Автора! Ищем виновника фантастического прогресса сборной России
ШОРТ-ТРЕК
Сборная России по шорт-треку стала главным поставщиком новостей на старте зимнего сезона. Сначала за две недели до начала Кубка мира – отставка корейского тренера Джимми Джена и его помощника Кван Бук Чоя из-за конфликта с российским главным тренером Анатолием Брасалиным. А затем, как в сказке, команда-середняк выигрывает на двух стартовых этапах Кубка мира четыре медали – три бронзы и серебро. Такого в истории отечественного шорт-трека еще не было. «Советский спорт» попытался разобраться в причинах столь неожиданного взлета.
В российском шорт-треке нынче раскол: спортсмены фактически разделились на два лагеря – одни поддерживают ушедших корейских тренеров и возражают против методов Анатолия Брасалина, другие – представители Омска и личные ученики Брасалина – на его стороне. Отечественный спорт давно не знал такой ситуации, когда лидеры команды не стеснялись бы открыто высказываться против главного тренера.
Мы попросили ответить на вопросы анкеты двух наших самых титулованных спортсменов по итогам первых двух этапов Кубка мира – призеров на дистанции 500 м и в эстафете Владимира Григорьева и Евгения Козулина. А также лидера женской команды, воспитанницу Брасалина Татьяну Бородулину, которая вернулась в Россию после трех лет выступлений за Австралию и уже была четвертой на этапе Кубка мира-2011 на дистанции 500 м.
Владимир ГРИГОРЬЕВ, бронзовый призер второго этапа Кубка мира на дистанции 500 м, серебряный призер второго этапа Кубка мира в эстафете 5000 м:
1. Новая техника, методика, индивидуальный подход к спортсменам, которые за прошедший год привнесли в сборную корейские специалисты. Там было столько всего, что словами не описать! Например, я старше других ребят, мне уже 29, и некоторые нагрузки даются тяжелее. Корейцы, такое впечатление, видели меня насквозь и корректировали план с учетом моих особенностей. Я работал со многими тренерами в России и на Украине, но лучше Джимми меня никто не чувствовал.
2. Некоторые ребята до сих пор надеются, что корейцы вернутся. Я не знаю, кому и зачем было выгодно говорить, что Джимми Джен с помощником «задавили» команду нагрузками. Такого и близко не было! Мы даже просили президента федерации Алексея Кравцова вернуть корейцев. К сожалению, он к нам не прислушался.
3. Ничем не отличаются. Хотя руководство обещало, что теперь мы будем работать по-новому. Все как было, так и осталось. Я только надеюсь, что заложенной за год и три месяца работы с Джимми базы хватит до конца сезона. А там видно будет…
4. Никакой заслуги Брасалина я здесь не вижу. Наши, российские, тренеры сильны на словах. Но как доходит до дела, все становится очень сложно. Лично я не знаю в мире лучших тренеров, чем Джен и его помощник Чой.
5. Говорят, Ан уже в январе сможет выступать за сборную. Летом на сборе бывали такие тренировки, которые кореец из-за проблем со здоровьем не мог выполнять вместе с нами. Хотя по тактике и технике он нас превосходит. И такого олимпийского опыта нет ни у кого из россиян. Я надеюсь, что Ан прежде всего поможет нашей эстафете. Ну и, конечно, попытается проявить себя в личном зачете…
Татьяна
БОРОДУЛИНА, пятикратная чемпионка
Европы,
призер
этапов Кубка мира:
1. Думаю, большой вклад в наши результаты внесли корейские тренеры. Я готовлюсь в сборной России уже с прошлого года и могу оценить ту огромную работу, которую мы с ними проделали. Именно тяжелый труд и принес результат на первых двух этапах. Кроме того, мне нравится, что в сборной появился командный дух. Все друг другу помогают, болеют и вместе работают на победу. Ребята у нас очень дружные – кто бы ни выиграл медаль, они искренне за него порадуются.
2. Первая неделя после отъезда корейцев была очень тяжелой. Мы же вообще не понимали причин того, что произошло. Ни в федерации, ни сами корейцы ничего не объяснили… В такой ситуации буквально руки опускались. Но ближе к старту этапа все поняли, что если хотим хорошо бежать, надо продолжать тренироваться, как будто ничего не случилось.
3. Очень сложно сравнивать методику двух разных тренеров. Ведь корейцы готовили нас в период межсезонья, когда закладывалась база. А Анатолий Иванович принял за две недели до соревнований, когда нагрузки уже по любой методике должны снижаться. Могу сказать, что мне работать с корейцами было интересно. Но и у Брасалина, помню еще по прошлому опыту, нагрузки очень серьезные.
4. Так нельзя ставить вопрос – ведь Анатолий Иванович раньше исполнял обязанности главного тренера, но по факту нас не тренировал. План составляли корейцы, а Брасалин мог только что-то подсказать или подкорректировать. Лично я тренируюсь у Брасалина с 17 лет, и в мое становление как спортсменки он внес очень большой вклад. Но как тренера сборной я Анатолия Ивановича пока не очень хорошо знаю.
5. Ли дважды выигрывала юниорский чемпионат мира, это очень высокий уровень. Правда, на международной арене она давно не выступала. Кореянка должна стартовать вне зачета на чемпионате России, там все и станет понятно. Но мне кажется, она должна стать для нас усилением. У женской команды ведь тоже были шансы на медали, мы с Олей Беляковой бежали в финалах. И лишняя конкуренция вместе с везением, может быть, как раз то, что нам нужно, чтобы быть на пьедестале.
Евгений КОЗУЛИН, бронзовый призер первого этапа Кубка мира на дистанции 500 м, серебряный призер второго этапа Кубка мира в эстафете 5000 м:
1. Причина на самом деле одна – упорная работа и профессиональное взаимодействие спортсменов и корейских наставников. Мы больше года шли к этим результатам. В прошлом сезоне уже были возможности выигрывать медали, но не хватало каких-то мелочей, а иногда удачи. В этом году все наоборот – есть везение, но нет корейских тренеров.
2. Первые дни мы просто не знали, что делать. Было не до тренировок, не могли собраться психологически, чтобы полноценно работать. Мы не видели для себя никакого будущего. Но потом мы с ребятами сели, подумали, что так дальше жить нельзя, и приступили к тренировкам по планам корейцев.
3. Брасалин ничего в мои тренировки не вносил. Я работал по тому плану, что оставил Джимми. А помогал мне ассистент Брасалина Александр Герциков. С ним можно было посоветоваться, обсудить технические нюансы…
4. Конечно, Джимми Джена! Если говорить в таком контексте о ком-то из российских специалистов, то только о Герцикове. Он не стеснялся учиться у корейцев, спрашивать, сравнивать… Анатолий Иванович же изначально считал себя умнее Джимми и его помощников.
5. Мне трудно это оценить, так как я давно не видел Ана в деле. Все станет ясно, когда он начнет стартовать. А сейчас я думаю больше о собственной подготовке.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ДЖИММИ ДЖЕНОМ?
В начале октября 2011 года на тренировке сборной в американском Солт-Лейк-Сити произошел конфликт между корейскими тренерами Джимми Дженом и его помощником Кван Бук Чоем и главным тренером сборной Анатолием Брасалиным.
Джен с помощником покинули расположение сборной и впоследствии были уволены президентом Союза конькобежцев России Алексеем Кравцовым. Брасалин остался главным тренером. Министерство спорта поддержало это решение.