Мужчина и оружие – единое целое
19 июля Владимир Путин в Новогорске встретился с победителями и призерами XXVII Всемирной летней универсиады. После приветственной речи Президента неожиданно попросил слово старший тренер мужской винтовочной группы сборной России по пулевой стрельбе Евгений Крайнов. О том, почему он решил обратиться к Путину, как мы потеряли главные базы и что надо сделать, чтобы наши военнослужащие научились стрелять, Евгений Крайнов рассказал «Советскому спорту».
«ДУША БОЛИТ ЗА НАШ СПОРТ»
– Евгений Анатольевич, как вы решились обратиться к Президенту напрямую?
– Знаете, душа болит за наш спорт. Хочется, чтобы Россия вновь поднялась на самые высокие места в мировых рейтингах. Все-таки Советский Союз был большой стрелковой державой. Но в 90-х было много потеряно.
– Что конкретно мы потеряли?
– Почти все главные стрельбища, на которых готовились спортсмены в Союзе, остались за границей – в Латвии, Эстонии, Украине... В Алма-Ате было отличное стрельбище, в Сухуми. Мы там в феврале начинали подготовку к сезону на открытом воздухе, проводили различные всесоюзные соревнования. И до конца ноября пользовались этой базой. В Сухуми спортсмены практиковались в стрельбе на ветру. И сейчас нам очень не хватает такой базы.
Кроме этого, было очень много мелких тиров. Но сейчас они либо пришли в негодность, либо используются не по назначению.
– Те базы, что остались за границей, сейчас используются по назначению?
– Конечно. Например, стрельбище во Львове специально строилось к чемпионату Европы в 1979 году. Оно большое, многофункциональное. Украинские спортсмены там готовятся.
– А база в Сухуми?
– Нет, она разрушена. Я там был несколько лет назад – ничего не осталось. Там проходила линия фронта.
– Не очень радостную картину вы нарисовали. А что с базами в России?
– Когда у нас вообще ни одного стрельбища не осталось, пришел на помощь частный бизнес. Владимир Лисин (президент Стрелкового союза России. – Прим. ред.) построил «Лисью нору» в подмосковной Икше, крупнейший в Европе спортивно-стрелковый комплекс. Там тренируемся, там же проводим всероссийские соревнования. Недавно в Липецкой области построили хорошее стрельбище, а в самом Липецке открыли тир. В этом году в Новогорске вступил в строй отличный современный стрелковый комплекс. Такой же комплекс построили к Универсиаде в Казане. На встрече с Путиным я предложил сделать там базу сборной России и открыть центр олимпийской подготовки. Это прекрасное стрельбище должно жить и работать.
«НОВОБРАНЦЫ ДО АРМИИ АВТОМАТА В ГЛАЗА НЕ ВИДЕЛИ»
– В советские времена в каждой школе был тир, и я сам, помнится, сдавал нормативы по стрельбе из мелкокалиберной винтовки. Может, вернуть в школьную программу стрельбу?
– Это было бы очень хорошо. В 90-е годы вышел запрет на хранение оружия в школах. Возможно, в связи с угрозой терроризма это было правильное решение. Но вместе с этим стрельба из школьной программы ушла. И вернуть ее было бы очень полезно не только для спорта, но и для нашей армии. Мужчина и оружие – это единое целое.
– Отличный образ! В связи с этим хочу вам напомнить слова Путина на той самой встрече в Новогорске: «Стрелковый спорт – не только медали на международных соревнованиях, но и подготовка для службы в Вооруженных силах».
– Действительно, в армии очень скверно стреляют. Вот и Шойгу недавно после крупных учений об этом сказал. Я ведь подполковник запаса, отдал армии много лет. И видел, как все это увядает. Как только отменили начальную военную подготовку в школе, на армии это сказалось моментально. Новобранцы не только не умеют стрелять, они и автомата до армии в глаза не видели. Приходится их обучать с нуля тому, чему раньше учили на НВП. Самое удивительное, что не только солдаты, но и офицеры разучились стрелять. В Советской армии постоянно проводились соревнования между взводами, ротами, батальонами и т.д. Потом это сошло на нет.
– Евгений Анатольевич, вы работаете в ЦСКА. Расскажите, какая сейчас существует система в армейском клубе?
– Здесь есть повод для оптимизма. Идет возрождение военного стрелкового спорта. Мы впервые после долгих лет провели чемпионат Вооруженных сил по стрельбе из штатного оружия – пистолета Макарова и автомата Калашникова. Недавно российская команда участвовала в Спартакиаде Вооруженных сил во Львове. Радует, что мы вновь стали участвовать в международных соревнованиях среди военнослужащих. Недавно под эгиду ЦСКА отдали стрельбище в Алабино. Долгие годы оно было бесхозным, сейчас его приводят в порядок. Но в принципе стрельбище в рабочем состоянии, у спортсменов-военнослужащих наконец-то появилась своя база.
«Надо увеличить количество соревнований»
Лучшие стрелки Урала разыграли медали в Калачево