Олимпийский чемпион Виктор Власов: Стрельбище в Мытищах – намоленное место
В уходящем году стрельбищу «Динамо» в Мытищах исполнилось бы 90 лет. Увы, но отпраздновать эту солидную дату не суждено – уже несколько лет, как стрелки-спортсмены потеряли свой дом. Хотя не все так безнадежно – при определенных финансовых вложениях стрельбище можно восстановить. О том, что стрелковый комплекс в Мытищах значил для стрелков, «Советскому спорту» рассказал заслуженный тренер России, олимпийский чемпион Виктор Власов.
ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ ДЗЕРЖИНСКОГО
– Виктор Алексеевич, правда ли, что чуть не специальное постановление Совнаркома было, чтобы построить стрельбище в Мытищах…
– Не было постановления Совнаркома, а было распоряжение Дзержинского. И в 1923 году стрельбище открылось. На нем стали заниматься люди, которые потом защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны. А для многих поколений советских спортсменов это стрельбище стало своеобразной альма-матер.
– Оно ведь две реконструкции пережило…
– Первую – к чемпионату мира 1958 года, а потом к Московской Олимпиаде. Но реконструкцией это назвать трудно – к Играм-1980 стрельбище фактически было построено заново. И летом 1979‑го, за год до Олимпиады, там впервые были проведены крупные международные соревнования – Предолимпийская неделя (которые проводились параллельно Спартакиаде народов СССР). Тогда лучшим стрельбищем в Европе считалось мюнхенское, его построили к Играм 1972 года. Так вот, могу с полной уверенностью сказать, что стрельбище в Мытищах после реконструкции ни в чем мюнхенскому не уступало. Помню, как сильнейшие стрелки мира, приехавшие на Предолимпийскую неделю, цокали языками от зависти и восхищения.
– Что же их так восхитило?
– Да там все было классно! Никаких излишеств, все продумано до мелочей, все сделано для удобства спортсменов. На нем было приятно стрелять и до реконструкции, а уж после – это просто сказка. Будь моя воля, вручил бы за это архитекторам Государственную премию…
25 лет стрельбище «Динамо» служило верой и правдой нашему стрелковому спорту, – продолжает Власов. – Мы вот Мюнхен вспомнили, а ведь стрельбище там до сих про функционирует, в отличие от Мытищ. Там три года назад чемпионат мира проходил. Вот уж воистину: что имеем, не храним…
«…А СКОЛЬКО ЗДЕСЬ УСТАНОВЛЕНО РЕКОРДОВ!»
– Мытищи ведь еще вошли в историю тем, что первое золото Московской Олимпиады именно там было выиграно…
– Саша Мелентьев положил почин. В стрельбе из произвольного малокалиберного пистолета победил с мировым и олимпийским рекордом. И что самое интересное, его рекорд – 581 очко из 600 – до сих пор не побит. Уже 33 года прошло, но никто даже близко не может приблизиться к такому результату.
– Виктор Алексеевич, ведь вы тогда второе олимпийское золото в стрельбе принесли…
– Да, через два дня после Саши. Я победил в соревнованиях из малокалиберной винтовки в стрельбе из трех положений. Тоже с мировым и олимпийским рекордом – 1173 очка из 1200. Но мой мировой рекорд продержался лишь три года, в отличие от мелентьевского. А потом Игорь Соколов выиграл третье золото в упражнении по движущейся мишени. Помню, набрал 589 очков из 600.
– Победу как отпраздновали?
– Ну как у русских людей принято праздновать? – смеется Виктор Алексеевич. – Но запомнилось другое: как председатель Олимпийского комитета СССР Павлов вручал мне удостоверение заслуженного мастера спорта.
– Чем же?
– Это было на следующий день после победы. Пока я шел к нему через весь зал, он высказал некоторое удивление, что именно я победил в этом упражнении. Мол, вот неожиданная, внеплановая медаль. Абсолютным фаворитом считалась болгарка Нонка Матова, лидер двух сезонов. Тогда мужчины и женщины еще вместе соревновались. «Сергей Павлович, – сказал я, подойдя к нему, – я ж не мальчик для битья, которого поставили от безысходности, тоже кое-что в нашем деле умею».
– И что Павлов?
– Вы знаете, порадовался моим словам. Поздравил искренне, пожал руку…
– Болит душа за стрельбище в Мытищах? Ведь столько у вас с ним связано…
– Это был почти дом родной для всех стрелков со стажем. Сколько на нем установлено рекордов! Это же намоленное место. Разве нормально, что стрельбище, расположенное рядом с Москвой, теперь недоступно спортсменам, а занимаются там практической стрельбой? В России сейчас не осталось ни одного стрельбища международного уровня. Да и те, что есть, строятся в основном на частные средства. А построенное на государственные не бережется…
– А из стрельбищ международного уровня – все за границей остались?
– Да, в Белоруссии, на Украине – минское и львовское. Но в силу ситуации в этих странах они тоже на ладан дышат. Да и с мытищинским все равно не идут ни в какое сравнение.