Как китайцы нас носили на руках. Отчет участницы церемонии открытия

Почему в Гуанчжоу чемпионки-синхронистки и художницы оказались в одной команде, каково выступать на платформе, погружающейся в ледяную воду, тяжело ли Юлии Барсуковой держать ногу за головой и что стоит за блеском мирового шоу? Об этом и многом другом уз
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. АЗИАТСКИЕ ИГРЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

Почему в Гуанчжоу чемпионки-синхронистки и художницы оказались в одной команде, каково выступать на платформе, погружающейся в ледяную воду, тяжело ли Юлии Барсуковой держать ногу за головой и что стоит за блеском мирового шоу? Об этом и многом другом узнала чемпионка мира и наш корреспондент Анна НАСЕКИНА, ставшая участницей церемонии открытия 16-х Азиатских игр.

Азиатские игры – спортивный праздник, по масштабу близкий к олимпийскому. Проводятся раз в четыре года, стоят не меньше, чем олимпиады. Состязания в китайском Гуанчжоу, именуемом городом козлов, напоминают мне пекинские Игры. Схож с Пекином и размах церемонии открытия.

В Гуанчжоу я вновь в одной команде с подругами-чемпионками Еленой Соей, Анастасией Ермаковой, Эльвирой Хасяновой, Ольгой Кужелой, Софьей Волковой, Натальей Злобиной и Александрой Комаровой. Под руководством трехкратных олимпийских чемпионок Марии Киселевой и Ольги Брусникиной и солиста Большого театра Алексея Малыхина мы выполняем номер под музыку китайского пианиста-виртуоза Ланг Ланга и рулады местной суперзвезды Джанг Зи Йи.

ПРИЗОВЫЕ КРОССОВКИ

Начальная поза, музыка, счет, движения, связки – 20-летний опыт командных выступлений из памяти не сотрешь. Но сейчас иной настрой. Нет мандража перед выходом к 25-тысячнику. Шутит Оля Кужела. Смеется Эля Хасянова. Лена Соя, у которой я девчонкой брала автографы, вспоминает Сидней. В 2000-м сборная России по синхронному плаванию впервые стала золотой, захватив пальму первенства на годы.

– Мы плавали за одни кроссовки, – вспоминает Алена. – Убогие номера в знакомом нам всем Раменском. В Сиднее мне было всего 18. Я бросила спорт сразу после победы. 10 лет не могла смотреть синхронное плавание по телевизору. Обрубила все контакты. Но вне бассейна, где я была звездой, в реальной жизни оказалась никем. Два года после Сиднея пыталась вылезти из ямы депрессии. Все встало на свои места, когда вышла замуж, родила сына.

УПРАВЛЯЕМАЯ СТИХИЯ

Перед выходом к зрителям на одном из прогонов, которых в Китае было шесть, делаем прически, красимся, разминаемся. Теперь вместо засохшей желатиновой корки на голове аккуратно заплетены косички, макияж менее агрессивный. Показательный номер насыщен эффектными элементами.

В шоу мир преображается. Вместо судей – радушная публика. Вместо оценок – аплодисменты. Ну а вместо бассейна – испещренная дырочками, шершавая подвижная платформа, которая на второй минуте музыки заполняется водой, а потом и вовсе уходит из-под ног, оставляя нас в родной среде с температурой 20 градусов. Тело каменеет от холода, но адреналин придает сил. Пока платформа не исчезла в голубой пучине, наш номер происходит на суше вместе с чемпионкой Сиднея-2000 Юлией Барсуковой.

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ» БАРСУКОВА

Юля солирует в центре полукруга. Она по-прежнему виртуозно выполняет прыжки и вращения. На разминке замечаю, как Барсукова, стоя лицом к лестнице, закидывает ногу за спину, цепляется пальцами за перекладину и без усилий прижимает заднюю поверхность бедра левой ноги к спине.

– Как тебе это удается?

– Такие мышцы. Раз растянулась – и на всю жизнь. После перерыва в занятиях, бывает, слегка потянет тело, но не более. Когда ногу наверх поднимаю, такое ощущение, что косточка встает на свое место и нога держится сама собой, – рассказывает Барсукова, складываясь почти пополам. – Вот только после родов со спиной стало тяжело. Будто кол вставили. Исчезла былая мягкость.

– Когда ты стала мамой?

– Два года назад родила сына. Быстро восстановилась – хватило полутора месяцев. Я и сынишку никому не успела показать, как встала на коньки – принимала участие в ледовом проекте. Даже Винер сетует: «Когда бабушке покажешь внука?»

– Сын видел маму в образе гимнастки?

– Брала Артема в зал, готовясь к показательному выступлению на чемпионате мира в Москве. Когда началась моя музыка, я побежала на ковер – смотрю, маленький меня потерял. Глаза несчастные, чуть не плачет. В такие моменты думаешь: «Зачем мне эта гимнастика? Вот же оно – мое сокровище». В конце упражнения, когда меня окружало восемь гимнасток, сынок меня наконец-то заметил в центре. Подбежал, обнял за ногу и вместе со мной принял позу аттитюд.

– То есть твоя жизнь опять связана с гимнастикой?

– Я участвовала в ледовых проектах, в шоу Алексея Немова, танцевала у Гедиминаса Таранды, выступала в айс-шоу в Лондоне. Мы, кстати, даже в детстве с Алинкой (Кабаевой. – Прим. ред.) могли вместо вечерней тренировки убежать на каток в парк Горького. Я уже тогда стояла на коньках, а Алина только за борт держалась.

– Вы с Алиной дружили?

– Жили вместе на сборах и на соревнованиях. Хорошо ладили. Она в ночь перед стартом всегда клала с собой в кровать предмет – булавы или ленту. Обруч ставила у стенки. Примета такая была.

У меня ритуалов не было. Только любила всегда платье пораньше одеть перед выступлением.

Юля застегивает сшитый специально для шоу красный костюм, где юбка доходит до колен – длиннее, чем допускается в спорте.

– Твоя дружба с Алиной не пошатнулась после того, как она потеряла обруч в Сиднее?

– Алина очень расстроилась. Мне казалось, что моей победе не радовались так, как были бы счастливы золоту Алины. Для меня планировалась бронза. Меня не воспринимали как чемпионку. Даже в самолете домой с победой поздравляли Алину, а не меня. Она лишь отвечала: «Я не выиграла».

– Сейчас общаетесь?

– После спорта наши дороги разошлись.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ЛЮ

Автором церемонии открытия стал знаменитый господин Чен (автор шоу Пекина-2008).

В Гуанчжоу сделали ставку на открытие китайцами морских путей. Участников… десятки тысяч! Выход малой доли массовки – словно наводнение. Азиаты маршируют, запевая песни, в мгновение ока раскладывают складные стульчики, синхронно принимаются за еду. Тут и воспитанники школ боевых искусств, бальных танцев, верховой езды, солдаты. Когда главный режиссер звонит руководителю подразделения, его бойцы встают в полукруг и снимают разговор начальника на портативные камеры.

Поражает общая дисциплина.

До начала церемонии я сижу у реки Жемчужной, наслаждаясь видом самой высокой в мире телебашни «Кантон», возведенной ко дню открытия Игр. По задумке господина Чена башня – площадка для фейерверков. Рядом дежурит китайский волонтер Лю.

– Тебе нравится башня? – спрашивает он на ломаном английском.

– Впечатляет, – задираю голову, разглядывая 500-метровую стрелу.

– А мне нет! – удивляет китаец. – И вообще наш народ считает, что эта церемония – лишняя помпезность.

– Но люди покупают билеты на представление. Оно стоит того, чтобы насладиться шоу!

– Ошибаешься. На генеральные прогоны билеты бесплатны. А пропуск на само открытие – участие в лотерее. В Интернете есть программа: вносишь данные своего паспорта и ждешь звонка. Если же отважишься выкупить билет, то он будет стоить более тысячи долларов.

А можно еще вопрос? – спрашивает неугомонный Лю.

– Можно.

– Вам сколько платят за участие в церемонии?

– Тут я отвечать не имею права – по условиям контракта.

– А мы все, собравшиеся здесь, работаем в основном за плошку риса. Нас обязывают – и все. Тут многие живут на острове Хасиньша (где проходит подготовка к церемонии. – Прим. ред.) по полгода в домах, похожих на казармы с трехъярусными кроватями. Кормят три раза в день. Ты, кстати, не голодная? У меня от обеда осталось, – Лю протягивает мне утиную лапку, распространенное лакомство в южном Китае.

Вежливо отказываюсь.

РУЧНАЯ РАБОТА

Самым эффектным номером становится выступление группы скайдайверов, летающих по огромным плазменным экранам. Выступают они перед нами. Номер вызывает фурор. За каждого летающего скайдайвера отвечают по шесть бойцов ушу. Юные борцы держат канат и управляют перемещением людей в воздухе. Летающие человечки, перепрыгивая препятствия, собирают фигуру птицы и качаются на волнах. Все управляется вручную. Механику в Китае заменяет человеческий труд.

Ручная тяга и у пиратского судна из настоящего дерева, идущего прямо перед нами.. По сцене его тащит группа бурлаков – армейцев. Тягачи скрыты несколькими тысячами людей, размахивающих синими полотнами, создающими эффект волн. Корабль раскачивается в штормовом вихре, эквилибристы на палубе выдают трюковые номера.

С первыми аккордами Ланг Ланга на красной ковровой дорожке, что ведет к опускающейся в воду платформе, построились олимпийские чемпионки Сиднея, Афин и Пекина, чемпионки мира. За нами Юлия Барсукова. Мы выйдем в центр. Опустимся на царапающую колени платформу, закроем Юлю шатром из рук. По краям разместятся 32 участницы водного кордебалета. На вытягиваемых из воды лестницах разместятся наши прыгуны в воду. За маневры лестниц головой отвечают 20 китайцев. С тросом в руках они носятся от одного конца трибун к другому, поднимая и опуская группу наших прыгунов.

Сверкают костюмы, горят прожектора. От восторга охают зрители. За нашими плечами – годы трудов и лишений. Но нам повезло: в жизни уже не придется работать за плошку риса.

ИЗ ДОСЬЕ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

Азиатские игры (азиады) – состязание, проводимое каждые четыре года среди атлетов из всех стран Азии с 1951 года. Проходят под эгидой МОК.

С 1986 года проводятся зимние Азиатские игры.

16-е Азиатские игры в Гуанчжоу – самые масштабные за всю историю.

Они проходят с 12 по 27 ноября. В Играх участвуют около 10 тысяч спортсменов из 45 стран, они разыграют 463 комплекта медалей в 42 видах спорта.

Новости. Синхронное плавание