Вот кто-то с горочки спустился… Настя Зуева завершила работу в горах Цахкадзора и плыла в Риме «под нагрузкой»
16 ЛЕТ БЕЗ ПОБЕД
В апреле накануне чемпионата России, где шел отбор на Олимпиаду, главный тренер сборной Андрей Воронцов осторожно заметил: «Наш план на Лондон – семь медалей любого достоинства. Но даже если возьмем одно золото, это станет прорывом. Ведь последний раз наши пловцы становились первыми на Олимпиаде аж в 1996 году – отличились Александр Попов и Денис Панкратов. Болельщики заждались больших побед».
Где оно, наше золото? Вариантов много – все-таки 32 комплекта медалей. Но самый реальный – один. Точнее, одна: Анастасия Зуева. Не нагнетаю ажиотаж, просто изучите лучшее время сезона.
50 м на спине (неолимпийская дистанция) – 27,54.
100 м – 58,97.
200 м – 2.06,59.
Все три результата – Зуевой. Так она плыла в апреле на чемпионате России. Правда, еще не показала себя 17‑летняя Мелисса Франклин, которой в том году принадлежало сильнейшее время на 200 м (2.05,10) – в Штатах отборочный чемпионат только в конце июня. Зато вчера в Риме плыла японка Айя Теракава, одна из главных конкуренток Насти.
В утренних заплывах Теракава поразила тем, как она чисто выполняет старты и повороты. Четкий мощный толчок от бортика, и Айя выныривает на гладь воды самой последней, привозя соперницам уже ко второму «полтиннику» целый корпус.
Японка показала лучшее время (1.00,72), Настя стала второй (1.01,12). Расклад сил не изменился и вечером, в финале: 59,42 у Теракавы – новый рекорд «Семи холмов», 1.00,35 – у Зуевой.
– Мы только пять дней назад вернулись из Цахкадзора, – сказала Настя в микст-зоне. – Ощущения непонятные. Плывешь и не можешь контролировать себя. Мышцы то болят, то нет. Вроде не яма, но очень трудно. С гор нужно правильно спуститься и вовремя стартовать. Желательно на первый или третий день, когда организм еще не перестроился. А теперь все тяжелее и тяжелее. Я показала неплохое время для такой ситуации. Но хотела проплыть лучше.
– Что скажете о Теракаве?
– Одна из главных моих конкуренток наравне с Франклин. Не знаю, в какой форме находится Айя, на каком этапе подготовки. Но результат сильный. У нее отточенная техника. Знаю, что на Теракаву работает целая команда – врачи, массажисты. У японцев очень хорошее восстановление. А с нами в Рим только главный тренер приехал…
КОЗЛОВА: В ПЕКИНЕ НЕ БЫЛО ОПЫТА
Утром мы сидели на бортике вместе с Натальей Козловой – личным тренером Зуевой и говорили о Насте.
– Теперь у нас есть опыт Олимпиады, – рассуждала Козлова. – Тогда, в Пекине, мы не знали чего ждать. Бывает, конечно, что молодые выстреливают. Вот Настя в 2008‑м впервые поехала на взрослый чемпионат Европы и сразу же победила, установив рекорд. Это все на голову свалилось. Зуева ведь была первой в отборе Пекина на 100 м, шла с лучшим результатом. Но последний шаг сделать не удавалось.
Надо знать, как строить дистанцию. Сейчас мы обращаем внимание на вторую половину, чтобы не сбиваться и правильно раскручиваться к финишу.
Давление есть, но плохо, что у нас таких пловцов, как Зуева, – единицы. От нее все ждут побед. Настя и сама понимает ответственность. Я очень рада, что с нами в Лондон поедет психолог Горбунов. Это прекрасное решение.
– А немецкий врач, который лечил спину Зуевой?
– Он едет на сбор. На Олимпиаде будет жить не с командой, но мы знаем, что в любой момент можно обратиться за помощью. Это очень важно. Когда с тобой случилось несчастье (в 2010 году, перед чемпионатом Европы в Будапеште, у Зуевой вылетели позвонки. – Прим. ред.) и доктора сказали: «Если хочешь жить, то уходи из спорта», а тебя врач поставил на ноги за считанные месяцы – это не забыть никогда. Вера в человека так велика, что она окрыляет.
«МОЖЕТ, С МАЛЬЧИКАМИ ПОПЛАВАТЬ?»
– Однажды вы сказали: «Настя любит всех вокруг, и это ей мешает плыть». Считаете, что Зуевой не хватает спортивной злости?
– Эта черта у нее есть. Вроде бы кажется со стороны, что веселая девчонка. Но настроиться на старт умеет. А бывает, что пловец серьезный, необщительный. Прыгает с тумбочки – и ничего сделать не может. Кисель…
Настя не из таких. Хотя я говорила ей: «Перед стартом не трать энергию. Замкнись в себе». – «Я так не могу. Мне надо с кем-то поговорить».
– Многим американцам свойственен универсализм. О Франклин говорят, что она может завоевать шесть золотых медалей в Лондоне.
– Мы не умеем хорошо плыть сразу несколько дистанций. Это ведь в детстве закладывается. Настя пришла ко мне в 15 лет. С ее физиологическими данными был простой выбор – кроль или спина.
До меня Зуева больше плавала вольным стилем. Но я положила ее на спину, и все получилось хорошо.
А вообще у нас детям не закладывают функциональную, физическую базу. И я благодарна первому тренеру Насти – Владимиру Зайцеву за то, что он не «выжал» девочку. Бывает же такое, что юниоры уже в 15 лет на воду не могут смотреть.
Минус в том, что Зуевой не хватало «физики». Например, она не могла отжиматься. Но плюс – Настя была восприимчива. И с охотой включилась в работу.
– Вас радует, что Зуева такая послушная? Вы не поехали на майский чемпионат Европы, хотя Анастасия хотела. И она говорит: «Как тренер скажет, так и будет».
– Настя только в этом году такая. У нас по-разному в работе случается. Но я считаю, что тренер должен слушать своих спортсменов. На высочайшем уровне ведь плавают. И советоваться необходимо. Мы часто разбираем тренировки вместе.
Век живи – век учись. Ученик растет, и тренер прибавляет в опыте. Иначе Зуевой станет неинтересно со мной, если я что-то новое давать не буду. Помашет ручкой и скажет, что пошла к другому наставнику.
Хотя и сейчас Настя говорит, что хотела бы потренироваться за границей. Но сомневается: «Наверное, в Америке не выдержу». Может, после Олимпиады придется нам вместе поездить на сборы к иностранцам.
Но размениваться нельзя. Если ехать к тренеру, то он должен быть выше уровнем. Их, детей, почему ведь за границу тянет? Они хотят поменять обстановку. Отношение к тренировкам. Поплавать со звездами.
Спрашивают, поедет ли Зуева на Кубок России в Рузу в конце июня. Но это не ее уровень! Важно соревноваться с сильнейшими. Может, надо Настю ставить в заплыв с мальчиками…
– Не обидятся мальчики, если их девушка победит?
– Это всем только в плюс.
«НАСТЯ СКАЗАЛА, ЧТО ХОЧЕТ УЙТИ»
– Почему у России с 1996 года нет золотых медалей на Олимпиаде?
– Говорю же, все закладывается в детстве. Раньше плавание входило в школьную программу. Было много спортивных классов. А теперь у нас бассейны с мая закрываются на профилактику.
Тем не менее хватает талантливых юниоров до 17 лет. Но они куда-то пропадают. Потому что толком нет студенческого плавания. Нет перехода от юношей во взрослый спорт. А ведь на этом держатся США. Там борьба идет – если ты лучший пловец университета, то у тебя бесплатное обучение…
– Задумывались о том, что будет после Лондона?
– Настя как-то сказала, что хочет завершать.
– В 22 года?!
– Я ей говорю: «Милая моя, тебе сколько лет?». Понятно, что Настя это на эмоциях говорит, после больших нагрузок. Верю, что останется.