«Обычное дело, когда бьют локтем в лицо». Грязные разборки в красивом виде спорта
Обозреватель Sovsport.ru поговорил с главным тренером сборной России по плаванию на открытой воде Алексеем Акатьевым. Повод – скандальчик в финале на 5 км, когда итальянец Марио Санзулло сел на ноги Евгению Дратцеву и помешал ему завоевать бронзу. Российская сторона подала протест, но он был отклонен.
- Вы же по совместительству судья и на церемонии открытия произносили клятву от имени арбитров. Мол, мы увидим хорошее судейство. Но в первый же день чемпионата мира – сразу скандал.
- Давайте будем объективны. Это не скандал. Скажем так, это наше большое желание получить медаль, что вполне нормально.
Но плавание на открытой воде – контактный вид спорта. Идет силовая борьба. Иногда рефери это замечает, иногда – что-то пропускает. А бывает, что спортсмены наносят такие удары, которые не заметит судья.
Лично я не видел инцидента с Дратцевым. Ну судя по всему, там шла нормальная борьба. И так вышло, что досталось Евгению. Представителям ФИНА ничего не скажу, но втайне надеюсь, что и он по-мужски не остался в долгу.
- А почему вы не смотрели видеоповтор?
- Не имеем права по правилам. Это могут делать только рефери из технического комитета. Авторитетные судьи сказали, что не усмотрели там нарушение. Понимаю, это не в нашу пользу. Но что поделаешь?
- Владимира Дятчина в похожей ситуации дисквалифицировали прямо во время Олимпиады в Пекине. А тут мы у себя дома…
- Дятчина тогда за что сняли? Есть такой момент – переплыв через ноги другого спортсмена.
- Подрезка, как на автомобиле.
- За это снимают. Не говорю, что Дятчин виноват. Его могли вынудить к тому, чтобы сделать такой маневр. Но когда идет силовая борьба, люди бьют друг друга локтями, вытесняют из финишного створа – это обычное дело. Маленькие хитрости, которые применяются в полный рост.
- Какой самый лютый контакт был на вашей памяти?
- В самом начале, когда ряд спортсменов прыгает в воду, мне сильно бьют под дых. Перехватывает дыхание, взять воздух негде. Выныриваешь, старт завален. А как это увидят судьи? Мы же под водой.
Не буду называть фамилии и страны, но четко скажу, что в нашем виде спорта очень много некорректных пловцов. Очень много.
- Однажды сняли двух итальянцев. Первый схватил конкурента за ноги на финише, а второй приплыл к медали. Тут рефери решили - это сговор.
- Вполне такое может быть. Но международная федерация ФИНА в нашей стране против нас откровенно судить не будет. Это совершенно точно.
С другой стороны, не хочу обидеть Евгения Дратцева, он честно боролся. Но однажды был история, когда я проиграл какие-то соревнования и дико возмущался: вот, меня засудили! На что тренер заметил: «Алексей, нужно побеждать так, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что ты выиграл. Тогда претензий и вопросов не будет».
Напишите это так, чтобы никак не задеть или обидеть Женю Дратцева. Я его очень уважаю.
- Вы сильно волновались перед церемонией открытия чемпионата мира в Казани, когда нужно было произносить речь перед всем миром?
- Сказать вам сейчас: «Господа, я ни фига не волновался, как на кухню за чаем сходил – произнес клятву перед четырьмя миллиардами людей». Такие ведь цифры аудитории назывались, да?
Это будет бред и сказка. Еще как волновался. Репетировал речь. Сначала нам сказали, что нужно произносить текст по-английски. Я его выучил. Но подозреваю, что возник испуг – исковеркаю сложные слова.
- «Ноу криминалити. У нас будет евро ассоциэйшн».
- Режиссер в итоге сказал: «Нет, ребята, не будем рисковать. Произносим по-русски!»
Перед выступлением мы стояли с Яной Мартыновой, которая читала клятву от имени спортсменов. «Очень страшно», - говорит.
- А что страшнее? – спрашиваю. – Твоя дистанция 400 м комплексом в финале или клятва?
- Конечно, комплекс!
И ей сразу стало легче, и я всё понял.