Чемпион мира… на 90 м. Владимир Морозов был близок к золоту, но на финише встал
Такого обидного, дичайшего поражения я не припомню! Владимир Морозов мог выиграть королевскую гонку – 100 м вольным стилем. Это был бы величайший триумф. Но на последних метрах у Володи резко кончились силы.
ЭДРИАН ПОД ПРИЦЕЛОМ
В университете над кроватью Морозова висела фотография Натана Эдриана…
Эту историю я вспомнил, когда увидел результаты отбора на королевской дистанции – 100 м кролем. Морозов вышел в финал с четвертым временем (48,20). Первый – Эдриан (47,95). Один из лучших американских спринтеров, многократный олимпийский чемпион. Натан побеждал в кролевых эстафетах 4х100 м в Пекине и Лондоне, в комбинированной эстафете на последних Играх. И главное – в королевской гонке в Лондоне (47,52), где Эдриан умыл очевидных фаворитов, включая австралийца Джеймса Магнуссена (47,53).
Так вот, Вова Морозов в первый год учебы в университете Лос-Анджелеса повесил на стене изображение Эдриана с нарисованным прицелом. Побить этого пловца стало его целью. И вот они вместе в финале…
Не буду лишний раз напоминать, как Морозов выиграл золото на 50 и 100 м кролем на прошлогоднем чемпионате мира в Стамбуле. То была «короткая вода». Но на полтиннике Володя дернул (20,55) олимпийского чемпиона Флорана Манаду (20,88). А на сотне (45,52) вообще установил рекорд турнира, потрясающе проплыв первый этап эстафеты.
РОСТ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ
Со времен Александра Попова у нас не было такого гениального кролиста. Но возникали два вопроса. Как Морозов поплывет на длинной воде, где совсем другая специфика? И сможет ли он при среднем росте составить конкуренцию двухметровым спринтерам как тот же Эдриан (198 см)?
– Во время старта я не думаю о соперниках, – сказал мне однажды Владимир. – Нужно быть полностью сконцентрированным на дистанции. И мне помогает, что с детства я был ниже, чем остальные. Просто к этому привык. Спортсмены, которые выше и больше, – они обычно тяжелее. Из-за этого глубже уходят под воду, выше ее сопротивление, и скорость падает. В плавании рост вообще-то не имеет значения, – заключил Морозов.
Ну а по поводу 50‑метрового бассейна… На дистанции 4х100 м кролем россиянин показал 47,40, приняв эстафету на третьем этапе с живого старта. После этого рассказывал:
– Я проплыл с нормальным результатом. Но допустил грубую ошибку, задав темп на первом полтиннике. За всю историю сотни кролем не было такого слабого темпа!
Скорее всего тут проблема с психологией. Я выступал в Казани, и там не было сильных соперников. Утром в эстафете не плыл. А вечером попал в компанию лучших атлетов мира и не смог найти нужную концентрацию. Получилась бронза, но я расстроился. Мы не показали лучшее время, а я должен был плыть сильнее.
МОРОЗОВ:Я НЕ РАССЧИТАЛ СВОЮ БЫСТРОТУ
На этот раз на первом полтиннике Морозов задал такой темп, что все чуть с ума не сошли!
Да, этот финал войдет в историю российского плавания. Как великая радость, которую сменило громадное разочарование. С круглыми глазами все смотрели, как плыл Владимир Морозов. Первый полтинник – за 21,94 секунды, обгоняя ленточку мирового рекорда, которая бежала на табло! Морозов подмял ее под себя, летел к своему золоту Барселоны.
А на второй половине просто встал. Его громадный отрыв для сотни – 0,46 секунды – растаял в момент. И на последних десяти метрах, как цепные псы, вперед вырвались Магнуссен, американцы Джеймс Фейген и Эдриан…
Только пятое место.
Глядя на раскладку финала, видно вот что. Морозов показал самую быструю реакцию (0,59) при старте с тумбочки, что сразу же дало ему фору. Но второй полтинник он проплыл за 26,07. Худшее время среди финалистов. И вообще кошмарный результат.
По микст-зоне Морозов не шел – хромал. Я даже испугался: «Травму ноги получил?» – «Нет, просто забились. Очень больно».
Говорить Володя не хотел – нужно было прийти в себя. Но полминуты все-таки дал.
– Я шел ва-банк в этом финале. Решил рискнуть, – кивнул головой Морозов. – Подвело то, что слишком быстро начал. И устал. Не думал, что получится такой старт. Я просто не рассчитал свою быстроту.
ЕФИМОВА: ХОТЕЛА УСТАНОВИТЬ РЕКОРД МИРА
А перед королевской гонкой, в полуфиналах на 200 м брассом, разыгрывались бразильские страсти. Датчанка Рикке Педерсен установила мировой рекорд, выдав 2.19,11. И заплакала, выходя из воды, – результат шокировал даже ее.
Я же вспомнил слова президента Всероссийский федерации плавания, четырехкратного олимпийского чемпиона Владимира Сальникова: «После отмены резиновых комбинезонов провели исследования. Самая большая вероятность того, что мировые рекорды падут, была именно в женском брассе и длинном кроле».
Во втором полуфинале Юлия Ефимова показала свое лучшее время, выплыв из 2.20 (2.19,85). Все шикарно, но тут Юля – снова вторая. Напомню, что на сотне брассом тоже мировой рекорд установила 16‑летняя литовка Рута Мейлутите. И хотя Ефимова бурно прогрессирует, с соперницами ей дико не везет. Это какие-то амазонки!
– Такой и была ваша тактика – проплыть в полуфинале по личному рекорду?
– Практически да, – сказала Ефимова. – Это ведь был бы рекорд мира, который равнялся 2.19,59. Но прямо передо мной его успели побить. Так что немножко не получилось.
– Вы помните, когда еще было такое, что обе ваши соперницы в полуфиналах установили мировые рекорды?
– О чем вы? Такого не было! Я поражаюсь: «Что ж так не везет?» Только набрала прекрасную форму, готова абсолютно. Но находится кто-то лучше меня. Главное, совсем недавно мы плыли с одинаковой скоростью. Я прибавляю, однако они делают это лучше!
– Бороться с Педерсен реальнее, чем с Мейлутите?
– Думаю, да.
– У вас получился отличный старт. Ваша новая тактика?
– Так тренер велел. Утром меня сильно отругал за то, что я откупывалась на первой половине дистанции. «Что это было такое? Нельзя так вяло начинать!» Я сделала выводы.
– Что думаете о финале Морозова?
– Я смотрела, как плыл Володя. Очень жалко. Видно было, как у него силы кончились. Он рискнул, начав быстро. И недотерпел…
– Тяжело, что Универсиада совпала с чемпионатом мира?
– Если честно, то да. Два высоких старта идут подряд. Что ж, надо учиться плавать. Конечно, мне не хотелось лететь в Казань. Потому что там не выступал никто из основных спортсменов. Все готовились к чемпионату мира. Но нас принудительно заставили ехать на Универсиаду. Потому что Россия обязательно должна выиграть.
– Так зачем вы выходили на пик в Казани? Победили бы там даже растренированными.
– А никто не выходил. Никто там особо не старался. Мы золото и так брали. Но поймите, если бы соревнования получились короткими – одно дело. А когда заплывы и утром, и вечером – это достаточно тяжело.
Анатолий Журавлев: Медаль от Синькевича у нас запланирована
Россиянин Морозов - пятый на чемпионате мира на 100-метровке кролем