Двукратный олимпийский чемпион Андрей Моисеев: Меня и «КамАЗ» не возьмет
СОБЫТИЕ ДНЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Два года назад россиянин Андрей Моисеев завоевал в Пекине вторую золотую олимпийскую медаль. Завоевал и… ушел в тень. Полгода Моисеев отдыхал. А когда решил вернуться, попал в аварию. Во время чемпионата Европы в Дебрецене Андрей впервые рассказал корреспонденту «Советского спорта» подробности того происшествия. И поделился скверным анекдотом: как ростовские чиновники за победу в Пекине наградили олимпионика той же самой квартирой, которую он получил за… золото Афин-2004.
Двухместный номер в гостинице «CamPus» Андрей Моисеев делит, как обычно, с товарищем по сборной России Ильей Фроловым. Визит корреспондента за два часа до отбоя – удачное время для поштучного ознакомления с ворохом амуниции двукратного олимпийского чемпиона.
– Заслуженный мастер спорта сам укладывает свою спортивную форму?
– С удовольствием доверил бы эту миссию кому-нибудь другому, – у открытого баула, полулежа на кровати, смеется полуголый Моисеев. – Вот три шпаги, маска фехтовальная, два шнура, костюм, кроссовки, набочник. Для бега: шиповки, кроссовки, трусы, майка разминочная и стартовая. Для плавания – разминочные плавки, стартовые шорты. Вес амуниции – порядка 18 килограммов.
НЕЛЮБИМЫЙ СЫН РОСТОВА-ПАПЫ
– Багаж на соревнования укладываете в родном Ростове?
– Большую часть времени провожу в Москве на спортбазе в поселке Северный. Живу в двухместном номере. Питание отличное, условия сказочные.
– Совсем забыли Ростов-папу?
– В параллельном зачете я выступаю за два города: Москва – Ростов. Но надоело уже. Ростов, на мой взгляд, вообще не держится за своих спортсменов. И теперь приоритет для меня – представлять Москву.
– Живя в Ростове, вы стали двукратным олимпийским чемпионом, а сейчас бочку катите.
– Я всегда держался за родной Ростов. Но когда в городе тебе «дарят» ту же квартиру за победу в Пекине, которую ты уже получил за золото в Афинах, какое отношение будет к местным чиновникам? Четыре года до Пекина квартира считалась служебной, только теперь, в 2010-м, я получил право ее приватизировать. Раньше кормили обещаниями. После приезда из Китая тогдашний губернатор Владимир Чуб сказал: ну сейчас-то ты точно получишь на нее документы. А то, что я завоевал уже вторую Олимпийскую медаль – не в счет…
– Драгоценные квартиры, однако, в Ростове…
– Ничего особенного. Трехкомнатная квартира старой планировки – 78 квадратов жилплощади на отшибе города. Была бы московская прописка – я б давно уже имел две квартиры в столице. А квартира в Москве стоит три ростовских.
ПОЧЕМ ЗОЛОТО ИГР?
– Московская прописка вам светит в ближайшее время?
– Делаю все возможное. Много чего обещали в жизни, но не особо веришь чиновникам. У них стиль жизни – обещания давать. С выполнением туговато. Опять же нужно будет заново давать результат, чтобы на что-то рассчитывать.
«Параллелил» с Москвой я с первой своей Олимпиады. Для показухи мое олимпийское золото считалось и «московским». Но когда разговор заходил о квартире в столице, то «наша медаль» превращалась в чужую.
– Зачем же так долго держались за Ростов?
– Верил обещаниям. Я коренной ростовчанин. Но если в московской спортшколе я получаю 30 тысяч рублей, то в ростовской – пять... Когда сетовал в Ростове на маленькую зарплату – мне объясняли: согласно тарификации мы не можем платить тебе больше. Спасало, что я – военнослужащий в «Динамо», а там зарплата порядка 20 тысяч. Я не бедный, если там и там помаленьку получаешь – жить можно. Но, мне кажется, достойный спортсмен не должен заниматься крохоборством.
– Разве «Фонд поддержки олимпийцев» мало платит выдающимся российским спортсменам?
– Платит. Как и после Афин, за победу на Играх в Пекине мне заплатили 100 тысяч евро. Но тут вот какая штука, чемпионам Афин-2004 в течение следующего за Олимпиадой года платили грант – пять тысяч долларов в месяц. Таких же грантов мы ждали и после Пекина, но «Фонд поддержки олимпийцев», сославшись на мировой финансовый кризис, их отменил.
– Зато до скончания века вы ежемесячно будете получать 15тысяч рублей за олимпийское золото. Или все-таки 30 тысяч за две победы на Играх?
– Вы про олимпийскую пенсию? Даже если ты стал четырехкратным олимпийским чемпионом, ты ежемесячно все равно будешь получать пятнадцать.
АВАРИЯ В КОЛОРАДО-СПРИНГС
– Вы однажды попали под колеса автомобиля, но скрывали этот факт.
– Я не скрывал. Просто у нас вид такой «суперпопулярный», а с прессой я не общался.
– Лучше поздно…
– На подготовительных сборах в Колорадо-Спрингс бежали кросс с Ильей Фроловым. Городок тихий, спокойный, машин мало. На пути из парка в гостиницу – три полосы. Одну перебежали, вторую. Машины едут потихоньку. Одна машина нас пропускает, я делаю шаг, два, три и получаю удар в правое бедро. Хорошо не в опорную ногу. Одну ногу я в тот момент на тротуар ставил, а вторую подтягивал. Как Илья Фролов потом рассказал: от удара я метра на два подлетел, упал на газон, все перепугались. Я думал, перелом. Лежу, шевелю ногой, вроде не больно. Первые два дня казалось все нормально – компрессы, мази. А на третий день – обострение. Диагноз – сильный ушиб бедра и голени. И самочувствие все хуже. Почти полгода ушло на восстановление. Мне советовали американцы написать заявление в полицию, но я не стал. По-человечески жаль водителя, ему и так несладко. Там сразу служба «911» приехала, вертолет вызывали. От госпитализации я отказался.
– Что за марка была у злополучного автомобиля?
– Полуджип. Да меня и «КамАЗ» не возьмет, – заливаются смехом на пару Моисеев с Фроловым.
БЕЗ «КОМБАЙНА» ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ
– Когда определили для себя, что замахнетесь на участие в Играх-2012?
– Других жизненных перспектив не намечалось, поэтому вместе с моим тренером Андреем Тропиным решили продолжить сотрудничество.
– Партнеры по сборной не обижались: мы тренируемся, а Моисеев почивает на лаврах?
– Я не лежал на печи, бегал потихоньку, плавал. Просто предсезонку пропустил. В январе 2010-го начал активно шевелиться. Чего там обижаться, у нас же не футбол, на Олимпиаде медаль разыгрывается только в индивидуальной программе.
– Может быть, вас подхлестнул к возвращению приход в сборную России перспективнейшего белоруса Александра Лесуна?
– Нет. Лесун появился недавно.
– Но раздражитель-то он сильный?
– Если у человека получается – здорово. Сегодня – ты на коне, завтра – другой. Страха нет, когда ты правильно выполняешь свою работу. У нас каждый член сборной, если нигде не капнет, не завалит определенный вид, способен претендовать на медаль. Нормальный климат внутри команды должен присутствовать в любом случае. Если бойцы стоят друг за друга горой, тогда у всех результат получается выше. Кого-то начинает душить жаба, мол, у меня все складывается неплохо, я сижу в уголке и помалкиваю, пусть идет, как идет… Кто ведет себя так, в итоге ничего не получает.
– Но путевок на Игры в современном пятиборье всего две…
– После Пекина конкуренция увеличилась, когда в программе пятиборцев появился новый вид – комбинация бега со стрельбой. Пока этот элемент у меня не очень идет. В Дебрецене до «комбайна» я лидировал в общем зачете, а в итоге стал пятым.
– Чем страшен «комбайн»?
– На высоком пульсе подбегаешь к огневому рубежу. А со стрельбой и в спокойном состоянии у меня были проблемы. Лично я не считаю, что «комбайн» способствует популяризации современного пятиборья, но надо играть по новым правилам.
«РАНЬШЕ НЕМНОЖКО БРАКОНЬЕРНИЧАЛИ»
– После развода вновь не женились?
– Пока холост. Но в перспективе не говорю «нет». Жизнь спортсмена – постоянные разъезды. Я думаю, в первую очередь в этом причина нашего развода, – вмиг грустнеет чемпион.
– Развод стал ударом для вас?
– С одной стороны – да. Тем более есть ребенок. Хорошо, что с бывшей супругой остались нормальные отношения. Капризов и скандалов не было, и сейчас большую часть времени ребенок проводит с моей мамой.
– Часто общаетесь с сыном?
– Стараюсь. 6 августа Роману Андреевичу будет 4 года. Развитый ребенок. Уже знает, что его папа – двукратный олимпийский чемпион.
– В Пекине после победного финиша вы признались, что увлекаетесь рыбалкой.
– От рыбалки я отошел. Вот раньше мы с дядей немножко даже браконьерничали. Выезжали на Азовское море и забрасывали интересные штучки. Сети ставили, но большой урон природе не наносили. Судака ловили, толстолобика…
«Я – СКРЫТЫЙ ЛЕВША»
– Вы активно жестикулируете и фехтуете левой рукой, стреляете правой. Вы – скрытый левша?
– Точно. Сами знаете, в советские времена с левшами боролись со школьной скамьи. Мама меня переучила на правую руку, писать стал правой. После года занятий пятиборьем в 1999 году, когда мне было 20 лет, мой тогдашний тренер Юрий Петрович Раздайбедин предложил фехтовать левой. Полгода потел – начал прибавлять. В фехтовании левша считается более неудобным соперником. Фехтую левой, стреляю – правой. Одна рука отдыхает – другая работает. Удобно.
– Может, стоит вам взять пистолет в левую руку и проблема решится сама собой?
– Страшновато. Многое придется перестраивать, например, патрон заряжать, а это очень тонкая работа. Кстати, я и в футболе – левша. На тренировках перед фехтованием минут 15–20 гоняем мяч. Я – не дриблер, но в принципе пас могу отдать и по воротам пробить.
– За кого болели во время чемпионата мира?
– За немцев и голландцев. Немцы – тактически выстроенная команда. Работает четко по схеме.
«НЕ ЗНАЮ О СУДЬБАХ ЗОЛОТЫХ ЛОШАДЕЙ»
– Откройте секрет, как вам удается найти подход к лошади за 20 минут перед конкуром…
– В начале карьеры конкур казался самым страшным видом. Не понимал, как с лошадью совладать. Понимание пришло – ничего сложного. Есть описание лошади, рекомендации спецов – что использовать: шпоры там, хлыст. Перед соревнованием, во время «протаскивания» ты смотришь, как лошадь проходит по маршруту. Казалось бы, «чистая» лошадь, но, когда на нее садится пятиборец, скакун может взбрыкнуть. Лошадь надо заставлять только через грубость. Жесткие, конкретные упражнения: повод, шенкель, нога, шпора. Сама по себе лошадь прыгать через препятствие не будет.
– Неужели путь к славе пятиборца лежит через жестокое отношение к коняге?
– Нужно найти тонкую грань, чтобы не переборщить. Пусть лошадь идет на барьер своим ходом. Во время прыжка ей не мешай, нужен только четкий контроль, чтобы не ушла влево-вправо. Ты должен показать лошади, кто здесь хозяин. Ну, давай, родная, вот тебе сахарок, морковка – такие вещи здесь не прокатывают.
– Если такую модель поведения воспроизвести в семейной жизни, то возможен долгий счастливый брак?
– Ну, нет. В семье партнеры должны уступать в чем-то друг другу. На лошади проехали и забыли, а семейная жизнь – это другое.
– Вы уже запамятовали тех лошадей, что помогли вам выиграть золото Олимпийских игр?
– Клички тех лошадей я помню, но, как сложилась их судьба, не знаю.
«ПОКА ТРЕНЕР УДЕЛЯЕТ МНЕ МАЛО ВНИМАНИЯ»
– Ваши отношения с личным тренером Андреем Тропиным претерпели изменения после второй золотой Олимпиады в Пекине?
– Он тоже переживает из-за моего «комбайна», но, на мой взгляд, уделяет мне недостаточно внимания. Тропин теперь старший тренер сборной. Он считает, что пока есть масса времени до Олимпийских игр, и этот сезон можно пройти по накатанной. Но со следующего сезона надо работать на 100 процентов.
– Ревнуете тренера к другим спортсменам?
– Личный тренер на то и существует, чтобы работать с воспитанником. Я – не голословен, мне есть с чем сравнивать. Но, думаю, к Олимпиаде в Лондоне все наладится.
– Не задумывались, что сборную России ждет в Лондоне?
– Наша сборная пятиборцев – одна из сильнейших в мире. Будет финансовая поддержка – все сложится нормально. Да, чиновники чесаться начинают за год до Олимпиады. Прошла летняя Олимпиада – забыли про «летников» и урезали финансирование. Все средства бросают на зимние виды. Зимняя Олимпиада долой – «зимников» обрубают…
В пятиборье за год до Олимпиады не могут появиться молодые таланты, которые в одночасье начнут все выигрывать. Молодых надо обкатывать минимум три года до главного старта, чтобы юниор въехал в специфику взрослых соревнований. За год до Игр мы из США можем не вылазить, хоть личного тренера бери, вместе с врачом, массажистом и психологом. А сейчас на сборы едут только личные тренеры сильнейших спортсменов.
– Вы же с премьером Путиным общаетесь на правительственных приемах, поделитесь с ним наболевшим.
– У премьер-министра других проблем хватает. Однако если бы спросил он меня по поводу подготовки к Олимпиаде, я ответил бы то же, что и вам. Но не надо все валить на чиновников. Видел по телевизору, как один наш лыжник в Ванкувере оправдывался: ой, не вышли вовремя на пик формы, ой, нас плохо кормили, поэтому ужасно выступили. Как это не кормили? Держали на воде и хлебе?
ЛАДАНКА – К УДАЧЕ?
– Каково ощущать себя Королем рыцарей пяти спортивных качеств?
– Не думаю, что я – Король современного пятиборья. И до меня в сборных СССР, а позднее и в России были герои. Тот же Эдуард Зеновка, возможно, был сильнее меня, но два раза на Олимпиадах (1992, 1996 гг.) он останавливался в шаге от золота, хотя был абсолютным лидером. Просто Фортуна ему не улыбнулась…
– Судя по вашим олимпийским наградам у вас с Фортуной долгосрочный контракт? Или амулет волшебный имеется? Кстати, что это у вас за ладанка на шее?
– Ладанку друзья подарили в 2002-м. На ней Георгий Победоносец. Но я не думаю, что ладанка – главный секрет моих побед на Играх. Просто пахать надо.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
СТАРШИЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ РОССИИ АНДРЕЙ ТРОПИН: МОИСЕЕВ ПАССАЖИРОМ В ЛОНДОН НЕ ПОЕДЕТ
– Моисеев недоволен, что вы, как личный тренер, мало времени уделяете его подготовке…
– Не надо бежать впереди паровоза. Давайте дождемся, когда устаканятся правила, когда узаконят лазерное оружие. С прошлого года, когда ввели в пятиборье «комбайн», на каждом этапе Кубка мира все менялось, то кнопочки на огневом рубеже, то фонари. Когда переходили на однодневное пятиборье, прошло минимум четыре года, пока народ понял, как выступать. А сейчас только год внедрению «комбайна». Но остальные три вида: фехтование, плавание, конкур – никто не убирал. Сейчас идет сбор информации, просчитываем соперников.
– С Моисеевым вы работаете с 1998 года. В чем уникальность вашего подопечного?
– В стрессовой ситуации Андрей дает хороший результат. Когда он в команде, остальные не могут работать спустя рукава. Он лидер и для друзей всегда все сделает. Сначала он рос до понимания требований тренера. Сейчас нам нужно расти вместе. Я считаю, чтобы прийти к правильному решению, между тренером и спортсменом обязательно должен быть диалог. Если и посылаем друг друга на эмоциях, то все одно – любя.
– Моисеев может замахнуться на третье олимпийское золото?
– Уместен ли этот вопрос, когда Моисееву дарят за два олимпийских золота одну и ту же квартиру дважды? А ведь Андрею доверили нести флаг сборной России на закрытии Олимпиады в Афинах, его просили о том же в Пекине. В истории России с 1992 года всего четверо россиян, кто по два раза выигрывал Игры. В их числе Андрей Моисеев. А кому нужно третье золото Моисеева, кроме него самого и его тренера?
– Хорошо, а сумеет Моисеев за два года до Игр-2012 наладить свой «комбайн»?
– Если Моисеев почувствует, что на Олимпиаде у него не получится – он пассажиром в Лондон не поедет.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Андрей МОИСЕЕВ
Родился 3 июня 1979 года в Ростове-на-Дону.
Заслуженный мастер спорта.
В современное пятиборье пришел в 1998 году из плавания (мастер спорта по плаванию).
В сборной команде России с 2001 года.
Чемпион Европы (2003) в командном первенстве.
Чемпион мира (2004) в командном зачете и эстафете.
Двукратный олимпийский чемпион (Афины-2004, Пекин-2008).
На церемонии закрытия Игр в Афинах Андрею Моисееву было доверено нести российский флаг.
Окончил Кубанскую госакадемию физической культуры в 2003 году. Холост.