Будь здоров, пловец Попов
Сегодня
легендарныйроссийский пловец, четырехкратный олимпийский чемпион, член МОК и
Олимпийского комитета России Александр
Попов отмечает свое 43-летие.
Побег Супермена после забега Царя
До сих пор помню пресс-конференцию Попова в олимпийской Барселоне после победы на 50-метровке. Там, отвечая английской журналистке, спросившей его о распаде страны, в которой он завоевал первые награды в плавании, Александр, заметив для начала с улыбкой, что вопрос, конечно, интересный, сказал, что готов рассказывать о своей стране начиная с 1917 года… Потом уже в приватной беседе, признался, что ответил так не потому, что увлекается историей, а потому что вопрос был настолько длинным, что он забыл его начало. Пришлось как-то выкручиваться из неловкой ситуации…
С юмором у Александра всегда было все в порядке. Однажды, услышав в сотый раз вопрос о том, есть ли у него любимая дистанция, ответил: « Обожаю плыть мягко и длинно, километра три «прогулочным шагом»…»
«Свою любимую дистанцию» он выбрал не сразу. В жизни так бывает часто, когда одна счастливая встреча или один правильный и своевременный совет в одночасье разворачивают судьбу на 180 градусов. До 1990 года Саша Попов плавал на спине, делал это, по собственному выражению, средненько: был шестым в стране. А потом тогдашний главный тренер сборной Глеб Петров предложил ему переквалифицироваться в кролиста в группе Геннадия Турецкого. А уже в следующем сезоне Попов выиграл три золотые медали на чемпионате Европы в Афинах, после чего о нем, что называется, заговорили.
Еще через годпоследовали две фантастические олимпийские победы в Барселоне и побег после финала стометровки из бассейна 5-кратного чемпиона Сеула-88 супермена МэттаБионди, как символ конца американской гегемонии на дистанции, где они не проигрывали с 1972 года.
Но кошмар для них на этом не закончился: новоявленный «царь спринта», как моментально окрестили Александра журналисты, не позволил им вернуться на трон и через четыре года на их «домашней» Олимпиаде в Атланте…
Как космонавт Крикалев
« В другие времена и под другими небесами Александр Попов вполне мог бы стать национальным героем. Но сегодня его судьба чем-то напоминает судьбу космонавта Крикалева. Пока он устанавливал рекорд длительного пребывания в космосе, на земле рухнул коммунизм, а про него, беднягу, как-то все забыли. Рекорд он установил, но о его приземлении даже не передали по телевидению. По сравнению со славой Гагарина этот разрыв можно измерить, наверное, только в световых годах…».
Это написал французский журнал «Экип» осенью 1994 года. Как к этому тогда нужно было относиться, учитывая, что к тому времени Попов добавил к своим двум олимпийским победам две золотые медали чемпионата мира и четыре – чемпионата Европы, не считая серебряных наград и рекордов мира и Европы? Разве уже этих титулов не достаточно, что стать в своей стране национальным героем? Может быть, автора статьи смутило то, что олимпийские победы Попова состоялись под флагом Объединенной команды СНГ? Или то, что Александр жил в тот момент на Зеленом континенте, куда приехал вслед за подписавшим контракт с австралийской федерацией плавания Геннадием Турецким? Но, наверняка, даже журналисту столь престижного издания не дано было предугадать, сколь блестящая серия громких побед была у Попова еще впереди.
Марк Спитц: Надо быть Поповым!
«В Атланте номер один буду я! Попова не будет там нигде», – заявил на
чемпионате мира-94 серебряный медалист на 50 и
« Если бы мы еще обыграли их и в эстафете, американцы этого не пережили бы и внесли предложение, исключить плавание из Олимпийских игр. Но по голове они тут все равно получили…», – присущим ему юмором прокомментировал эти слова сам Александр после «серебряного» заплыва сборной России на дистанции 4х100 метров.
«Поскользнулся» на арбузной корке, чтобы снова побеждать
Но вскоре после атлантской Олимпиады по голове в буквальном смысле получил сам четырехкратный олимпийский чемпион, попавший вечером 24 августа 1996 года в переделку, едва ни стоившую ему жизни. В тот день, находясь в Москве, он вместе со своим отмечавшим день рождения приятелем вышел проводить будущую супругу Дарью Шмелеву и ее подругу до стоянки такси. «Гражданка Г. 1972 года рождения, – как было потом написано в сводке Управления криминальной милиции, – бросила арбузную корку в брезентовую палатку, где находились торговцы арбузами. Между ними и друзьями гражданки Г., среди которых был Александр Попов, произошла ссора, перешедшая в драку, в результате которой Попов получил ножевое ранение и был доставлен в больницу в тяжелом состоянии».
«Прежде я не мог понять, верю я в Бога или нет, – рассказывал потом Александр. – А тут эта история… Во-первых, один из кавказцев пытался ударить меня булыжником по голове, но камень прошел по касательной, лишь поцарапав кожу. Во-вторых, нож, вонзившийся в тело на 15-сантиметровую глубину, не задел радикальным образом жизненно важные органы. В-третьих, мы сразу поймали частника, хотя они по ночам не подбирают большие компании. Тогда я пришел к выводу, что Господь меня спас…»
А также – дежуривший в ту ночь заведующий хирургическим отделением 31-ой московской городской больницы АвтандилМанвелидзе и Даша Шмелева, глаза которой были первыми, что увидел Александр, очнувшись после наркоза…
Выписавшись из больницы, он покрестился в подмосковной церквушке и увез в Канберру Дашу, где они сыграли свадьбу весной 1997 года.
24 августа того же года, ровно через год после ранения, Попов завоевал четвертую за четыре дня соревнований золотую медаль на чемпионате Европы в Севилье, заявив после этого, что он вряд ли бы остался в плавании после Игр в Атланте, если бы… его не саданули ножом. Большего стимула сумасшедшему желанию вернуться в спорт победителем, по его словам, трудно было придумать…
Потом было еще серебро на Олимпиаде-2000 в Сиднее, четвертые в карьере Игры в Афинах… В 31 год в счастливой для себя Барселоне вернул себе звание чемпиона мира на двух любимых дистанциях, в том числе и самой престижной стометровке. Вновь победил самых быстрых, самых отчаянных и самых элитных пловцов. Блестящая карьера! Настолько, что все эпитеты меркнут перед списком его наград!