Жесткий лед «Тиалфа»
КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ
ЗАЦЕПИЛО!
Наш корреспондент совершил экскурсию по знаменитому катку, который оказался не очень гостеприимным для российских спортсменов.
НА КОНЬКИ – ПО АБОНЕМЕНТУ
«Тиалф» для коньков – это как «Маракана» для футбола, «Мэдисон Сквер Гарден» для бокса, трасса из натурального камня в Санкт-Морице для бобслея или «Кодокан» для дзюдо. Мекка для целого вида спорта. Ежегодно в Херенвене проводятся минимум два турнира высшего уровня. В этом году – стартовый этап Кубка мира, финал этого соревнования и чемпионат мира по спринтерскому многоборью.
– Голландцы повернуты на коньках, – говорит главный тренер сборной России Константин Полтавец, который 13 лет живет в Херенвене. – Футбол, волейбол, дзюдо – эти виды стали популярны после Второй мировой. А любовь к конькам у них – в генах. Здесь даже проводятся гонки по каналам – 200 км между 11 городами. Зрителей собирается, как на «Тур де Франс». Правда, последний раз такой марафон провели в 1997 году.
В Голландии у каждого конькобежца есть свой фан-клуб. Есть болельщики и других команд: уже семь лет благодаря Марике Фугее («Советский спорт» подробно писал о ней в номере за 13 ноября) подданные королевы Беатрикс болеют и за россиян.
– На соревнованиях в Херенвене почти всегда аншлаг: люди приезжают со всей страны, поэтому многие предпочитают покупать абонементы на «Тиалф», – рассказывает Марике. – Голландцы путешествуют вслед за своими спортсменами по всей Европе. Половина зрителей, которых вы увидите в Инзеле, Хамаре или Берлине, будет из Голландии. До России, правда, мало кто доезжает. Но я не раз была и в Москве, и в Коломне. Правда, такого музея, как в Коломне, на «Тиалфе» нет. Здесь вообще нет музея.
Зато есть «Зал славы», где висят фотографии всех чемпионов. На почетных местах – снимки Светланы Журовой, Игоря Железовского, Николая Гуляева.
КАШЕЛЬ И КРОВЬ ИЗ НОСА
Вместимость «Тиалфа» – 12 500 мест, и он может принять каждого третьего жителя Херенвена. Цены на билеты – немаленькие: 22,50 евро на стоячие места и 37,50 – на сидячие. Правда, снаружи «Тиалф» дворец спорта напоминает отдаленно – это огромный серо-голубой ангар.
– Я знаю, что в России катки – это монументальные сооружения. В Голландии же власти неохотно расстаются с деньгами на спортивные объекты, – рассказывает Янбарт Брийкер, айсмейкер «Тиалфа», которого ваш корреспондент попросил провести экскурсию по катку. – «Мекка» коньков, говорите? Был ею когда-то. Честно говоря, каток устарел. И болельщики не очень довольны. Правда, в следующем году «Тиалф» перестроят, и он будет вмещать 15 000 зрителей. Что касается льда, то он по-прежнему очень быстрый. Самый быстрый среди катков, которые находятся на уровне моря. Правда, со льдом на среднегорье – в Солт-Лейк-Сити, Калгари и Милуоки мы тягаться не можем. Все мировые рекорды теперь устанавливаются там.
– Российские спортсмены говорят, что лед на «Тиалфе» очень жесткий.
– Смотрите, – Янбарт подводит меня к схеме, на которой изображен процесс заливки льда на «Тиалфе», – для разных дистанций мы делаем разный лед: для коротких – более мягкий – 5,5 градуса, чтобы удобнее было отталкиваться. Для длинных – более жесткий, гладкий, порядка – 7 градусов, чтобы легче было скользить. Правда, если в один день проводятся и спринты, и стайерский забег, температуру приходится делать средней между этими значениями.
– Какую воду вы используете для льда?
– Сначала брали обычную – из водопровода, но в ней было много примесей. Потом пробовали природную воду из каналов, но и она не подошла. Поэтому пришлось бурить скважину и использовать артезианскую воду.
– Еще нам постоянно приходится поддерживать низкую влажность, иначе лед будет недостаточно гладкий, – объясняет Брийкер, показывая на компьютер, – сейчас она всего 33%. Из-за низкой влажности у конькобежцев – постоянный кашель, иногда кровь идет носом. Но это неизбежный побочный эффект.
Именно из-за кашля на первом этапе Кубка мира в Голландии не сумела выступить наша Екатерина Шихова, которая на сборах показывала очень хорошие секунды.
– И все же почему центр мировых коньков находится в таком небольшом городе, как Херенвен? – интересуюсь напоследок у своего экскурсовода.
– Когда в конце XIX века создавался Королевский конькобежный союз Голландии, его учредили три клуба любителей коньков. Один из них был из Херенвена и назывался «Тиалф». Когда же потом встал вопрос, где строить каток, в память о том событии выбрали именно Херенвен.