Светлана Журова: Дело Пехштайн - пример двойных стандартов
На днях российская Госдума приняла антидопинговые поправки к Закону «О физической культуре и спорте в РФ». Но пока наши законодатели закручивают гайки, швейцарский верховный трибунал принял беспрецедентное решение: позволил конькобежке Клаудии Пехштайн, дисквалифицированной за употребление запрещенных препаратов, принять участие в этапе Кубка мира. Там отлученная от спорта немка может завоевать путевку на Олимпиаду в Ванкувере! И это при том, что 25 ноября спортивный арбитражный суд в Лозанне утвердил двухлетнюю дисквалификацию одной из самых титулованных спортсменок. Прокомментировать эти два события мы попросили олимпийскую чемпионку, вице-спикера Госдумы Светлану Журову.
- То, что антидопинговые поправки были приняты накануне Олимпиады, это совпадение или этот пакет готовился целенаправленно к Играм?
- Это планомерная работа, и мы не форсировали ее в связи с Ванкувером. Несколько месяцев назад я встречалась с директором Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Тогда гремели допинг-скандалы с участием наших спортсменов, и нам важно было убедить ВАДА, что мы не просто осуждаем попытки обмана в спорте, но готовы на самые решительные действия и проводим политику на ужесточение законодательстваѕ
- Существовала ли реальная угроза санкций в целом к России со стороны МОК и других международных спортивных организаций?
- Санкции - это вопрос договоренностей и дипломатии. Если выполнять требования ВАДА, то карательных акций такого рода не будет. Но я приведу пример: на слушаниях в Думе выступала наша олимпийская чемпионка Светлана Ишмуратова, которая рассказывала о правоприменительной практике. По ее данным, у нас есть ряд спортсменов, дисквалифицированных за употребление допинга, которые не только продолжают тренироваться за государственные деньги, но и за счет бюджетного финансирования выезжают на сборы за границу. Вот такие вещи вызывают жуткое раздражение со стороны ВАДА и мировой спортивной общественности и грозят крайне серьезными последствиями.
- Тем не менее Клаудии Пехштайн разрешили участвовать в олимпийском отборе на том основании, что она будет подавать апелляцию. А наши биатлонистки Юрьева и Ахатова, которые также оспаривают свою виновность, такой возможности не имели. Разве это не проявление двойных стандартов?
- Я могу сказать, что у Клаудии хорошие адвокаты, раз они нашли зацепку. А у ВАДА, видимо, нет 100-процентных доказательств. И мне кажется, что в случае с нашими девушками-легкоатлетками, которых обвиняли в подмене проб, российские чиновники могли бы добиться аналогичного результата. А в целом, вы правы, здесь можно говорить о двойных стандартах.
- В чем суть антидопинговых поправок?
- Мы наконец-то сформулировали, что входит в понятие «допинг»: это не только запрещенные препараты, но и подмена проб, и склонение спортсмена к употреблению этой гадости... Кроме того, не были прописаны полномочия РусАДА и Министерства спорта. Теперь мы можем вносить поправки в Кодекс административных правонарушений, ужесточая наказание и расширяя круг ответственных лиц: если спортсмена пичкали анаболиками тренер и врач, они будут наказаны. Мы не могли вносить эти меры на рассмотрение сразу, поскольку получили бы отрицательное заключение правительства. Нам совершенно справедливо указали бы на неграмотное оформление правовой базы.
- До Олимпиады новые административные санкции будут утверждены?
- Мы не успеем это сделать. Эти поправки запланированы на весеннюю сессию. Нарушители антидопингового законодательства в Ванкувере, если таковые будут, ответят по нынешнему кодексу.