Серебряный призер ЧМ Владимир Дятчин: В воду мне кинули банан
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА
ПЛАВАНИЕ НА ОТКРЫТОЙ ВОДЕ. 25 км. ЖЕНЩИНЫ, МУЖЧИНЫ
Владимир Дятчин поставил точку в выступлении наших марафонцев в Шанхае – выиграл серебро и вывел сборную России на первое место в рейтинговом зачете на открытой воде. Корреспондент «Советского спорта» поговорил с Дятчиным о заплыве, Олимпиаде, утках и Фелпсе, а также о значке депутата.
«ВОТ ЭТО ШЛЯПА!»
— Вот это шляпа! – выдохнул Дятчин, когда, пошатываясь, вышел из моря.
Шляпа – она же труба, она же атас – описывала предельную усталость Володи после убийственного марафона на 25 км. Некоторых соперников без чувств тащили на носилках. Кто похитрее (например, итальянец Клери), на середине дистанции просто сходили, и их подбирал катер.
— Конечно, я хотел за золото побороться. Но упустил болгарина, — сказал Дятчин. – Покормился на последнем понтоне – стало полегче. Но Стойчев уже создал отрыв в 20 секунд. И я понял, что его не достану.
— «Советский спорт» писал, что заплыв могут прекратить, если температура воды зашкалит за 31 градус…
— Да, я держал это в уме. Шел вторым-третьим. А когда после половины дистанции нам сообщили, что вода уже нагрелась до 31 градуса, то рванул вперед. Думал, что финиширую первым к 20 км и заплыв остановят. Но его решили довести до конца. Это был самый тяжелый момент. Силы уже сжег и думал, что отвалюсь от группы. Слава богу, открылось второе дыхание.
— Вы уже ветеран марафона на 25 км…
— Два года назад в Риме взял бронзу чемпионата мира. Вообще-то моя дистанция – 10 км. Но я пришел в марафон, когда еще плавал Алексей Акатьев. Он всегда был для меня примером. А когда Акатьев победил на ЧМ-1998 в Перте на 25 км с большим отрывом, я был потрясен. И решил, что когда-нибудь попробую себя в таком заплыве.
Жаль, пока золото не взял. Но вот Стойчев впервые выиграл в 34 года. Так что у меня все впереди. И, надеюсь, супермарафон введут в программу Олимпиады.
— Это самая теплая вода, в которой вы плавали?
— Обычно в Дубае бывает горячее. Там дико печет. 40 градусов на воздухе, 32 — в воде. Поэтому в прошлом году в ОАЭ во время заплыва скончался американец Фрэн Криппен.
Тут старт назначили на 6 утра. Я поспал часов пять. Это мало, конечно. Зато первые три часа проплыли нормально. А вот потом пришлось тяжко из-за духоты.
— Позавтракать успели?
— Это да. Плотно так. Съел яичницу, три бутерброда... Тогда, в Риме, я тактически ошибся, что не брал подпитку. Но сейчас во время заплыва выпивал баночку энергетической еды (есть такая новая разработка). А еще тренер кинул мне два банана.
— Как Роберто Карлосу?
— Немного не так. Банан клали в стаканчик и протягивали мне на удочке.
ФЕЛПС И УТКИ
— Каковы впечатления от Шанхая?
— Китай для меня – непокоренная вершина. Сколько тут ни выступал – этапы Кубка мира, ЧМ, Олимпиада, – никогда не брал золото. Шестой, девятый, четвертый… Три года назад в Пекине вообще дисквалифицировали.
Помню, как в 2007-м приехал в ранге чемпиона мира, лидировал в Кубке мира. И стал восьмым. Иностранцы обалдели. А я сам не знаю, что со мной произошло. Но, может, и хорошо, что стал в Китае девятым на «десятке». Поеду в Лондон как темная лошадка.
— Вы знаете, в каких условиях поплывут на Олимпиаде?
— У меня друг в Англии учился, сейчас по бизнесу туда ездит. Он рассказал, что это маленькое озеро в Гайд-Парке. Шесть кругов по 1,66 км. Трассу еще не видел. Но, говорят, она не прямая, а буквой «Г». Все на виду у публики.
Большой плюс в том, что там вода не выше 20 градусов. Это не Китай, где плывешь вареным!
— Как думаете, мог бы Майкл Фелпс выступать на открытой воде?
— Многие об этом спрашивают. Вот Грант Хаккетт пробовал – и ничего не получилось. А Дэвид Дэвис пришел из бассейна и выиграл серебро Олимпиады.
Вообще с классической техникой сложно плыть марафон. Шанхай – здесь гладкая вода, тепличные условия. Хотя когда плывешь, то чувствуешь вкус бензина во рту. Тут два нефтезавода расположены по соседству.
А вот в Лондоне нас ждет грязное холодное озеро. Утки наверняка плавают, лебеди. Однажды я выступал в Бирмингеме – на воздухе было 25—30 по Цельсию, но вода оказалась 16 градусов. Гребной канал, где полно уток. У меня очки протекли, и начался конъюнктивит. Неделю болел глаз. Не думаю, что Фелпсу понравятся такие условия.
«МАРАФОН – СПОРТ ДЛЯ МУЖИКОВ»
— Англичане здорово прибавили к Лондону? Кери Пэйн теперь фаворитка на 10 км.
— Это потому, что Ильченко ушла. Пэйн была второй на Олимпиаде, в Риме стала чемпионкой. Британка плывет на своем уровне. А у парней они потеряли сильного бойца – Дэвиса.
— Марафонское плавание – спорт возрастных?
— Точно. Пик приходится на 28 лет. Вот грек Янниотис победил на «десятке» – ему 31.
— Выглядит на 40.
— Это потому, что в Греции лютое солнце. Кожу старит… Чтобы хорошо выступать на открытой воде, нужно быть мужиком. Мальчики тут редко чего добиваются.
К тренировкам надо тоже подходить с умом. После Пекина я отдыхал полтора года. Вернулся на большом подъеме. Пахал на каждой тренировке. Но сейчас нужно работу строить с балансом. Побольше отдыхать. А вот молодые об этом не думают.
— Вам сейчас 28 лет. Представляете, что доплывете до Рио-де-Жанейро?
— Вполне возможно. Но об этом я после Лондона скажу.
— Или в бизнес уйдете?
— Мне есть чем заняться после спорта. Отец строит дома в Тольятти. Правда, там есть проблема – люди не покупают квартиры. Нет денег. Но в родном Липецке тоже можно бы начать стройку. Еще меня в политику приглашают. Отвечать за спорт в «Единой России». Вхожу в политсовет. Осенью пройдут выборы. Может, стану депутатом.
— Вас узнают в Липецке?
— Ну да. Даже мои плакаты иногда висят по городу. На улицах пальцем не показывают. Но в магазинах иногда здороваются…
— За покупки деньги не берут…
— Я не настолько популярен!