«Я – борец-стайер. Буду идти до конца». Владимир Сальников выдержал атаку прессы
Президент Всероссийской федерации плавания ответил на злободневные вопросы по чемпионату мира в Казани.
* * *
- Я не поддержу тех, кто ударяется в пессимизм, - сразу сказал Сальников. – Считаю, что чемпионат мира удался. Команда у нас была боеспособная, хорошая, молодая, задорная. Атмосфера в ней значительно лучше, чем год назад. Все стремились показать сильные результаты. Но спорт есть спорт. Кому-то удалось, кому-то нет. Но общее состояние меня скорее радует, чем огорчает.
Заслуга всего турнира – впечатление, которое он создал у присутствующих. Отрадно было видеть, как все участники, тренеры, иностранные специалисты отмечают высокую организацию. Надолго останется в памяти, как болели люди на трибунах «Казань Арены». У меня внутренняя гордость, что не только футбол собирает полные стадионы – это возможно и в плавании.
Есть хорошие сдвиги. Сборная России пополнилась молодыми спортсменами. Они выступают в финалах, бьются, набираются опыта. Нельзя открещиваться от юношеских рекордов мира. Я обещал, что без медалей мы не уедем из Казани – к утру воскресенья есть золото, серебро, бронза.
А над своими ошибками мы работаем. Они будут всегда. Главная тема чемпионата – подготовка к Олимпиаде. Наша эстафета справилась с задачей, прошла квалификацию в Рио. Так что общий итог считаю положительным.
- Вы – четырехкратный олимпийский чемпион. Знаете, что такое побеждать, - сказал репортер Андрей Митьков. – 42 комплекта наград. У нас только три медали. Разве это хорошо на домашнем чемпионате мира? Разговоры о молодых – это мы слышим после каждого турнира.
- Вы отрицаете тот факт, что у нас больше попаданий в финал по сравнению с ЧМ в Барселоне? Вы отрицаете прогресс? Я с вами не согласен. Следующий вопрос, - отрезал Сальников.
- Вам нечего сказать?
- Вы какую задачу выполняете? Хотите убедить меня, что все плохо?
- А будет хорошо?
- Будет. Программа подготовки резерва, которую мы начали, дает свои плоды. Ничего не случится за секунду, по щелчку пальцев. Англичанам потребовалось шесть лет, чтобы обновить состав. Сейчас к Олимпиаде у нас будет больше молодых спортсменов, чем где-либо. Сами посчитайте средний возраст нашей команды.
Хочу спросить вас: вы только за плохим следите?
- За результатами слежу.
- Так посмотрите их на юношеских соревнованиях. Смотрите на юношеские рекорды мира. На первые Европейские игры в Баку, где у нас было лучшее выступление в истории. Вы об этом читали?
- У нас юниоры – главная цель?
- А вам не нравится, что 23 раза играет гимн страны? Вам это не ценно? – возмутился Сальников.
- Все-таки мы на чемпионате мира в Казани среди взрослых.
- Так задавайте корректные вопросы. А не убеждайте меня, что нет прогресса.
* * *
- Квалификация в Рио и выходы в финал – то, на что рассчитывала Россия?
- Мы рассчитывали на высший результат. Новые звезды в других сборных мира тут не появились. Они все известны еще четыре года назад. Посмотрите, кто стоит на пьедестале.
Наша задача – не упустить юниоров. Это наше все. Изучите статистику. За этими ребятами будущее. Мы набираем критическую массу, и это приведет к успеху.
- Когда? В Токио-2020?
- Германия, Великобритания, Голландия – вряд ли плавание там развивается плохо. Но когда уходят лидеры, образуется вакуум. Этим, например, объясняется скромное выступление немцев. Ну а англичане разве смогли на лондонской Олимпиаде показать максимальный результат? Мы их там, между прочим, обыграли по количеству медалей и участников финала.
Мы развиваемся по своему пути. Замечательно, что строятся бассейны. Но при этом должна быть конкурентоспособная масса спортсменов и тренеров. Не может быть так, что один пловец отвечает за весь результат. Должна быть длинная скамейка запасных, и она у нас растет.
* * *
- К чему вы идете? К каким статистическим ориентирам? – продолжал Митьков.
- А вы к чему идете?
- К победе России на Олимпиаде.
- И у меня такая же цель. А ваши вопросы тенденциозны. И ваша задача сейчас не в трезвом анализе, а в выполнении какого-то своего задания, которое вы получили. Но я готов только к конструктивному диалогу.
- Так я и спрашиваю, в каком году и на каком турнире наши пловцы выстрелят?
- А вы можете предсказать исход ЧМ-2018 по футболу?
- Там цель – четвертьфинал. У хоккеистов на ЧМ-2016 – выход в финал и борьба за золото.
- У нас всегда одна задача – показать максимальный результат и завоевать медали. Но какими они будут? Тут нет гарантии. За эти медали бьется весь мир. Здесь нет четвертьфиналов как в футболе. И думаю, мы со своей задачей справимся. Без медалей с Олимпиады не уедем, это абсолютно точно.
- Кто ваша надежда, кроме Ефимовой и Морозова?
- А вы смотрели соревнования? В этом году на чемпионат мира буквально с юношеского чемпионата Европы попали сразу пять человек. К Рио будут еще два-три человека. Пригода, Чупков, Рылов – думаю, всех увидим на Олимпиаде. Верю, что и ветераны взбодрятся, поборются за место в команде.
- Что скажете о практике курсовок, когда спринтеры соревнуются между собой за место в вечерних эстафетах?
- Это правильное решение. Ни у кого не вызывает сомнений, когда отбор идет по спортивному принципу. Так поступают американцы, австралийцы. И это самый честный подход, который понимают все спортсмены. Лучший идет в эстафету.
- Владимир Морозов последний этап подготовки проводил в Волгограде. И снова провалил главный старт сезона. Многие видят корень его проблем именно в этом. Может, не принуждать Морозова?
- А у вас есть информация, что его кто-то принуждает? Вы спрашивали самого Морозова?
- Конечно, он не даст честный ответ.
- А почему? Володя – очень порядочный человек. Никто не затыкает рот, тем более лидеру. И если он отзывается о своем этапе подготовки положительно – значит, это так и есть.
Морозов мог показать результат лучше. Что вышло – вы видели. И старался он изо всех сил. Да, произошла обидная дисквалификация за фальстарт. Такое бывает. Не будь ее, возможно, изменился бы ход всех заплывов. Важен моральный климат в команде, который способствует мобилизации всех ребят.
* * *
- Юлия Ефимова не вышла в полуфинал 200 м брассом, где становилась чемпионкой в Барселоне-2013. Вы обсуждали с ней, почему это случилось?
- Я с ней лично не общался. Предполагаю со стороны, что Юля хотела зайти в полуфинал малой кровью. Это нормальное желание спортсмена сэкономить силы после яркой победы на сотне.
У меня был такой же опыт. Однажды я не попал в финал на чемпионате Европы. Не думаю, что Ефимова специально хотела продемонстрировать свою слабость.
- Как вы относитесь к критике со стороны министра спорта Виталия Мутко?
- Здоровая критика никому не вредит. Но нужно рассматривать ситуацию в целом. А не привязываться к одной медали или поражению.
Выдерживаю ли критику? Вы знаете, я – борец-стайер. Никогда не пасовал. И последнюю свою Олимпиаду выиграл вопреки всем ожиданиям.
Буду идти до конца. Ни в какую отставку не собираюсь. Считаю, что у меня еще силы есть. И надо бороться. У нас есть команда единомышленников. Нам удалось создать хороший коллектив. Мы способны решать поставленные задачи.
- Девять лет во главе федерации – не стайерская дистанция? – настаивал Митьков.
- А вы сколько занимаетесь журналистикой?
- Сколько живу.
- Вы уже получили Пулитцеровскую премию?
- Я к этому не стремлюсь.
- А я как раз стремлюсь к лучшим результатам. В этом вся разница, - доходчиво объяснил Сальников.
Полное интервью президента ВФП