Шарапова покидает Мельбурн и топ-300. Мария проиграла четвертый матч подряд
ЧЕГО МЫ ЖДАЛИ В МЕЛЬБУРНЕ?
Да, если честно, не так уж и многого.
Предыдущий сезон Мария Шарапова завершила, по сути, еще в конце августа – проиграв на старте US Open Серене Уильямс (1:6, 1:6) и взяв очередной перерыв. Проблемы с плечом не отпускали россиянку – она продолжила тренироваться и даже заявлялась на турниры, но снималась с них в последний момент, в лучшем случае прилетая для раздачи автографов. Прошлый год она впервые с 2002-го завершила за пределами топ-100 рейтинга. А значит – потеряла возможность напрямую пробиться в основу Australian Open. Что, впрочем, не сподвигло Марию заявиться в квалификацию. Менеджмент россиянки был уверен, что ей дадут wild card, так что для разогрева Шарапова съездила в Брисбен, а после подписалась на выставочный турнир в Коойонге (это пригород Мельбурна). Ну и до этого еще сыграла в Абу-Даби – так же неофициальные матчи. Понять по ним, в какой конкретно форме находится спортсменка, было очень непросто. А вот тот факт, что в Брисбене Мария не справилась с Дженнифер Брэйди, отдав тай-брейк решающего сета (чего с ней не случалось с 2003 года!), оптимизма, разумеется, не внушал. С одной стороны, было видно, что Шарапова готова физически – к выносливости, скорости, силе ударов вопросов совсем не возникло. Но вот игровой тонус, стабильность, уверенность в себе – все это отсутствовало. Особенно, в ключевые моменты. И дело, к сожалению, не только в недостатке практики. А просто в уровне ее текущего тенниса.
При этом, в мотивации экс-первой ракетки планеты сомнений не остается. Она действительно хочет играть. Хочет бороться. И разумеется, хочет побеждать. Для этого и начала тренироваться у Рикардо Пьятти.
– Мария попросила, чтобы я помог ей выиграть еще один «Большой шлем». И если бы я чувствовал, что это невозможно, то просто бы не взялся с ней работать, – рассказывал итальянец, в Академии у которого Шарапова была замечена еще до US Open.
То есть, амбиции, желание, страсть – все это у нее имеется. В противном случае, россиянка давно бы завершила карьеру. Действительно, а что еще способно удержать ее в теннисе? Деньги, имидж, успешный бизнес, контракты со спонсорами, перспективы в различных других сферах (мода, кино) – все это у Шараповой есть. Но она продолжает изматывать себя тренировками. Работает и пашет до седьмого пота. Все ради того, чтобы вернуться на вершину. По крайней мере – к ней приблизиться. И в этой страсти и желании и кроется ее главный козырь. Поскольку других козырей, похоже, не осталось.
Матч с Донной Векич это подтвердил.
ЧТО МЫ УВИДЕЛИ?
Конечно, Марии не повезло с жеребьевкой. Попасть в первом круге на сеяную – уже обидно. Тем более, Векич – девушка с перспективами. Она из Хорватии, ей 23 года, она 20-я ракетка мира. Звезд с неба не хватает, громких титулов не выигрывала, но стоит близко к элите. И, теоретически, может туда войти. Хотя сама признает, что ей пока рано думать о попадании в топ-10.
– Мне многого не хватает во всех компонентах. Чуть-чуть там, чуть-чуть здесь… Но я совершенствуюсь, стараясь прибавлять. И думаю, у меня все получится, – отмечала хорватка.
Забавно, но в межсезонье она уже сыграла с Шараповой. Правда, только тренировочный сет в рамках практики.
– Мария просто уничтожила меня – кажется, со счетом 6:1. Она к тому моменту уже долго сидела на сборах, а я только начинала подготовку… И было заметно, что с формой у нее – полнейший порядок, – вспомнила Донна.
Но в Мельбурне все изменилось. Никаких «уничтожений» от Шараповой. Наоборот – Векич полностью, на протяжении двух сетов, контролировала ход игры. Единственный момент, когда показалось, будто Мария способна изменить ситуацию, случился в середине второй партии. Когда россиянка оформила брейк и повела 4:1. Но это преимущество мгновенно испарилось. Донна взяла пять геймов кряду и добилась успеха – 6:3, 6:4.
А мы увидели, почему россиянка находится сейчас там, где находится. И дело, к сожалению, не только в травмах.
Ей попросту нечего предложить соперницам того уровня, которая попалась ей во вторник. Мария не может держать нужный темп. Играет коротко и через середину. Часто ошибается на подаче тогда, когда особенно важно не ошибаться. Она не в состоянии справиться с давлением – не моральным или психологическим, а с обычным – в виде плоских и мощных ударов, направленных в разные углы корта. На фоне теннисистки топ-20 она выглядит середняком, в арсенале которого просто нет инструментов, способных осложнить жизнь соперницам. Опыт и характер – имеются. А вот необходимой резкости, скорости, «набитых», отработанных ударов нет. Странно такое слышать о бывшей первой ракетке и чемпионке пяти «Шлемов», но в этом суть спорта – базовые навыки остаются, но для борьбы на высшем уровне нужно значительно большее. А это большее Мария потеряла. Из-за травм ли, дисквалификации, длительных пауз или отказа от мельдония – судить сложно. Может, и просто из-за возраста – ей, все-таки, почти 33 года. Но то, что потеряла – факт. И поражение от Докич было не просто предсказуемым. Оно, увы, закономерно.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
«Не знаю», «Не в курсе», «Не думала» – вот краткий пересказ ответов Шараповой на все вопросы на ее пресс-конференции. Так Мария сказала почти обо всем – вернется ли в Мельбурн на будущий год, где будет выступать в ближайшее время, не думает ли поиграть на маленьких турнирах, сумеет ли вернуть свой прежний уровень… И это не лукавство – похоже, Мария и правда не знает ответы. Не представляет четко, что ей делать дальше. И уж точно у нее нет уверенности, что вся работа принесет плоды. Раз до сих пор не приносит.
– Станет ли этот Australian Open последним? Не знаю. К счастью, в этом году мне удалось подготовиться, а организаторы дали мне wild card. Но трудно сказать, что случится через 12 месяцев, – отмечала Шарапова. – Где буду играть в ближайшее время? Я бы ответила, но тоже не знаю – пока просто об этом не думала. Рейтинг? В прошлом сезоне я провела всего семь или восемь турниров, так что не думаю, что стоит обращать на это внимание. Большую часть сезона я была травмирована, это надо учитывать. Пока я больше сконцентрирована на себе – на тренировках, на то, чтобы все делать правильно. И я довольна той работой, которую провела. Но даже она, как вы видите, не гарантирует здесь победы. Удастся ли набрать прежнюю форму? У меня нет хрустального шара, чтобы заглянуть в будущее и сказать «Да» или «Нет».
Единственное, что четко сказала Мария: «Нельзя выбраться из плохой ситуации, если не верить в себя». Сложилось впечатление, что она пока верит. И уж точно не поддается эмоциям – иначе бы могла и «рубануть с плеча», с горяча объявив об окончании карьеры. Раз не делает этого – значит, пока не сдалась.
И это, наверное, главное.
Где сыграет Шарапова в ближайшее время, пока не объявлено. Но после Australian Open она выпадет из топ-300 рейтинга. Опустится в конец четвертой сотни. И, разумеется, не сможет заявиться напрямую ни на один турнир WTA! А будут ли ей давать wild card везде, куда она захочет, уже вопрос. Два года назад ответ был однозначен – будут. Но именно сейчас – не факт. Как и не факт, что Шараповой этой надо. Чтобы вернуть прежний тонус и ритм, ей нужно побеждать. Неважно кого. Хоть даже слабеньких, неизвестных соперниц. Бороться на уровне топ-50 Мария просто не может. Возможно, есть смысл заявиться на «фьючерсы», устроить «чес» там. Набраться уверенности, подтянуть стабильность (раз на тренировках не выходит). А после возвращаться в элиту. Такая тактика когда-то многим помогла – вспомним Андре Агасси, для примера. Возможно…
Но не исключено, что проще – и правда закончить карьеру. Ничего никому не доказывать. А через год следить за Australian Open, лежа на пляже и попивая любимую сангрию. Фанаты и поклонники Марии примут любое решение россиянки. В конце концов, она это заслужила.