Пловец, спасший 20 человек из утонувшего троллейбуса, понесет олимпийский факел в Москве

Пловец Шаварш Карапетян, который 37 лет назад спас 20 человек из утонувшего троллейбуса, понесет олимпийский факел в Москве в первой десятке факелоносцев.

Пловец Шаварш Карапетян, который 37 лет назад спас 20 человек из утонувшего троллейбуса, понесет олимпийский факел в Москве в первой десятке факелоносцев.

Геннадий БОЧАРОВ, в 1976 году – спецкор «КП», лауреат премии Союза журналистов РФ «Золотое перо России».

В свое время я написал в «Комсомолке» строки, которые как нельзя лучше подходят к личности, о которой намерен сказать, а вернее – напомнить читателям «Советского спорта». Речь – о 7-кратном чемпионе СССР, 13-кратном чемпионе Европы, рекордсмене мира по скоростному подводному плаванью Шаварше Карапетяне.

Вот эти строки: «Если кого-то из нас еще переполняют силы неясных устремлений, и мы вслед за кем-то стараемся подняться на самые высокие горные вершины земли, пусть в нас останутся силы и на то, чтобы подняться на высоту отдельных людей, которых порождает любое время».

Что ж, подвиг Шаварша, его биография, сила его духа действительно относятся к тем не забываемым людьми событиям, которые, во-первых, резко меняют наши представления о человеческих возможностях, а во-вторых, призывают хотя бы в редкие минуты собственной жизни подумать – на что способен ты сам.

Суть совершенного Шаваршем – в несколько строк. Для молодого поколения.

Ереван. Конец рабочего дня. Шаварш и его брат Камо заканчивают тренировочный 20-километровый пробег в районе огромного Ереванского водохранилища. По плотине движется нескончаемый поток машин. Среди них – переполненный в час пик троллейбус. Неожиданно троллейбус срывается с плотины и летит в воду (у водителя произошел инфаркт). Несколько секунд, и Шаварш, как и сотни водителей на плотине, видят только ролики штанг троллейбуса – его корпус уже под водой, на дне. Шаварш на ходу сбрасывает с себя тренировочный костюм и, понимая, что он один и никто больше не сможет так профессионально сориентироваться под водой, попытавшись спасти хоть кого-нибудь из несчастных, ныряет в холодную воду. Подплывает к штангам. Вода мутная, взболмоченная илом. Но он ныряет и вскоре обнаруживает очертания троллейбуса. В следующее мгновение голыми ногами разбивает толстое заднее стекло и начинает выхватывать в подводных сумерках шоково-безвольных пассажиров из салона.


Первый – и Шаварш, от могучего толчка немедленно всплывающий на поверхность, передает спасенного человека брату (к тому времени над головой Шаварша уже кружил на лодке Камо). Спасает второго. Третьего. С берега на досках вплавь начинают направляться люди. Но Шаварш действует пока один. Он ныряет один, а выныривает вдвоем. Пятый спасенный. Десятый спасенный. Пятнадцатый спасенный. Двадцатый! Двадцать первым спасать приходится уже самого спасателя. Шаварша увозят на лодке, затем на «Скорой помощи». Порезанные стеклами ноги заливают кровью носилки. Угроза заражения, угроза жизни…

Это лишь сухое «арифметическое» изложение событий того далекого осеннего дня в Ереване. Подробные рассказы о ЧП и дальнейшей судьбе рекордсмена мира СМИ распространили на все континенты. Шаварш оказался первым советским спортсменом, который был удостоен приза FairPlay. После лечения ему даже удастся установить еще один рекорд – в Риме. Но последний. Тот страшный день на водохранилище не прошел даром. Но к жизни нормальной, здоровой, активной Шаварш вернулся.

Он живет в Москве. У него прекрасная семья. Дети. У него прекрасная судьба. И отдельно – самое отзывчивое в мире сердце.

Именно на нравственную высоту таких личностей, как он, я и призывал в начале этой заметки ориентироваться людей небезразличных, имеющих пусть и не ясные, но светлые устремления. А тем, кто никак не находит ответа на вечный вопрос, что такое человек и что он может, подвиг Шаварша Карапетяна дал исчерпывающий ответ: что человек может, то он и есть.


Шаварш Карапетян: Олимпийским факелом открою сыну дорогу на Игры

Новости. Олимпиада