Жесткий лед «Тиалфа»

Наш корреспондент совершил экскурсию по знаменитому катку, который оказался не очень гостеприимным для российских спортсменов.
news

КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ
ЗАЦЕПИЛО!

Наш корреспондент совершил экскурсию по знаменитому катку, который оказался не очень гостеприимным для российских спортсменов.

НА КОНЬКИ – ПО АБОНЕМЕНТУ

«Тиалф» для коньков – это как «Маракана» для футбола, «Мэдисон Сквер Гарден» для бокса, трасса из натурального камня в Санкт-Морице для бобслея или «Кодокан» для дзюдо. Мекка для целого вида спорта. Ежегодно в Херенвене проводятся минимум два турнира высшего уровня. В этом году – стартовый этап Кубка мира, финал этого соревнования и чемпионат мира по спринтерскому многоборью.

– Голландцы повернуты на коньках, – говорит главный тренер сборной России Константин Полтавец, который 13 лет живет в Херенвене. – Футбол, волейбол, дзюдо – эти виды стали популярны после Второй мировой. А любовь к конькам у них – в генах. Здесь даже проводятся гонки по каналам – 200 км между 11 городами. Зрителей собирается, как на «Тур де Франс». Правда, последний раз такой марафон провели в 1997 году.

В Голландии у каждого конькобежца есть свой фан-клуб. Есть болельщики и других команд: уже семь лет благодаря Марике Фугее («Советский спорт» подробно писал о ней в номере за 13 ноября) подданные королевы Беатрикс болеют и за россиян.

– На соревнованиях в Херенвене почти всегда аншлаг: люди приезжают со всей страны, поэтому многие предпочитают покупать абонементы на «Тиалф», – рассказывает Марике. – Голландцы путешествуют вслед за своими спортсменами по всей Европе. Половина зрителей, которых вы увидите в Инзеле, Хамаре или Берлине, будет из Голландии. До России, правда, мало кто доезжает. Но я не раз была и в Москве, и в Коломне. Правда, такого музея, как в Коломне, на «Тиалфе» нет. Здесь вообще нет музея.

Зато есть «Зал славы», где висят фотографии всех чемпионов. На почетных местах – снимки Светланы Журовой, Игоря Железовского, Николая Гуляева.

КАШЕЛЬ И КРОВЬ ИЗ НОСА

Вместимость «Тиалфа» – 12 500 мест, и он может принять каждого третьего жителя Херенвена. Цены на билеты – немаленькие: 22,50 евро на стоячие места и 37,50 – на сидячие. Правда, снаружи «Тиалф» дворец спорта напоминает отдаленно – это огромный серо-голубой ангар.

– Я знаю, что в России катки – это монументальные сооружения. В Голландии же власти неохотно расстаются с деньгами на спортивные объекты, – рассказывает Янбарт Брийкер, айсмейкер «Тиалфа», которого ваш корреспондент попросил провести экскурсию по катку. – «Мекка» коньков, говорите? Был ею когда-то. Честно говоря, каток устарел. И болельщики не очень довольны. Правда, в следующем году «Тиалф» перестроят, и он будет вмещать 15 000 зрителей. Что касается льда, то он по-прежнему очень быстрый. Самый быстрый среди катков, которые находятся на уровне моря. Правда, со льдом на среднегорье – в Солт-Лейк-Сити, Калгари и Милуоки мы тягаться не можем. Все мировые рекорды теперь устанавливаются там.

– Российские спортсмены говорят, что лед на «Тиалфе» очень жесткий.

– Смотрите, – Янбарт подводит меня к схеме, на которой изображен процесс заливки льда на «Тиалфе», – для разных дистанций мы делаем разный лед: для коротких – более мягкий – 5,5 градуса, чтобы удобнее было отталкиваться. Для длинных – более жесткий, гладкий, порядка – 7 градусов, чтобы легче было скользить. Правда, если в один день проводятся и спринты, и стайерский забег, температуру приходится делать средней между этими значениями.

– Какую воду вы используете для льда?

– Сначала брали обычную – из водопровода, но в ней было много примесей. Потом пробовали природную воду из каналов, но и она не подошла. Поэтому пришлось бурить скважину и использовать артезианскую воду.

– Еще нам постоянно приходится поддерживать низкую влажность, иначе лед будет недостаточно гладкий, – объясняет Брийкер, показывая на компьютер, – сейчас она всего 33%. Из-за низкой влажности у конькобежцев – постоянный кашель, иногда кровь идет носом. Но это неизбежный побочный эффект.

Именно из-за кашля на первом этапе Кубка мира в Голландии не сумела выступить наша Екатерина Шихова, которая на сборах показывала очень хорошие секунды.

– И все же почему центр мировых коньков находится в таком небольшом городе, как Херенвен? – интересуюсь напоследок у своего экскурсовода.

– Когда в конце XIX века создавался Королевский конькобежный союз Голландии, его учредили три клуба любителей коньков. Один из них был из Херенвена и назывался «Тиалф». Когда же потом встал вопрос, где строить каток, в память о том событии выбрали именно Херенвен.

Новости. Конькобежный спорт