«Это катастрофа!» Смазчик российской сборной взял вину за провал на себя
В очередной гонке на чемпионате мира российские мужчины сенсационно провалились. Лучший из наших Александр Легков занял лишь 25-е место, уступив почти две с половиной минуты победителю – норвежцу Петтеру Нортугу.
НЕЛЬЗЯ ЗА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПОТЕРЯТЬ ФОРМУ
В плохой гонке, как в плохом кино, все становится ясно с самого начала. Наша главная надежда Александр Легков (в этом сезоне он выиграл престижную многодневку «Тур де Ски») уже на первой контрольной отсечке уступает Нортугу шесть секунд. Чем дальше, тем страшнее: когда отставание Легкова доходит до полуминуты, следить за ним перестает даже камера. Вылегжанин, между прочим, призер двух последних чемпионатов мира, и вовсе попадает в кадр лишь как участник массовки. Итоговое 57-е место – вообще одно из худших в карьере Максима.
Каких-то четыре дня назад в скиатлоне Вылегжанин и Легков были соответственно пятым и шестым. Причем Максим тогда уступил Нортугу секунду – а сейчас, на дистанции вдвое короче, больше четырех минут! Растерять форму столь быстро просто невозможно. А значит, дело тут в чем-то ином…
«ПОКА С КУЛАКАМИ НЕ НАБРАСЫВАЛИСЬ»
-- У ребят были очень плохие лыжи, -- глава сервис-группы российской сборной Урмас Вяльбе (бывший муж президента федерации и главного тренера Елены Вяльбе) не отрицает, что именно он вместе с помощниками виноват в провале. Вяльбе прямо отвечает на любые вопросы и честно пытается понять причины своей ошибки. Это, безусловно, делает ему честь.
-- Такие сильные спортсмены, как наши, не могут занимать в гонке места с 25-го и ниже, -- продолжает Вяльбе. – Учитывая, что дело произошло на чемпионате мира, иначе, чем катастрофой, я назвать это не могу.
-- Еще накануне Юлия Чекалева сенсационно выиграла бронзу, в частности, из-за отлично смазанных лыж. Что изменилось за сутки?
-- Погода изменилась. Заметно потеплело. Но для нас это не было проблемой. Обычно ошибки со смазкой случаются, когда погода меняется в последний момент до старта. Вот тут возникает суета, срочно ищутся новые варианты, которые не всегда оказываются удачными… Но сегодня за два часа до старта гонки погода была стабильной! То есть мы спокойно тестировали лыжи, без всякого ажиотажа.
-- На стадии тестирования лыж у вас не было ощущения, что мы сильно проигрываем конкурентам?
-- Нет, все шло как обычно. Мы пробовали разные варианты порошков и парафинов, искали лучшие лыжи. У Максима Вылегжанина, например, перебрали весь парк лыж, пока нашли тот вариант, что его устроил. Окончательный выбор пары ведь всегда за спортсменом. И ни один из парней не сказал: «Я не пойду на старт, потому что мои лыжи колом стоят!» Наоборот, вроде все были довольны.
-- В какой момент гонки вы поняли, что случилась очень серьезная ошибка со смазкой?
-- После первой отсечки. На ней Легков проигрывал шесть секунд, но потом его отставание стало сильно расти. Саша шел за Иваном Бабиковым из Канады, который вообще-то не часто занимает высокие места. Но тут Легков даже не мог выйти вперед. Потом Саша сказал, что как он ни толкался, нельзя было ничего сделать…
-- У вас есть объяснение, что все-таки было сделано неправильно? Может, у наших ребят просто нет подходящих лыж на такую погоду?
-- Нет, так не бывает. У меня есть одна идея, но пока не уверен, что она правильная. Дело в том, что ночью здесь шел небольшой снег, и мне показалось, что лыжня чистая. Но, когда ребята вернули свои лыжи после гонки, на них был слой грязи. Когда снег грязный, как весной, лыжи мажут совсем по-другому. Тут нужны более жесткие парафины, которые меньше собирают грязь. А мы этот фактор не учли.
-- Что лыжники сказали вам после гонки?
-- Пока с кулаками никто не набрасывался, -- смеется Вяльбе. – На самом деле ребята отреагировали спокойно. Все и без слов все понимают. В лыжах такие ситуации случаются, это спорт. Но мы сейчас проведем собрание со смазчиками и сделаем все, чтобы разобраться в нашей ошибке и больше ничего подобного не допускать.