Сталь, карбон и силикон. Что нужно Павлу Кулижникову для мировых рекордов
Глава технического комитета Союза конькобежцев России Александр Кибалко
рассказал Sovsport.ru на каких
коньках и в каком комбинезоне бегает мировой рекордсмен Павел Кулижников.
В прошлом у Александра Кибалко – многочисленные рекорды России, участие в трех
Олимпиадах, победа в Кубке мира и в многоборских чемпионатах Европы и мира на дистанции
Лезвия. Викинги и «клены»…
– В мире профессионального конькобежного спорта есть два основных производителя лезвий: голландский Viking, и – несмотря на название – голландский же Maple («Клен», символ Канады – англ.), – рассказывает Кибалко. – Другие бренды тоже присутствуют, но подавляющее большинство спортсменов выбирают коньки двух упомянутых фирм. На Олимпиаде в Сочи соотношение конькобежцев, использующих Maple и Viking, было примерно 50 на 50. Медалей больше завоевали «Викинги» – 29 против 21. Но Кулижников бегает на «Мэйпл». Тут все зависит от индивидуальных предпочтений – кому что более комфортно. В сборной нет единого поставщика лезвий. Я, например, всю карьеру выступал на Viking – ни на чем другом бегать не мог. При этом каких-то специальных конструкций, моделей, разработанных и произведенных строго под конкретного человека, нет. Грубо говоря, Кулижников ставит свои рекорды на коньках, которые доступны любому его сопернику и которые можно купить в магазине.
Хитрый «кляп»
– Лезвия нынешней конструкции
были не всегда. Я, например, начинал заниматься на таких, – показывает Кибалко
конек старого типа, производства «Локомотива» 1968 года, лезвие которого
жестко прикреплено к ботинку в трех местах. – Мы их называли «ножами» и «гагами». «Гагами» потому, что их изобрел и производил в Гааге
родоначальник компании Viking Яп Хавекотт. А потом эти же голландцы изобрели «кляп» – схему, при которой лезвие крепится в передней части с помощью шарнира, а задняя
часть остается подвижной. Теперь при каждом шаге угол отрыва конька от
поверхности льда становится меньше – больше не приходится «зарываться», ковырять
лед мыском. И при этом, толкаясь, ты увеличиваешь «производительность» каждого
своего шага на 15-
Овал и загиб
– В шорт-треке лезвие сильно смещается влево относительно центра ботинка. В коньках такого нет, – продолжает Александр. – Но из-за больших скоростей конек загибают под поворот. Этому мы, кстати, научились у того же шорт-трека. Есть специальные прокатные станки, которые позволяют добиться нужного результата. Оптимальный радиус загиба определяют спортсмен и тренеры. В принципе, его можно менять хоть от забега к забегу, но делать это нельзя – ощущения спортсменов слишком тонкие, и такие эксперименты пойдут во вред результатам.
Другой важный аспект – заточка и шлифовка лезвий. Опять же, есть специальные станки, в которых конек крепится лезвием вверх, и конькобежец либо техник команды различными камнями полируют металл до зеркального блеска. Процедура заточки требуется практически перед каждым стартом и занимает минут 10-15. Из-за того, что лезвие в этот момент зажато, будто в тисках, его изгиб, следуя законам физики, может меняться – тогда приходится снова его загибать. Хотя станки для вытачивания бывают разных конструкций, самые современные позволяют избежать такого эффекта.
Наконец, еще один важнейший
параметр лезвия – овал. То есть, скругление от переднего края к заднему. В
конькобежном спорте оно минимально. Скажем, если сложить из наших коньков круг,
его радиус составит
Ботинки. Слепок по ноге
– Лезвие – лишь половина конька, – добавляет Кибалко. – Не менее важен и ботинок. Тот, что я вам показываю –
стандартный, заводской. Но и его можно подогнать под конкретного человека. Этот
ботинок сделан из термоформируемого карбона – разогреваешь в специальной печи,
надеваешь на ногу, делаешь слепок по стопе, «мнешь» в нужных местах – готово!
Хотя профессионалы высшего уровня, конечно, идут другим путем. Заказывают
специальные ботинки полностью ручного производства у специалистов, которых по
пальцам одной руки можно пересчитать. В основном такие живут в Канаде, США и
Голландии. Хотя в России тоже умельцы есть. Например, Денис Юсков (двукратный и действующий чемпион мира на дистанции
Комбинезон. Пять типов материала
– Еще одна ключевая часть экипировки конькобежца, – продолжает Александр. – Тут тоже не все просто. Есть простые комбинезоны из лайкры. Но самые лучшие, в которых выступают ведущие спортсмены, шьют из пяти различных материалов на основе той же лайкры и силикона. Они сконструированы таким образом, что помогают сидеть в посадке – оптимальной позе для бега. Буквально «стягивают» тело атлета. При этом жесткие вставки под комбинезон запрещены. А основной упор делается на максимальную гладкость поверхности. Единственное исключение – зоны предплечий и голени, которыми конькобежцы совершают маховые движения. Видите, какая тут текстура ткани – вся в мелких выемках? Похожа на мячик для гольфа.
Именно поэтому он так далеко летит – создается хитрая турбулентность. Гладкий бы так не улетел. Похожая технология и у конькобежцев. Единственный минус подобных комбинезонов – они не дышат. То есть, спортсмен серьезно потеет. Но с этим приходится мириться. Одна из причин неудачи сборной США в Сочи – они разработали к Играм-2014 новые костюмы с отверстием для вентиляции на спине. Только это решение не лучшим образом повлияло на аэродинамику комбинезонов и в итоге американцы остались без медалей.
Цена вопроса
– Давайте считать, – подытоживает Кибалко. – Комплект лезвий – порядка 700-800 евро. Хватает их при правильном уходе на два сезона. Пара ботинок ручной работы – еще 2000 евро. Комбинезон – 350 евро. И их нужно минимум два на год, хотя топ-атлеты уровня Свена Крамера используют по 8-10. Плюс разминочные костюмы с системой самосброса, как у лыжников – когда можно снять штаны, не разуваясь. Конечно, сейчас мы говорим о мировых лидерах, но любой спортсмен, выполнивший норматив мастера спорта, по-хорошему должен покупать коньки за 50-60 тысяч рублей. Дорого? Конечно! Только так было всегда. В советское время, в 1980-х, пара стоила 1500 рублей. Машину можно было найти за эти деньги! Вот люди и думали, что им делать – копить на «Жигули», на дачу, или на коньки…