, так как до этого обыгрывал швейцарца на «Ролан Гаррос». Здесь Павел проиграл свои подачи в начале матча, после чего соперник, будучи опытным игроком, своего уже не упустил. Павел где-то перегорел, так как очень хотел выиграть. Все старались, все бились. Претензий к самоотдаче ни к кому нет.

Даниил Медведев, Getty Images.webp
Источник фото: Getty Images

– Все ли ребята остались довольны своим выступлением?
– Обстановка была рабочей. Публика болела за наших. Никакого давления не ощущалось. В теннисе особая атмосфера, особые отношения между спортсменами. За последние годы не было ни одного случая, чтобы кто-то отказался играть с нашими теннисистами. Свой мир отношений. Сложности возникают только с передвижениями по миру.

– Чувствовался ли в столице Франции спортивный олимпийский дух?
– Несомненно. Все объекты заполнялись до отказа. По посещаемости, думаю, эта Олимпиада поставит рекорд. Внутренний спортивный мир гораздо справедливее того, что творится вокруг. Для людей главное – событие. Какие-то организационные накладки происходят на каждой Олимпиаде. Все атлеты приехали завоёвывать медали. По смотрибельности и посещаемости Париж поразил своим духом.

– Прошедшие Олимпийские игры вызывают смешанные отклики. Сборная России поехала крайне усечённым составом…
– Можно сказать, вообще практически никто не поехал. Это печально. Мы всё время подчёркивали, что спорт вне политики.

Одно серебро на всех. Россияне завершили самую грустную для себя Олимпиаду

– Через четыре года в Лос-Анджелесе повторится подобная ситуация?
– Предугадать, что будет, крайне сложно. Будем ждать и делать свою работу.

«Джокович стал действительно номером один в мировом теннисе»

– Что для теннисиста приоритетнее: титул «Большого шлема» или Олимпиада?
– У олимпийского чемпиона нет приставки «экс». Теннис стал профессиональным после 94-го. И до этого «Большой шлем» считался престижнее. Даже Кафельников и Сафин в своё время не хотели играть на Олимпиаде. Пришлось объяснять, что титул олимпийского чемпиона – это навечно.... В итоге в 90-х отношение к Играм поменялось. Они всё-таки проводятся раз в четыре года. Этот титул стал очень ценным и желанным для многих спортсменов. Видели же, как Джокович праздновал свою победу? Потому что в его коллекции только этой награды и не было. Теперь серб стал действительно номером один в мировом теннисе. 24 титула ТБШ, наибольшее количество выигранных «Мастерсов», самое длительное время пребывания на первой строчке мирового рейтинга, а теперь и олимпийское золото. Это самый универсальный игрок в истории. Поэтому он и победил Алькараса в финале, хотя тот был мощнее и быстрее.

– Финал Джоковича с Алькарасом стал украшением всей Олимпиады, а не только теннисного турнира…
– Весь теннисный турнир на Олимпиаде в Париже можно описать тремя моментами. Это игра Джоковича и Надаля во втором круге. Финал Джокович – Алькарас. И аншлаг на каждой игре.

Новак_Джокович_и_Карлос_Алькарас,_ОИ_2024,_Getty_Images.webp
Источник фото: Getty Images

– На ваш взгляд, сможет ли Алькарас повторить успех Надаля или кого-то из «большого трио»?
– Думаю, что нет. У него уже бывают травмы, что подозрительно. Плюс теннис развивается очень быстрыми темпами, наука движется вперёд, возможности человека улучшаются. Таких, как Алькарас, через четыре года появится пять-семь человек. Он не будет доминировать. Общий уровень подравняется. Класс игры в современном теннисе от 100-го до 20-го номера рейтинга отличается всего лишь нюансами. Наши девочки это наглядно показали. На первый план выходит психология, поэтому сейчас к ней с детства нужно уделять повышенное внимание. Она должна быть с первых шагов в спорте. А не как у нас: вырос спортсмен, ему нужен психолог. 

– У Джоковича осталась ещё мотивация?
– Например, выиграть четыре турнира «Большого шлема» в один год. Мотивация всегда есть. Многие заканчивают с теннисом, когда теряют быстроту в передвижениях. Пока этого нет, надо играть. В каждой эпохе есть три-четыре лидера. Среди них есть один, заслуживающий больше всего. Джокович, видимо, будет самым выдающимся представителем своей эпохи по времени доминирования.

– Прошедшая Олимпиада стала последней для Рафаэля Надаля. Недалёк тот день, когда он объявит о завершении карьеры. Каким мы его запомним?
– Он номер один на грунте. Никто не выигрывал такого большого количества турниров на этом покрытии. Надаль вместе с Федерером и Джоковичем создали и олицетворяли эту эпоху. Ещё три-четыре года назад крайне трудно было выбрать кого-то из данной тройки. Однако Новак вырвался за последние пару лет, хотя начал свой путь позже их двоих.

«Результат будем давать всё время. Тьфу-тьфу…»

– Вы упомянули воспитание подрастающего поколения теннисистов. Насколько велика разница между юными теннисистами сейчас и, скажем, 50 лет назад?
– К примеру, есть данные по показателям чешских игроков в лице Павела Сложила, Ивана Лендла и других в возрасте 14 лет. Это примерно 72-й год. Так вот, нынешняя молодёжь на 30% слабее по своим возможностям, чем та. Здесь влияют и сидячий образ жизни, и большое увлечение гаджетами, и отвлечённое внимание. Из-за большого количества времени за девайсами ухудшается глубина зрения. Поэтому многие академии ограничивают время пользования гаджетами и компьютерами до двух часов в день, даже меньше.

– Сейчас в России только начинают обращать внимание на подготовку пар. Почему раньше такого не наблюдалось?
– Потому что в индивидуальном разряде выступление более выгодно. Там призовые больше. Вопрос трудоёмкий. Должны быть тренеры и базы. Если 14-летних не отправлять в разные академии по миру, то 12-летним уже негде здесь будет играть. Крытые теннисные корты строить невыгодно, так как они не окупаются. Вопросов много. Больше, чем решений.

Теннисный корт, РИА2.webp
Источник фото: РИА Новости

– Получается, что без тренировок за границей в России невозможно с нуля подготовить теннисиста элитного уровня?
– Тренировки – это хорошо. Но нужна и соревновательная практика. К 14 годам условный теннисист уже должен активно играть. Профессиональный спортсмен в год проводит 30-34 недели на турнирах. А где у нас играть? Только в соревнованиях высокого уровня происходит быстрое совершенствование. Тренируется нервная система. Ты должен преодолевать себя. У нас нет таких условий. Китай их создал, там проводится миллион профессиональных соревнований. Они играют через «не могу». Жёсткая конкуренция – в академии 28 человек на место. А мы всё это делаем искусственно. Несмотря на это, мы живее всех живых, проводим более 3 тыс. турниров в России. На 5 августа мы выиграли 395 международных соревнований, что на 41 победу больше, чем в прошлом году. Наши спортсмены участвовали на различных смотрах в 69 странах. Если нас этого лишить, то можно забыть о любых результатах в теннисе.

– Как считаете, данная тенденция сохранится в дальнейшем? 
– Если финансирование сохранится, то будет нарастать. А в случае проблем всё это рухнет.

– Почему нельзя перенять опыт Китая?
– Там вкладываются сумасшедшие средства. У нас был лишь один турнир уровня ATP-250 – Кубок Кремля. В Китае и США их сотни. У нас данные соревнования не дают прибыли. Это всё дотационные вещи. Там же все эти турниры приносят деньги. Один Уимблдон даёт более $ 60 млн. Там реклама, спонсоры… У нас же всё это не работает. В России в теннис играют и зарабатывают очки 7,5 тыс. человек. В тех странах, о которых мы говорим, – 5 млн. Вот и вся разница!

– При данных условиях удастся сохранить позиции России в мировом теннисе?
– Мы это и делаем всю жизнь. У нас провалов не было ни разу. Результат будем давать всё время. Тьфу-тьфу… На предстоящем US Open тоже выступим, как и выступаем сейчас. Но хотелось бы доминировать. Однако, чтобы покорить весь мир, нужны совсем другие деньги.

Заглавное фото: Getty Images / РИА Новости
Новости. Теннис