Денис Тихомиров: После Олимпиады в Сочи в сноуборде затянули пояса

Президент Федерации сноуборда России Денис Тихомиров – о мельдонии, о спаде Вика Уайлда и возвращении слалома в олимпийскую программу.
news

Президент Федерации сноуборда России и главный тренер национальной команды Денис Тихомиров в интервью Sovsport.ru рассказал о том, применяли ли мельдоний российские сноубордисты и в чем причины спада Вика Уайлда, посетовал на сокращение финансирования федерации, а также обнадежил любителей поворотных дисциплин – слалом может вернуться в программу Олимпийских игр в 2022 году.

«Заварзина предложила вообще не принимать никакие препараты»

– Российский спорт охватил скандал с мельдонием. Ваше мнение – халатность врачей или заговор?
– Каждый должен внимательнее следить за этим: и спортсмены, и тренеры, и врачи. Мы не первый раз сталкиваемся с допинг-контролем и знаем, что существуют формуляры, которые надо заполнять. Кто-то более ответственно относится, кто-то – менее. Старший врач сборной по сноуборду проводил собрание на этот счет. Все были предупреждены о мельдонии.

– Мельдоний использовали раньше в сборной?
– Он был в перечне медикаментов, который раньше предлагало ФМБА. Мы вовремя прекратили использование, это я точно знаю. Наша команда была проинформирована.
При этом я слышал о таком случае. Не буду называть вид спорта, это не в сборной России было. Когда про мельдоний всё объявили, проходила диспансеризация в одном из регионов. Спортсменке местные врачи прописали мельдоний, сказали, что можно. Вот такие люди, возможно, как раз и подставляют спортсменов. Но спортсмен тоже должен быть внимателен.

– А вообще возможно, что кто-то в команде мог не знать о запрете препарата? Мария Шарапова говорила о том, что не знала.
– Мы всё знали, нам приходили сообщения от Минспорта. Другое дело – WADA. В этой организации надо иметь своих представителей, профессионалов по фармакологии из России с хорошим знанием английского, чтобы наши люди были там, так сказать, членами семьи. На примере нашей лыжной ассоциации я знаю, что знание языка намного упрощает общение и улучшает отношение к твоей нации. Если ты профессионал при этом, знаешь вид спорта, то нет какого-либо заговора. Если ты смотришь исподлобья и ходишь волком, то с тобой просто не будут общаться.

– Вы уже говорили, что сноуборд – технический вид спорта, и допинг просто бессмысленен.
– У нас важно, чтобы спортсмен был спокоен. Мы вообще за чистый спорт. Когда начался весь этот скандал с мельдонием, Алена Заварзина, например, сказала: давайте вообще ничего не будем принимать. Вот аскорбинка, витамины, которые принимает весь мир, и все, больше ничего не надо.

– Неужели зарубежные сноубордисты для поддерживающей терапии используют только аскорбинку?
– Если вспомнить первого олимпийского чемпиона по сноуборду канадца Росса Ребальяти, то у него нашли следы марихуаны. Крепкий, атлетичный парень. Тогда ему оставили медаль. Была еще одна сноубордистка из Италии, ее дисквалифицировали из-за допинга. Могу вспомнить только эти два случая. Я не считаю, что какие-то препараты могут помочь в сноуборде. У нас ошибка возникает зачастую из-за того, что ты невнимателен, не следишь за рельефом трассы, неправильно вошел в поворот, сделал неправильное движение на фигуре.

«Параллельный слалом могут вернуть на Олимпиаде-2022»

– История с исключением параллельного слалома из программы Олимпийских игр поутихла. Каковы перспективы возвращения?
– На домашней Олимпиаде мы пробили включение параллельного слалома. Если поднять документы, то можно найти следующее: была заявка от российского оргкомитета о включении этого вида. В олимпийской хартии говорится, что только на домашнюю Олимпиаду вносится вид по просьбе оргкомитета, который проводит Игры.

– Южная Корея не собиралась помогать и включать в 2018 году параллельный слалом в программу?
– Корейцы вообще непонятные. Мы писали им письмо: давайте поддержим олимпийский слалом, сохраним его в программе. Но ответа не было. При этом у них есть чемпион мира среди юниоров в этом виде, они вроде любят параллельный слалом. Корейцы хотят вместе с китайцами приехать к нам потренироваться. Китай, кстати, заинтересован в параллельном слаломе, мы обсудим с ними эту тему. Мы хотим помочь китайцам в подготовке, чтобы они с нами тренировались в слаломных дисциплинах. А мы будем просить, чтобы они спарринговали нас в хаф-пайпе.

– Раз Китаю интересен параллельный слалом, есть ли шансы, что на Олимпиаде-2022 в Пекине этот вид вернется в программу Игр?
– Да, есть такой шанс. Мы разговаривали по этому поводу с рейс-директором FIS, но он всегда дипломатично отвечает. Обсуждается только один вариант – включение командных соревнований по слалому в программу Олимпиады. Наша же позиция – ввести в программу параллельный слалом (PSL) и просто гигантский слалом (GS), с которого начинался олимпийский сноуборд. Но FIS настаивает на командной гонке по слалому.

«Уайлд по-прежнему лидер сборной России»

– После двух побед на Олимпиаде результаты Вика Уайлда пошли на спад. В чем причины, на ваш взгляд?
– Олимпиада – это важнейший старт, но Уайлд по-прежнему силен. Да, в этом сезоне он не так ярко выступал, но у него был подиум. У Вика есть недочеты, проблемы со спиной, мы стараемся помочь. С психологией у него нет проблем. Он однозначно лидер нашей сборной, с таким опытом еще поискать людей. Даже если есть спад, надо продолжать верить в таких людей, придавать уверенность. Диалог у Вика со старшим тренером есть.
Этот сезон тоже был важен. Например, с точки зрения победы в общем зачете Кубка мира. Но календарь в этом сезоне очень рваный в поворотных дисциплинах, он снижает мотивацию спортсмена. Классический Кубок мира это всегда минимум 10 этапов. Но в этот раз было всего 6 этапов – по 3 в слаломе и гиганте. Многие оргкомитеты отказались от проведения этапов из-за отсутствия снега, из-за финансовых проблем. В Европе зима все короче и короче.

– Раз в Европе проблемы со снегом, есть ли возможность увеличить количество российских этапов Кубка мира?
– Очень сложно. У нас есть 2-3 региона, которым это интересно. Сочи должны бы быть в этом списке. Мы летали в Сочи на инспекцию по трассам, но пока активности от курортов, от региона нет. Мы готовим письма в четыре региона, где в перспективе возможны этапы Кубка мира. Мы готовы предложить слалом Кемеровской области. Хорошая площадка есть в Красноярске, но не знаю пока планы этого региона. Есть еще на Урале пару мест. Когда люди на местах узнают примерную смету на организацию этапа Кубка мира, они в шоке. Да, расходы на организацию ТВ-сигнала достаточно высоки.
Тем не менее, как ни странно, Россия проводит больше этапов, чем другие страны. При этом в плане качества ТВ-картинки этапы в Москве и Миассе снимали реально лучше, чем американцы снимают X-Games. На недавнем совещании FIS была названа тройка лучших этапов сезона. На первом месте по всем параметрам, включая качество построенной трассы, был этап в Миассе.

– Но два этапа Кубка мира, которые прошли в этом сезоне в России, удастся сохранить на следующий сезон?
– Трудно сказать. Планы наполеоновские, но все может лопнуть из-за финансов. FIS дала нам время до 1 мая согласовать все свои варианты. Может быть, два этапа мы проведем в следующем сезоне, но это нелегко.

«Финансирование недостаточное, но мы не плачем»

– Серебряный призер Олимпиады в сноуборд-кроссе Николай Олюнин отлично начал сезон – три подиума в первых трех стартах. Затем спад, и в итоге он только четвертый в общем зачете Кубка мира. Что случилось?
– Да, не удержался Коля в лидерах. Пошли более длинные трассы. Думаю, функционально не хватило его в концовке, усталость накопилась. Хотя на последнем этапе в Испании все наши ребята здорово выглядели, показали третье, шестое и восьмое места в квалификации.

– Олюнину было по силам побороться за победу в общем зачете с олимпийским чемпионом Пьером Вольтье?
– Поначалу да, все хорошо начиналось у Коли. Но четвертое место – тоже достойный показатель. При этом Олюнин своим отношением, подходом к делу подтянул других ребят в сборной по сноуборд-кроссу. Он сам натаскивает молодежь, Даниил Дильман и Александр Гузачев уже приближаются к нему по опыту.

– Во фристайльных дисциплинах (хаф-пайп, слоупстайл, биг-эйр) российскому сноуборду по-прежнему сложно рассчитывать на олимпийские медали?
– Сложно. В фавориты нас никто не записывает. А вдруг шальная медаль проскочит? Мое личное мнение, у Антона Мамаева есть достаточный потенциал, учитывая сложность его программы.

– Финансирование после Олимпиады сильно урезали вашей федерации?
– Сократили почти в два раза. Сводим концы с концами. Мы рассчитывали на спонсорскую поддержку, но пока сложно с этим. Раньше были спонсоры, которые пришли чисто под олимпийский проект. После Олимпиады они ушли. Домашние Игры закончились, теперь затяните пояса, что называется. Но у нас есть единомышленники, есть заинтересованность в регионах. Мы не плачем, будем дальше работать.

– Где проводить сборы в непростых экономических условиях?
– Подготовка за рубежом очень затратна сейчас из-за курса валюты. Поэтому ищем площадки в России для подготовки на снегу в летнее время. В хаф-пайпе, слоупстайле и биг-эйре у нас много молодежи, но ее надо постоянно обкатывать. Краткосрочные сборы на две недели за границей ничего не дадут. Нужна постоянная база с пайпом, с парой трамплинов. Все это возможно, но пока проблематично.
Есть Кировск в Мурманской области и Ханты-Мансийск – регионы, которые могут обеспечить подготовку с октября по май. Мы создаем региональные отделения, но зачастую на местах нет желания сотрудничать. Я очень хочу, чтобы получилось в Хантах и Кировске. В Кировске есть желание, есть готовая площадка с системой снижения, мачтами освещения. Нужны небольшие средства, чтобы улучшить эту базу. Третья база в Подмосковье, там необходим крытый комплекс.

– А Эльбрус?
– Наслышан об Архызе, хотелось бы там побывать. Возможно, удастся этим летом. У нас хороший контакт с нашим отделением в Карачаево-Черкесии. На Северном Эльбрусе проект очень интересный, ледник практически не уходит, очень стабильный.

– Какие призовые на этапах Кубка мира? Можно ли вообще заработать в сноуборде?
– Наш вид спорта опасный, экстремальный, и призовые, на мой взгляд, маленькие. На этапе Кубка мира по сноуборду стандартно разыгрывается 50 тысяч долларов, которые распределяются между 20 лучшими – по 10 у мужчин и женщин. Вот и считайте.

– Как же заманить детей в ваш вид спорта?
– Детям сноуборд нравится. Плюс статус олимпийского чемпиона никто не отменял. Этого титула добиваются единицы, но нужно ставить цель и стремиться к ней.

Новости. Сноуборд