Пловец в пятибалльный шторм
Четырехкратных олимпийских чемпионов-пловцов у великой морской державы лишь двое. Первому (по времени завоевания наград) в четверг исполнилось 55.
В 16 лет на своей первой Олимпиаде в Монреале Владимир Сальников вспорол рекорд Европы на марафоне – 1500 м. И остановился… в двух широких шагах от пьедестала. Чемпиону Игр и рекордсмену мира американцу Брайану Гуделлу безусый ленинградец уступил безнадежные 27 секунд.
Два года спустя на водный чемпионат всей земли в Западный Берлин воспитанник Игоря Кошкина ехал топить бравого янки в боковой волне. Еще не достигший по заокеанским меркам совершеннолетия Сальников вновь бьет рекорд Старого Света на полторашке. И уже всего секунду уступает лучшему результату Гуделла, но тот… уклоняется от битвы с советским Тарзаном, нырнув под щит эстафеты.
Минуют еще два года. Кажется, от очного поединка уже не отвертеться – но США объявляет бойкот Играм в Москве. Гуделл, который лишь на год и полтора месяца старше главного конкурента из империи зла, но у которого, в отличие от дерзкого русского, в сейфе два олимпийских золота и мировые рекорды на дистанциях-убийцах, вновь может курить бамбук: к Сальникову в столицу СССР достойные конкуренты не долетят. Брайан не понимает, что для Владимира есть конкурент – время. И он сражается с ним и побеждает, впервые в истории планеты преодолевая полтора километра вплавь быстрее чем за 15 минут, утопив на финише рекорд калифорнийца. А две высшие награды на 400-метровке и в эстафете – это не «вишенки на торте». Это гвозди в гроб американских амбиций.
Олимпиада-84 стала – теперь уже из-за советского бойкота – заочной дуэлью с другими терминаторами из США. И на соревнованиях «Дружба-84» у быстрого русского вновь лучшие секунды.
А еще 4 года спустя был Сеул-88. Тогда в возможности феникса у пловца Сальникова почти не верили ни бывший тренер, ни федерация – только жена Марина, ставшая на бортик с секундомером. Он обошел двух немцев с результатом, который на полторы секунды был лучше монреальского рекорда мира все того же Гуделла.
Семь футов под килем, чемпион…