Двукратная олимпийская чемпионка Елена Посевина: Ангелы не побеждают – только демоны!
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
ПЕКИН-2008
ГРУППЫ. ФИНАЛ
Гимнастка из Нижнего Новгорода – единственная в нынешней команде, кто остался после Афин в сборной. И с титановым штырем в стопе блестяще выиграла свое второе золото Игр.
«КАЛИНКА»? О БОЖЕ!»
– Вы рисковали, настолько усложнив программу?
– Это Олимпийские игры. Надо рисковать, чтобы получать высокую, достойную оценку и побеждать.
– Почему вы за полтора месяца до Олимпиады поменяли музыку в программе?
– Прежняя не понравилась Ирине Александровне (Винер. – Прим. ред.). Мы в нее не попадали. Она сказала, что мы в ней никакие. И потому взяли русское народное – «Калинку». Поставили ее практически за неделю.
– Если «Калинку» услышите где-нибудь в ресторане…
– …закроем уши и воскликнем: «О боже!» – смеется Посевина. – Хотя, наверно, вспомним всякие моменты олимпийские, и нам станет весело.
– Саундтрек для обручей у вас более грозный.
– Для обручей мы взяли «Ангелов и демонов» из бродвейского мюзикла.
– И кто же у вас в группе с ангельскими крылышками, а кто – с демоническим взглядом?
– Ангелов у нас нет. Ну, они, возможно, были в первый день – мы очень плохо выступили. Не так, как мы можем. Нельзя быть ангелом и побеждать. Сила должна быть на ковре, пусть это будет называться демонизмом.
– Этот жесткий образ в обычной жизни не мешает?
– Спорт – это одно, а жизнь – другое. Хотя и в ней жесткость не помешает.
«ВСЕ ПЕРЕЛОМАНО…»
– У вас кто-то в группе выступал с травмой?
– Одной девочке предстоит серьезное обследование, ей нужно ложиться на операцию сразу после Олимпийских игр. Это Аня Гавриленко. У Татьяны Горбуновой повреждение стопы. Возможно, трещина. У нас у всех очень больные ноги, стопы, спины. Мы выступаем на максимуме, на своем пределе.
– Поэтому пекинское золото вам далось тяжелее афинского?
– Оно точно для меня более ценно из-за того, что я вам сказала. Афинская медаль, конечно, тоже значимая. Но через такие испытания, как сейчас, я четыре года назад не проходила.
– То есть по прибытии в Москву вы чуть ли не полным составом – в ЦИТО?
– Нет, спасибо. То есть я пока – точно нет. После Афин травмы посыпались где-то через год. Посмотрим, что будет сейчас: программы и требования все усложняются. Прыжки такие, нагрузки на ноги…
– Китаянки бурно прогрессируют. Не кажется ли вам: в их почерке есть что-то до боли знакомое из нашей, советской и российской, школы?
– Они техничны. Стали очень красиво двигаться. Пластичны. Эта сильная команда уже в скором будущем составит сильную конкуренцию российской.
– Тренеры отечественной школы сегодня у всех, даже у китайцев.
– Наши специалисты работают практически во всех сильнейших сборных. Даже у Китая есть белорусский хореограф… Наша хореограф Ольга Николаевна Сыч, конечно, лучше всех, но учатся наши соперницы быстро-быстро.
«ОБОЙДУСЬ БЕЗ ЛОНДОНА»
– Мы говорим уже о завтрашнем дне, о новом олимпийском цикле. А вы найдете в себе силы на третий заход, в Лондон?
– Не-е-ет, спасибо, – смешно машет руками Лена и смеется.
– Но можно было вешать купальник на гвоздь и после Афин. Что вас заставило еще четыре года изнурять себя тренировками?
– Наверное, две вещи. Большое терпение и большая мечта. Двукратных чемпионов в нашем виде не так много. Да, у меня была серьезная травма тогда. И после Олимпиады-2004 проще всего было уйти. Тогда мне поставили штырь в стопу. Где он и стоит до сих пор. Титановый штырь на месте перелома. После этого я вернулась и продолжила тренироваться.
– Ваша популярность в родном Нижнем Новгороде теперь возрастет многократно?
– Ой, не знаю. Я там и не была, наверное, уже с полгода – постоянные соревнования и сборы, домой не попадешь. Сначала готовились к Европе, потом к Пекину.
– Чемпионки-гимнастки быстро и успешно становятся лицами серьезных фирм, участвуют в рекламных кампаниях…
– Я, честно говоря, видела только Алину Кабаеву и Ирину Чащину в таких проектах. Может, еще Ляйсан Утяшеву. А за нами производители рекламы пока не бегают. Групповые упражнения, кажется, не так популярны, как девочки-одиночницы.
– Кто сменит вас на капитанском мостике сборной?
– Это будут решать девочки и тренеры, наверное, уже без меня. И многое будет зависеть от травм.
8 ЧАСОВ ЕЖЕДНЕВНЫХ ТРЕНИРОВОК
– Чужие программы вы смотрите не все, а свои приходится пересматривать?
– Наши выступления снимаются на видео, потом мы пересматриваем, следим за синхронностью.
– Китаянки официально заявляют, что их гимнастическая сборная тренируется по восемь часов в день. Это, кажется, и ваш норматив?
– Да у нас тоже рабочий день – восемь часов. Если бы тренировались меньше, такой слаженности, особенно в сложных связках, и близко не было бы. Чтобы и дальше побеждать китаянок, возможно, придется тренироваться больше восьми часов. Только количеством нарабатывается качество.
– Для распределения мест на пьедестале сегодня имело значение, что игры идут в столице Китая?
– Думаю, в другой стране эти команды были бы расставлены так же. Спортсмены из Китая и правда очень сильно подтянулись, это видно во всем.
– Ваш совет китайским гимнасткам на будущее? – спрашивает подбежавший китайский репортер.
– Продолжать в том же духе. Они молодцы. Второе их выступление, обруч, нам очень понравилось с девочками. Оценить полностью музыку вряд ли смогу – это, насколько мы поняли, китайская народная музыка.
– Какой отпуск положен вам после четырехлетней каторги и победы в Пекине?
– Можно я этот вопрос оставлю без комментария, – смеется Лена, переглянувшись с подругами по команде. – По идее должны давать неделю. Но мы возьмем отпуск подольше.