«Ближе Наташки нет никого!». 16 рассказов о 16-кратной чемпионке мира Наталье Ищенко
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ. ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН МЕСЯЦА – СОВМЕСТНАЯ АКЦИЯ «СОВЕТСКОГО СПОРТА» И ТЕЛЕКАНАЛА «РОССИЯ-2»
Я спросила: «Кто моя соседка?» – «Наташа Ищенко». – «Ну, приехали…» Пока главная звезда недавнего водного ЧМ отдыхает в Испании с мужем (десять дней пляжей, оттуда – в Барселону), 16 историй ее жизни поведали «Советскому спорту» те, кто вязал Наташе купальник, ставил в дневник двойки и крал вместе с ней масло.
ПРЫГ-СКОК С ДИВАНА
– Оставить Наташу одну нельзя было ни на минуту! – вспоминает мама Ирина Владиленовна. – В четыре месяца дети с трудом переворачиваются. Мы бросили Наташу на диване ровно на две минуты. Прибежали на шум – она лежит на полу. Срочно вызвали «скорую». Я им сообщила: «Я – врач» (мама Наташи сейчас работает спортивным врачом в училище олимпийского резерва в Калининграде. – Прим. ред.). Отвезли в травматологию. Вышел нейрохирург. Посмеялся над родителями и отправил домой.
БУДУЩАЯ АКТРИСА
Наташа была очень тихая. Если в садике стульчика кому-то не хватало, то это ей.
– Перед первым сентября в школе было тестирование. На него Наташа пошла с подружкой-соседкой, та – девочка бойкая. Я их веду, сама думаю: «Ну, все. Сейчас моего ребенка запишут к самым отсталым…». Но психолог с Наташей побеседовала, вышла и мне сказала: «Девочка у вас – будущая актриса! Мы ее записали в самый сильный класс».
ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ
Ищенко росла отличницей. Учителя удивлялись: «Приезжает с соревнований – а будто вчера была в школе!».
– И вдруг во втором классе мне звонит учительница и говорит: «Вы представляете, ваша Наташа сегодня по диктанту получила три!». Я говорю: «Слава богу, у меня нормальный ребенок». Учительница расстроилась: «Я такой реакции от мамы не ожидала!». Три Наташе поставили за то, что она написала «Воробьи и Вороны» с большой буквы. Наташа мне объяснила: «Птицы – это имя нарицательное, а Воробьи и Вороны – это их имена».
СОЧИНЕНИЕ ПО ЩЕДРИНУ
Как-то в полночь мама спросила: «Наташ, а ты почему не ложишься спать?» – «Мне еще сочинение писать». – «Наташа, какое сочинение в двенадцать часов? Ложись. Я тебе напишу». Копируя почерк дочери, мать написала сочинение по Салтыкову-Щедрину – «Как один мужик двух генералов прокормил». Наташа пришла из школы и говорит: «Мама, тебе – 5/4». Пять – за содержание, четыре – за грамотность. Ирина Владиленовна пропустила запятую.
– У Наташи хорошо шла математика. Математичка вылавливала мою дочь с улицы: «Ты разве не собираешься на физмат поступать?» – «Нет». – «Стра-н-но», – говорила учительница. Наташа это как анекдот рассказывает.
СТИХ ПРО ЛУКОМОРЬЕ
В школе Наташу полюбили. Она говорила: «Вот здорово! Завтра у нас контрольная работа!».
– На первом уроке в школе учительница спросила: «Дети, кто какой-нибудь стишок знает?..». А мы с Наташей к первому сентября выучили «У Лукоморья дуб зеленый…». Дети приходят, рассказывают: «Наша Таня громко плачет…». А моя Наташа – прелюдию к «Руслану и Людмиле» от первой до последней строки…
ДВОЙКИ ОТ СЕСТРЫ
Младшая сестра Наташи учится в Москве, в физкультурном институте на отделении «Режиссура спортивных представлений и праздников». После Олимпиады две сестры мечтают сделать свой балет на воде.
– Но в детстве между нами была конкуренция, – уверяет Ольга Ищенко. – Мы дрались. Раз я ей даже кофту порвала. Наташа была деловая. Она – старшая, учится в школе. У нее дневник лежал на столе, я тихонько подошла и расставила ей там двойки корявым почерком на каждой странице. Дневник – на год, а у Наташи он весь в двойках. Мама сказала: «Правильно, Оля! Нечего, Наташа, дневники раскидывать».
МАЛЬЧИК И ЕГО КУКЛЫ
В седьмом классе Наташа влюбилась. Одноклассник Виталик носил ее портфель.
– Наташку любовь сопровождает всю жизнь. В детском саду ей мальчик проходу не давал, – рассказала мама. – Она садится – он должен сесть рядом. Не давал ей играть ни с кем. Когда Наташа пошла в первый класс, в доме стали появляться куклы. Я говорю: «Чьи куклы?» – «А это мне мальчик подарил». – «А он где взял?» – «Не знаю». А вдруг стащил? Звоню его маме. А она говорит: «Он мне сказал: «Я люблю Наташу Ищенко. Мы пошли и купили Наташе куклу. Так что не переживайте: все по-честному».
СТРАХ У ВОДЫ
В семье Ищенко есть традиция: Наташа на каждом соревновании зарабатывает несколько комплектов медалей – и один всегда дарит маме. Мама Наташи занималась спортивным плаванием, выступала за сборную института. Мечтала о синхронном – но в Смоленске, где росла она, такого вида не было. А в Калининграде бассейн через дорогу от дома. И мать записала дочь в секцию своей мечты.
– В Калининграде мы приезжали на море и подносили Наташу к воде. Но она кричала так, что все на пляже думали, будто мы пытаем своего ребенка. Когда я привела ее в бассейн, тренеру сказала: «Вы поаккуратней. Она у нас… очень боится воды». Тренер после занятия мне шепнул: «Все прошло нормально. Зашла в бассейн».
УКУС ИЩЕНКО
– Пришел лягушонок. Маленький. Худенький. Трудолюбивый. С предпосылками к хорошей растяжке, – вспоминает первый тренер Наташи Лада Анатольевна Степанович. – Я у нее спросила: «Ты дома тянешь шпагат?». – «Да. Мама меня оставляет дома с маленькой сестренкой – мне делать нечего, и я сижу на шпагатах».
– Звонит мне тренер, – вспоминает мама. – «Я ее сегодня тянула на шпагат, а она меня взяла и укусила за руку! Изо всей силы. Так больно было!» Я Наташе говорю: «Как так получилось? Ты зачем укусила тренера?». А Наташа мне: «А знаешь, мам, как она меня тянула? Знаешь, как мне больно было?» – «Что же ты не сказала?» – «Не успела…»
КУПАЛЬНИК ИЗ КОФТЫ
Наташа Ищенко долго верила в Деда Мороза. В новогоднюю ночь родители говорили детям: «Давайте пойдем в комнату, откроем окно, позовем Деда Мороза и что-нибудь у него попросим». Открывали окно и кричали: «Дед Мороз, принеси мне, пожалуйста, новый купальник!». И тот оказывался под елкой.
– Когда Наташа начала заниматься, шел 1991 год, – вспоминает мама. – В магазинах шаром покати. Делать шапочки нас научила тренер: мы выворачивали чулки на резинке – такие шапочки были у нас в Калининграде. Зажим мы делали из женской шпильки. А первый купальник я смастерила Наташе сама. У меня была связанная подругой кофта из ластиковой нитки. Я распустила свою кофту и связала Наташе купальник…
БЕЗ ЛИШНЕГО ФАНАТИЗМА
Некоторые поражаются: «Как это так – пропустить тренировку?!». Оказалось, стать многократной чемпионкой можно без фанатизма.
– Сама Наташа не прогуливала. Но когда я видела, что она устала, – призналась мама, – ей можно было сказать: «Наташ, не ходи сегодня на тренировку». Наташа говорила: «Хорошо». Переворачивалась на другой бок и спала дальше. А надо в школе подтянуть учебу – значит, все: мы неделю не ходим в бассейн, подтягиваем школу.
ГУСЕНОК ИЗ КАЛИНИНГРАДА
– На сборах в Москве Наташа тренировалась со спортсменками старшего возраста, – говорит Лада Степанович. – Ермакова с Давыдовой уже в юниорской сборной выступали, а она была гусенок из Калининграда. Но справлялась. Характер золотой – никаких противоречий. Но Ищенко не была москвичкой, и на турнирах судьи нам говорили: «Так как вы из Калининграда, то еще потренируйтесь».
– Из кого получаются чемпионы? – спросила меня Тоня Гриднева, бывшая синхронистка и лучшая подруга Наташи. – Из тех, кто способен выдержать. На то, что тяжело, внимания не обращаешь: воздуха не хватает всем, и всем на растяжках больно. Главное – уметь слышать от тренера только про ошибки. А про то, что у тебя кривые ноги и ты поедешь обратно домой, слышать не надо. Я так не сумела. А Наташа смогла.
ПРАВО ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ
Когда Наташа в 14 лет уезжала в Москву, мама ей сказала: «Наташ, ты попробуй. Но если я тебя отправляю, это не значит: умри, но стань чемпионкой! Ты уезжаешь, но как только скажешь: «Мам, забери меня», – я в тот же день прилечу за тобой и буду рада, что ты вернулась домой».
– Нас поставили перед фактом. Директор школы по синхронному плаванию сказала нашему тренеру: «Ты мне Наташу привезешь сюда 25 мая». А в этот день был прием в училище олимпийского резерва. Я у Наташи только спросила: «Хочешь?» – «Хочу».
ДВЕ СВЕЧИ
– Мы на соревнованиях были соперницами. А потом в один год поступили в Москву: я – из подмосковной Электростали, Наташа – из Калининграда, – вспоминает Тоня Гриднева. – В общежитии – комната на двоих. Я спрашиваю: «Кто моя соседка?». – «Наташа Ищенко». – «Ну, приехали…» Я даже первое время ездила ночевать домой.
– «Мы с Тоней полгода не разговаривали», – делилась Наташа с сестрой. – А потом пришел Новый год. Надо было что-то подарить. Сестра пошла в магазин и купила Тоне свечку. Тоня Наташе говорит: «Наташ, ну, давай поздравлять друг друга». Наташка ей: «Давай…» – «Давай на счет три?» – «Давай». Раз, два, три, поворачиваются – у них одинаковые свечки. Представляете, как надо было друг друга не любить?
– После того случая она мне как сестра, – Тоня смеется. – Я стала на выходные забирать ее домой – спали в моей комнате в одной кровати. Вместе могли поплакать. Вместе воровали в столовой хлеб с маслом. Бывало, с тренировки приедешь, ужин тебе оставят, но он уже холодный. Вроде съешь, но еще хочется. Ближе Наташки у меня нет никого. Надеюсь, вернется из отпуска – окрестим мою 2‑летнюю Ульяну. Мы сейчас живем у Наташи: приглядываем за кошкой Боней, которую я им подарила на свадьбу. Я Ульяне говорю: «Наташа вернется с моря – поедем домой». «Да, – говорит, – заберем нашу кошку и поедем домой». Наташа позвонила, и я ей сказала: «Ну, все. Кошки вы уже лишились…»
ЛЮБИМЧИК СЕРЕЖА
– С Сережей Аникиным (вице-чемпион Европы по прыжкам в воду. – Прим. ред.) дочь познакомилась в училище. Он приехал из Волгограда, они оказались в одном классе. Наташа рассказывала: «Сережа любит всем нравиться. Любит нравиться учителям». Два отличника встречались. Про свадьбу не было речи. А потом мне Наташа сказала: «Ты знаешь, мы, наверно, поженимся».
– Сестра пять дней на сборах, на шестой приезжает домой, – говорит Оля. – Сережа ей к приезду делает ужин. Видимо, только из-за Наташи научился готовить: на такие кулинарные изыски другие мужчины не способны. Когда Сережа собрался делать ей предложение, он об этом сначала сказал мне (засмеялась). Наташка была на сборах и ничего не знала. Он все спрашивал совета, и я ему сказала: «Сережа, у Наташи такое будет раз в жизни и у тебя тоже. Девушки этого ждут очень долго. Сделай так, чтобы Наташа это запомнила навсегда». Я у Наташки потом допытывалась: «Ну, как?». (Расстроенно.) А она только сказала: «Все было хорошо». Сестра мерила кольцо перед свадьбой – было в самый раз. А на свадьбе в прошлом декабре (не знаю, что с ними случилось: может, опухли пальцы?) Сережа долго не мог надеть кольцо Наташе. Все посмеялись и сказали: «Это – к долгой совместной жизни».
МОЯ ПОДРУЖКА ФЕДЯ
На сборах перед чемпионатом мира синхронистки были в Малайзии. Наташа ужасно боится насекомых. Поселили в шикарном пятизвездочном отеле – а внутри бродят огромные черные тараканы. Так портье на ресепшене, как только видели, что идут русские девочки, расхватывали этих тараканов и клали к себе в карманы.
А в Шанхае пришли переводчики. Девочка и мальчик. Они взяли себе русские имена. Девочка говорит: «Здравствуйте. Я ваша переводчица. Меня зовут Лена. А со мной – моя подружка. Ее зовут Федя». Веселенький чемпионат…