Ольга Коростелева: До сих пор, когда смотрю Олимпиаду, мурашки по коже
Легендарная баскетболистка и тренер самой титулованной российской команды сегодня примет участие в эстафете Олимпийского огня.
Ольга Коростелева — одна из самых легендарных баскетболисток не только Екатеринбурга, но и России. На ее счету золотые медали двух Олимпиад, в том числе 1980-го года, которая проходила в Москве. Сейчас Ольга Федоровна работает в тренерском штабе клуба УГМК, где является единственным российским специалистом. Корреспондент JustMedia Евгения Теленная поговорила с известной спортсменкой о предстоящей эстафете, московской Олимпиаде и современном баскетболе.
— Баскетбол считается летним видом спорта, насколько для вас интересна и актуальна зимняя Олимпиада?
— С зимними видами спорта я, скажем так, не дружу. Но быть факелоносцем — это очень приятно.
— Спортсмены часто говорят, что во время Олимпиады не успевают в полной мере ощутить праздник, так как заняты подготовкой к соревнованиям. Действительно так?
— Есть же открытие Олимпиады, в котором участвуют все спортсмены. Это, наверное, самый торжественный момент.
— Вы участвовали в двух Олимпиадах, в том числе и в московской в 1980-м. Тогда страна также готовилась, как сейчас или все было по-другому?
— Мне сложно сказать, я же не принимала участие в подготовке. Но это всегда хлопотно, всегда строительство чего-то нового, большого. Это прекрасно, я считаю, когда Олимпиада проходит у тебя в стране, потому что после этого остается много спортивных сооружений, которые потом используются. Конечно, когда мы вышли на стадион, у нас был шок, потому что это было очень красиво, торжественно. Шикарное было открытие, конечно, глубокое впечатление оставляют такие мероприятия.
— Для спортсмена домашние Олимпиады накладывают дополнительную ответственность?
— Любая Олимпиада — это большая ответственность, а дома по идее стены должны помогать. Тем не менее, я всегда любила играть на выездах, потому что там более свободно себя чувствуешь. А дома есть напряжение, хочется как можно лучше выступить, а получается не всегда.
— На сочинской Олимпиаде за какими-то видами спорта будете следить?
— Конечно. Мне нравится фигурное катание, хоккей. На что время хватит, то и буду смотреть, у нас же свои соревнования будут идти. Это всегда интересно, это же Олимпиада, это страсти, слезы побед и поражений. Это не объяснить словами, этим нужно проникнуться. Я до сих пор, когда смотрю по телевизору, у меня аж мурашки по телу бегут, все это вспоминаешь.
— Какая из двух ваших Олимпиад вам больше запомнилась?
— Обе, они были совершенно разные. Одна в социалистической стране, другая — в капиталистической. Это же 76-й год был, все было в новинку для нас.
— А эстафета огня на Олимпиаде-80 была?
— Вот этого не помню. Сам огонь тогда зажигал Сергей Белов, баскетболист наш, это был основной факел. Мы готовились к играм, нам не до этого было. Только на открытии видели, как Сергей выбегает по трибунам и зажигает огонь.
— Нынешняя эстафета вам нравится?
— С одной стороны, где-то, может, переборщили, но с другой — люди, которые несли факел, почувствовали себя участниками Олимпиады. Кроме того, многие увидели другие города, другие уголочки нашей страны, это же интересно.
— Думали, как сами факел понесете?
— А что там думать? Как флаг (смеется). Я бегу от ДИВСа под 194-м номером, в день эстафеты у нас у всех будет инструктаж, нас соберут, все объяснят, думаю, ничего сложного.
— От клуба «УГМК» бежит еще Анна Петракова, обсуждали с ней это событие?
— У нас в это время игра должна была быть, и до последнего момента обсуждали, будет бежать она или нет. Но матч в результате перенесли, поэтому она тоже понесет факел.
— А вообще современный баскетбол отличается от того, в который играли вы?
— Конечно. Сейчас баскетболистки — это атлетически сильные спортсменки, игра стала более жесткой. У нас был более схематичный, хитрый, тактичный баскетбол. Сейчас даже можно заметить на игроках защитные всякие вещи, это уже говорит о том, что игра более жесткая.
— Олаф Ланге как-то говорил, что судейство в Европе более лояльное, чем российское, и допускает как раз такой контактный баскетбол.
— Да, безусловно. Мы к этому идем, но стараемся не допускать грубости. Есть моменты, когда арбитры допускают, и если ты уже в течение матча это один раз пропустил, вся игра и будет такой грубой. А мы не хотим, чтоб так было. Хочется, чтоб все было порядочно.
— Но вы настраиваете девушек на игры Евролиги, что игра может быть более агрессивной?
— Конечно, но они это и так уже знают, они профессионалы. Девушки могут с российскими командами где-то себя расслабить и сыграть помягче, но в Европе уже не расслабишься, там начинается настоящая борьба.
— УГМК завоевала уже все, что можно, в прошлом году, наконец, стала чемпионом Евролиги. Нет расслабленности от постоянных побед?
— Нет, они хотят еще раз выиграть Евролигу. Зачем тогда играть в баскетбол, если не стремиться к победам? Каждый хочет попасть в сборную страны, поехать на Олимпиаду. Для этого нужно держать соответствующую форму, и не важно, сколько у тебя медалей.
— Есть мнение, что сложно бывает работать с женскими командами, из-за особенностей характера. Так это?
— Вы скажите мне, а где легко работать? В любой команде тяжело, где столько людей, с разными характерами, национальностями, и звездами. Но и подбирают игроков не просто так. Если кто-то очень агрессивно себя, допустим, ведет или капризничает, на следующий сезон этого человека стараются не брать. Важно, чтоб в команде была семейная атмосфера.
— Получается?
— У нас, да. В этом плане, мне очень нравится наша команда, ее вполне можно назвать единой семьей.
— В тренерском штабе вы единственный российский специалист, как вам работается в таком интернациональном коллективе?
— Есть, конечно, языковой барьер. Но мы много рисуем, составляем схемы, термины все спортивные, можно сказать, на языке баскетбола общаемся.
— В этом году российская сборная по баскетболу очень неудачно выступила на Чемпионате Европы. На ваш взгляд, с чем это связано?
— Женский баскетбол у нас немного подсел. Нужно наигрывать молодых игроков в таких командах, как наша. Но, к сожалению, пока не дотягивают, не могут продемонстрировать тот класс мастерства, который им необходим. Но это трудно. В Вологде есть чисто русская команда, в которой наигрываются молодые перспективные девочки. Конечно, сразу не будет звезд, но постепенно мы поднимем российский баскетбол.
— К слову о российских баскетболистах в команде, часто поднимается вопрос об отмене лимита на легионеров. Какая у вас позиция на этот счет?
—Я считаю, что легионеры должны быть, но не очень много. Ограничивать нужно, но наши девушки у них учатся, им нужно на кого-то равняться.
—Те, кто высказывается за отмену лимита, считают, что из-за этого ограничения российские игроки чувствуют себя расслабленно, зная, что им гарантированно место в команде. Согласны?
— Нет, это обманчивое мнение. Они, наоборот, стараются выступать наравне с легионерами, это вполне здоровая конкуренция.
— В последнем матче УГМК в Евролиге у вас состоялся дебют Анастасии Точиловой. Расскажите немного о ней?
— Год назад она получила серьезную травму во время тренировки с нами, год восстанавливалась, морально и физически. Сейчас мы ее потихоньку привлекаем в состав, но пока она работает на два фронта: за молодежку и за нас. Поучиться ей еще, есть чему. Минуты на две мы ее выпускаем на площадку, и за это время ей нужно себя проявить. А это знаете, как тяжело — со скамейки выйти! Сидишь 38 минут, а потом за две должна показать то, что ты умеешь. И она показала, два очка заработала (смеется). Мне бы хотелось, чтобы Настюха у нас закрепилась, очень хорошие данные, еще бы характер более спортивный был.
— В ближайшее время появятся еще молодые игроки в УГМК?
— Насчет молодежи сложно сказать, но новые игроки в следующем сезоне обязательно будут.