Сталь, карбон и силикон. Что нужно Павлу Кулижникову для мировых рекордов

Глава технического комитета Союза конькобежцев России Александр Кибалко рассказал Sovsport.ru на каких коньках бегает Павел Кулижников
news

Глава технического комитета Союза конькобежцев России Александр Кибалко рассказал Sovsport.ru на каких коньках и в каком комбинезоне бегает мировой рекордсмен Павел Кулижников.

В прошлом у Александра Кибалко – многочисленные рекорды России, участие в трех Олимпиадах, победа в Кубке мира и в многоборских чемпионатах Европы и мира на дистанции 1500 м (2001 год) и еще много других достижений. Сейчас  у него – своя фирма K4SPEED (по-английски читается как «Ключ к скорости»), которая занимается изготовлением и продажей  экипировки для конькобежного спорта и шорт-трека, а так же должность главы техкома СКР. Именно Кибалко отвечал за снаряжение конькобежцев и шорттрековиков российской сборной при подготовке к Олимпийским играм в Сочи. Небольшая комната в здании ОКР – рабочий кабинет Александра – больше похожа на мини-музей. Старые коньки, новые коньки, роликовые коньки, коньки для шорт-трека, комбинезоны и специнвентарь… Тут есть все! Хотите узнать, на чем бегают сильнейшие спортсмены планеты – обратитесь к Кибалко. Он не только расскажет, но и покажет.

Лезвия. Викинги и «клены»…

– В мире профессионального конькобежного спорта есть два основных производителя лезвий: голландский Viking, и – несмотря на название – голландский же Maple («Клен», символ Канады – англ.), – рассказывает Кибалко. – Другие бренды тоже присутствуют, но подавляющее большинство спортсменов выбирают коньки двух упомянутых фирм. На Олимпиаде в Сочи соотношение конькобежцев, использующих Maple и Viking, было примерно 50 на 50. Медалей больше завоевали «Викинги» – 29 против 21. Но Кулижников бегает на «Мэйпл». Тут все зависит от индивидуальных предпочтений – кому что более комфортно. В сборной нет единого поставщика лезвий. Я, например, всю карьеру выступал на Viking – ни на чем другом бегать не мог. При этом каких-то специальных конструкций, моделей, разработанных и произведенных строго под конкретного человека, нет. Грубо говоря, Кулижников ставит свои рекорды на коньках, которые доступны любому его сопернику и которые можно купить в магазине.

Хитрый «кляп»

– Лезвия нынешней конструкции были не всегда. Я, например, начинал заниматься на таких, – показывает Кибалко конек старого типа, производства «Локомотива» 1968 года, лезвие которого жестко прикреплено к ботинку в трех местах. – Мы их называли «ножами» и «гагами». «Гагами» потому, что их изобрел и производил в Гааге родоначальник компании Viking Яп Хавекотт. А потом эти же голландцы изобрели «кляп» – схему, при которой лезвие крепится в передней части с помощью шарнира, а задняя часть остается подвижной. Теперь при каждом шаге угол отрыва конька от поверхности льда становится меньше – больше не приходится «зарываться», ковырять лед мыском. И при этом, толкаясь, ты увеличиваешь «производительность» каждого своего шага на 15-20 см. Повсеместно «кляпы» стали применять где-то с 1997 года. И как только народ научился правильно их использовать, мгновенно обновились все мировые рекорды.

Овал и загиб

– В шорт-треке лезвие сильно смещается влево относительно центра ботинка. В коньках такого нет, – продолжает Александр. – Но из-за больших скоростей конек загибают под поворот. Этому мы, кстати, научились у того же шорт-трека. Есть специальные прокатные станки, которые позволяют добиться нужного результата. Оптимальный радиус загиба определяют спортсмен и тренеры. В принципе, его можно менять хоть от забега к забегу, но делать это нельзя – ощущения спортсменов слишком тонкие, и такие эксперименты пойдут во вред результатам.

Другой важный аспект – заточка и шлифовка лезвий. Опять же, есть специальные станки, в которых конек крепится лезвием вверх, и конькобежец либо техник команды различными камнями полируют металл до зеркального блеска. Процедура заточки требуется практически перед каждым стартом и занимает минут 10-15. Из-за того, что лезвие в этот момент зажато, будто в тисках, его изгиб, следуя законам физики, может меняться – тогда приходится снова его загибать. Хотя станки для вытачивания бывают разных конструкций, самые современные позволяют избежать такого эффекта.

Наконец, еще один важнейший параметр лезвия – овал. То есть, скругление от переднего края к заднему. В конькобежном спорте оно минимально. Скажем, если сложить из наших коньков круг, его радиус составит 22 метра. Для сравнения: в шорт-треке этот показатель равен 8-10 метрам, в хоккее – 5-6 метров. Для измерения радиуса и загиба лезвий существует специальный прибор – микрометр.

Ботинки. Слепок по ноге

– Лезвие – лишь половина конька, – добавляет Кибалко. – Не менее важен и ботинок. Тот, что я вам показываю – стандартный, заводской. Но и его можно подогнать под конкретного человека. Этот ботинок сделан из термоформируемого карбона – разогреваешь в специальной печи, надеваешь на ногу, делаешь слепок по стопе, «мнешь» в нужных местах – готово! Хотя профессионалы высшего уровня, конечно, идут другим путем. Заказывают специальные ботинки полностью ручного производства у специалистов, которых по пальцам одной руки можно пересчитать. В основном такие живут в Канаде, США и Голландии. Хотя в России тоже умельцы есть. Например, Денис Юсков (двукратный и действующий чемпион мира на дистанции 1500 м. – Прим. ред.) бегает в российских ботинках.

Комбинезон. Пять типов материала

– Еще одна ключевая часть экипировки конькобежца, – продолжает Александр. – Тут тоже не все просто. Есть простые комбинезоны из лайкры. Но самые лучшие, в которых выступают ведущие спортсмены, шьют из пяти различных материалов на основе той же лайкры и силикона. Они сконструированы таким образом, что помогают сидеть в посадке – оптимальной позе для бега. Буквально «стягивают» тело атлета. При этом жесткие вставки под комбинезон запрещены. А основной упор делается на максимальную гладкость поверхности. Единственное исключение – зоны предплечий и голени, которыми конькобежцы совершают маховые движения. Видите, какая тут текстура ткани – вся в мелких выемках? Похожа на мячик для гольфа.

Именно поэтому он так далеко летит – создается хитрая турбулентность. Гладкий бы так не улетел. Похожая технология и у конькобежцев. Единственный минус подобных комбинезонов – они не дышат. То есть, спортсмен серьезно потеет. Но с этим приходится мириться. Одна из причин неудачи сборной США в Сочи – они разработали к Играм-2014 новые костюмы с отверстием для вентиляции на спине. Только это решение не лучшим образом повлияло на аэродинамику комбинезонов и в итоге американцы остались без медалей.

Цена вопроса

– Давайте считать, – подытоживает Кибалко. – Комплект лезвий – порядка 700-800 евро. Хватает их при правильном уходе на два сезона. Пара ботинок ручной работы – еще 2000 евро. Комбинезон – 350 евро. И их нужно минимум два на год, хотя топ-атлеты уровня Свена Крамера используют по 8-10. Плюс разминочные костюмы с системой самосброса, как у лыжников – когда можно снять штаны, не разуваясь. Конечно, сейчас мы говорим о мировых лидерах, но любой спортсмен, выполнивший норматив мастера спорта, по-хорошему должен покупать коньки за 50-60 тысяч рублей. Дорого? Конечно! Только так было всегда. В советское время, в 1980-х, пара стоила 1500 рублей. Машину можно было найти за эти деньги! Вот люди и думали, что им делать – копить на «Жигули», на дачу, или на коньки…

Новости. Конькобежный спорт